В
теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классич.
психоанализа , заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму. С точки
зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения
между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций
детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к
безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение
потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот –
поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний,
гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к
развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности
перед лицом потенциально опасного мира.
По
Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у
взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным
стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или
невротических тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2)
в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в
эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в
честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и
неопровержимости.
Позднее
эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых
представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства
безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая
ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от
людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было
выделено три типа невротической личности: уступчивый, обособленный и
агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко
меняет их сообразно обстоятельствам.
Список литературы
Н.
В. Чепелева. Неофрейдизм (К.Хорни)
Другие работы по теме:
Зигмунд Фрейд и фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый. Понятие бессознательного. Психосексуальная теория Фрейда. Инстинкты. Внутреннее "оно". Контроль "я". Система "сверх-я". Комплекс эдипта и начало тотемизма. Фрейд и неофрейдизм.
Социальные концепции фрейдизма и неофрейдизма
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Контрольная работа по философии на тему: Социальные концепции фрейдизма и неофрейдизма
Философские идеи психоанализа
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ухтинский государственный технический университет
Западная философия 20 века
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ Факультет СПО
Учение Карен Хорни
Неофрейдизм К.Хорни. Полемика с Фрейдом. Психология полов в учении К. Хорни. Неврозы. Культурная обусловленность. Характеристика самоанализа.
Классический психоанализ и неофрейдизм
Психоанализ как общие теории и методы лечения нервных и психических болезней, предложенные австрийским невропатологом и психиатром З. Фрейдом. Философское течение психоанализа, создание учения о строении психики, структурной теории, социальной философии.
Неофрейдизм
Неофрейдизм, направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма.
Неофрейдизм
Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Психоанализ Фрейда. Неофрейдизм. Понятие. Краткая история возникновения и развития. Изменения структуры психоанализа, его развитие в работах последователей Фрейда.
Концепция психоанализа Фрейда
Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике.
Неофрейдизм
Карен Хорни: образ Я. Эрих Фромм: "бегство от свободы". Гарри Спок Салливен: межличностные отношения.
Межличностная теория психиатрии (Г.С.Салливан)
Теория межличностных отношений известна также под названием социальной психиатрии. Ее автора – Салливана – некоторые ученые относят к неофрейдистам, т. к. его позиция близка идеям Хорни, Фромма .
Конформизм
Понятие конформизма, его сущность и особенности, история открытия и изучения, современное состояние изученности. Национальные стереотипы и попытки их исследования. Порядок изменения уровня конформности в зависимости от различных внешних факторов.
Социокультурная теория К. Хорни
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Реферат по учебной дисциплине "Основы психологии и пкдагогики"
Защитные формы альтруизма
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Факультет психологии Кафедра общей психологии Реферат на тему: "Защитные формы альтруизма"
Концепция невротической личности К. Хорни
Цель психотерапии Хорни. Стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". Невротические потребности, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными тревогой.
Психология конфликта К. Хорни
Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие "базисной тревоги", виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.
Теория Хорни
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ХОРНИ Структура характера, согласно Хорни (41, 42), развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом.
Введение в психоанализ
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия педагогики Факультет психологии Реферат по курсу “Введение в психоанализ” Фамилия, и.о. студента
Тест по Психотерапии
В клиент - центрированной психотерапии Роджерса одной из важнейших задач является: 1) преодоление личностных конфликтов 2) решение эмоциональных проблем
Направления в психологии
направления Годы страны представители Методы изучения Предмет изучения Основные понятия бихевиоризм США 1913 Дж.Уотсон, Э.Толмен Наблюдение эксперимент
Психоанализ 2
Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах.
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Основные идеи неофрейдизма
Идеи, теории и взгляды основных представителей неофрейдизма. Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера, социокультурной теории К. Хорни. Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма, "Интерперсональная теория психиатрии" Г.С. Салливана.
Конфликт в теории К. Хорни
Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.
Темы ов для студентов II
Место сдачи – кафедра общей социологии факультета социологии гу – вшэ, Кочновский проезд, д. 3, ком. 436
Новые левые
Введение 1 Оказавшие влияние на движение 2 Представители новых левых 3 Связанные с новыми левыми 5 Книги Введение Новые левые — направление в политике, отождествляющее себя с левой идеей, но противопоставляющее себя традиционным компартиям и анархистам (старым левым).
Бессознательное и сознательное в человеке 2
Содержание: Введение…………………………………………………………………3 Основная часть: -Понятие Сущности психики человека психоанализом…………….4 -Основные идеи учения З.Фрейда и его последователей……..….....6