Начинать толкование любого художественного произведения следует с его заглавия.
"Легкое дыхание…". Что заключает в себе название рассказа? Вдумаемся в каждое слово.
"Дыхание" - это то, без чего невозможна жизнь, это ее признак. Легкое - не тяжелое, ничем не затрудненное и не стесненное, свободное. Заглавие настраивает на восприятие чего-то легкого, светлого, радостного.
Но первое же слово, с которого начинается рассказ, резко все меняет. Оно кажется невозможным, нелепым, а поэтому страшным. Оно обманывает ожидания читателя, переносит его туда, где он меньше всего предполагает оказаться.
"На кладбище…". Тема, обозначенная заглавием, вдруг повисает в воздухе, внезапно обрывается нить ассоциаций, уже возникшая в сознании читателя. Жизнь, только что заявившая о себе, ее "легкое дыхание" придавлены "тяжелым крестом".
Жизнь и смерть… Противоположные, не находящиеся в самой тесной связи понятия. Понятия, невозможные одно без другого. Значит, рассказ об этом?
"На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий". Каждое слово в этой фразе значимо, здесь "жизнь" и "смерть" сосуществуют в каждой детали: "свежая… насыпь", "новый…. Крест", "легкое дыхание" - "тяжелый крест". Крест стоит, жизнь остановилась. Жизнь и смерть… Антитеза проявляется в новых и новых образах, подкрепляясь в сознании читателя привычными ассоциациями.
"Апрель"
(весна, жизнь, свет)
|
"дни серые"
(тусклые, печальные)
|
"Фарфоровый"….(искусственный,
мертвый)
|
венок"
(цветы, жизнь).
|
И далее: "В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый медальон, а в медальоне фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская". Печаль и радость, смерть и жизнь. Здесь вдруг они меняются местами. Заметьте, не могила Оли Мещерской, а Оля Мещерская. Перед нами возникает удивительно живой образ молоденькой гимназистки, грациозного и пленительного в своей естественности существа.
"Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года от всей гимназии - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…".
"…И уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним…". На наш взгляд, здесь намечены два мотива, которые пройдут через весь рассказа. Мотив блеска, блистания, сияния и мотив ветрености, изменчивости.
Проследим развитие каждого мотива. "Бессмертно сияют" глаза Оли Мещерской, даже с фотографии они смотрят на нас, "радостные, поразительно живые".
Сияние. Блеск в рассказе Бунина свойственны еще только солнцу, являющемуся символом жизни: "солнце лучистое", "солнце блестело", "солнце светило". А героиня рассказа - отражение солнечного света на земле: легкий "солнечный зайчик", приобретает тот самый блеск, озаряется светом: "блестящая голландка" в кабинете начальницы, "блистательная зала, на фоне которой написан портрет молодого царя. Молодость царя и "свежесть ландышей на письменном столе" не случайны. Они подчеркивают молодость и свежесть героини, которой кажется, что весь мир такой же, как она, блистательный, юный, вечный: "Я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто".
Так что же такое Оля Мещерская? Воплощение живой жизни, молодости, свежести? Но почему же она, самая живая из всех, так рано уходит из жизни?
"Свежие ландыши" - "свежая насыпь" - "свежо дует полевой воздух".
"Холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста".
"Вихрем носилась по сборному залу", "с разбегу остановилась" - это об Оле Мещерской, ее кружении по жизни. И уже в конце повествования мы слышим снова "звон ветра в фарфоровом венке".
Этот мотив не случаен, благодаря ему возникает образ жизненного вихря, в круговорот которого и попало это, еще такое юное, незрелое, удивительно легкое создание.
Почему же так легко закружилась Оля Мещерская в водовороте жизни, стала такой легкой его жертвой? А какой была ее жизнь?
"Она ничего не боялась", "без всяких ее забот и усилий", "совсем сошла с ума от веселья", "казалась самой беззаботной, самой счастливой…".
Может быть, в этом разгадка? Безумная радость бытия, эгоизм сделали ее аморальным существом.
Вот именно, Оля Мещерская - очаровательное существо, но не человек. Им она не стала. Беззаботный мотылек-однодневка, "солнечный зайчик", прелестный цветок…Она - органическая часть природы, стихии.
Эту мысль подтверждает последняя фраза рассказа: "Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре".
О "легком дыхании" Оли мы узнаем из воспоминания ее классной дамы, которая часто приходит на могилу своей ученицы. Еще один женский образ? Зачем?
"Немолодая девушка, - так характеризует ее автор, - давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.
Если Оля Мещерская не задумывалась над своей жизнью, с легкостью растрачивала ее, то "классная дама" выдумала себе жизнь, нашла для себя опору, ухватилась за нее и "счастлива", как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди". Ее жизнь - самопожертвование брату, идее, мечте. У нее даже имени собственного нет. Она его потеряла. Полное отсутствие "я", отсутствие самореализации, личностной самореализации.
"Маленькая женщина","немолодая девушка","классная дама" |
Нереализованность личности |
С тем и другим образом соотнесено понятие |
"Счастье" |
Трагедия, безвременная смерть,потеря "я", духовная смерть, трагедия, может быть менее очевидная |
Но что же влечет эту "маленькую женщину" к могиле Оли Мещерской? Может быть, бессознательно она тянется к тому, что недостает ей самой? Парадокс, но Оля Мещерская, уже умершая, в воспоминаниях "классной дамы" живее, чем она сама в действительном мире.
О чем ж этот рассказ?
"Об обреченности красоты и молодости на гибель. (Кстати, старение - тоже гибель молодости, увядание, умирание, только медленное. Этого лишена героиня, что обостряет трагизм, сближает блеск живой жизни и ее неизбежный конец).
"О том, что жизнь, без ее осознания не имеет цены, она - пустое. Но и осознание, осмысление, выстраивание искусственное не есть счастье, скорее наоборот".
О жизни и смерти, вечной загадке бытия. О том, что стоит она перед всеми, но решает ее каждый по-своему, у каждого свой путь".
Марина Викторовна Черкашина, учитель русского языка и литературы муниципальной гимназии №10 г.Новосибирска
Другие работы по теме:
Бунин и. а. - Поэтическое слово и. а. бунина
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней.
Литературный герой ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ
Ольга мещерская героиня рассказа И. А. Бунина Легкое дыхание. Рассказ основан на материале газетной хроники офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии. Бунин уловил образ абсолютно естественной alignjustifyольга мещерская героиня рассказа.
Тема Кол-во страниц
И. А. Бунин и И. С. Тургенев: к вопросу традиций и новаторства (на примере произведений «Жизнь Арсеньева» и «Дворянское гнездо»)
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания. Б. В. Аверин. // Иван Бунин: pro et contra. – Спб.: Феникс, 2001. – С. 658-663
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
«Окаянные дни» Бунина
Бунин, как мы знаем, решительно отвечает на Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию 1917 года.
Тема нравственного подвига в рассказе Бунина Лапти
И.А. Бунин – прозаик первой половины ХХ века, мастер короткого рассказа. В своих небольших по объему прозаических произведениях Иван Бунин поднимает различные проблемы: долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Писатель, не используя назидательные концовки, дидактические наставления, пишет о самом важном для человека, воспитывая чувство ответственности.
Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина Господин из Сан-Франциско
Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки в Европу, чтобы напоследок насладиться жизнью.
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" Автор: Бунин И.А. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин написал в 1915 году. Изначально рассказ назывался "Смерть на Капре" и имел эпиграф, взятый из Апокалипсиса, Новый Завет: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий", который в последствии писатель убрал, видимо, желая заменить главную тему с катастрофичности его современности, технического прогресса (тема актуальная для писателей и поэтов того времени, вспомним хотя бы Есенина) на подмену духовных ценностей материальными и утраты смысла жизни.
Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Женские образы в рассказе И. А. Бунина Легкое дыхание
Женские образы в рассказе И. А. Бунина "Легкое дыхание" Автор: Бунин И.А. Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина "Лёгкое дыхание". Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской - главной героини рассказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла.
Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина
Автор: Бунин И.А. Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина. («Холодная осень», «Солнечный удар», «Темные аллеи») В своем творчестве многие писатели нередко обращаются к вечным темам любви, красоты, памяти. Эта тема коснулась и И.А. Бунина, потому что любовь для него – это высшая ценность в этой тяжелой и непостоянной жизни.
Проблема любви в рассказе И.А. Бунина Темные аллеи
Проблема любви в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи" Автор: Бунин И.А. Любовь- это самое светлое чувство, но, к сожалению, оно часто приносит нам страдания. Безответная любовь, разлука влюбленных людей или преграды, мешающие быть вместе. Например, различие в социальном статусе. Именно эта проблема затрагивается в произведении Бунина И.А. «Темные аллеи».
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Чистый понедельник
Глазунова Вероника РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.
Хронограф по И.А. Бунину
И.А. Бунин (1870-1953) 1870 г. 10 октября в городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин 1881-1886 гг. Годы учения в Елецкой гимназии. 1887 г. В газете "Родина" напечатаны первые стихотворения и рассказы Бунина.
Творчество И. А. Бунина
Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма.
Женские образы поздней бунинской прозы
Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера.
«Найти звук...»
Проза И. А. Бунина удивительно ритмична и музыкальна, недаром автор первоначально приходит в большую литературу поэтом. Отсюда четкость построения предложений, концентрация образов и деталей даже в небольшом объеме и звучность текста.
Поэтическое слово И. А. Бунина
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей.
Стихотворение И.А.Бунина
"Последний шмель". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.А.Бунина "Последний шмель". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. Бунина
Автор: Бунин И.А. В творчестве двух русских писателей начала века — А. И. Куприна и И. А. Бунина — прослеживается одна общая тема — тема любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но она почти всегда трагична. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться, и при том навсегда, что происходит во всех рассказах И.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
------------------------------------ В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захватывает все помыслы человека,все его силы. Чтобы любовь не выдохлась,необходимо расстаться и навсегда,что происходит во всех рассказах Бунина.Все его герои живут в ожидании любви,ищут её и чаще всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у писателя долго не живёт-в семье,в браке,в буднях.Короткая,ослепительная вспышка,до дна озарившая души влюблённых,приводит их к трагическому концугибели,самоубийству,небутию.В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты:душевная чистота,мечтательность,пылкое воображение,соединён-
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Любовь в произведениях И. А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл “Темные аллеи” является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы, а жизненные зарисовки.