В современной зарубежной психологической науке проблемой жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш.Бюлер, Г.Олпорт, У.Деннис, Х.Леман, В.Дильтея, Э.Шпрангер, Л.Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е годы. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных" и биологических витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла ндивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике.
Выделился ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни:
1. последовательность внешних событий;
2. смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;
3. результат его деятельности.
Ш. Бюлер, как и многие другие психологи абсолютизировала роль детства в жизненном пути личности. Она считала, что на этой стадии развития закладывается проект всей жизни.
А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль, который ввел в 1926 году.
На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений.
А. Адлер считал, что значение жизни постигается впервые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.
А.Адлер выделил четыре типа жизненных стилей:
1. - полезный;
2. - правильный;
3. - избегающий;
4. - получающий.
По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся теми знаниями, которые мы придаем происходящему с нами. И все это выражается в ранних воспоминаниях. Так как для запоминания человек выбирает то, что ощущается, хотя и очень смутно им, как связанное с его нынешней жизнью.
Трансакционный анализ показывает как "устроены" психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении. Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни.
Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов. С тех пор концепция сценария стала одной из важных частей теория трансакционного анализа и в настоящее время является центральной. Э.Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем его мире. Каждый человек, еще в детстве, в принципе часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - "это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь- это то, что происходит в действительности.
Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы. Типы судьбы: сценарный и несценарный насильственный или независимый.
Леопольд Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы и оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает все, что касается человеческой жизни.
Что касается психологии судьбы, там человек рассматривается как существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу.
Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.
Леопольд Зонди считал, что к навязанной судьбе человека относится:
1. наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;
2. окружающая среда;
3. социальная среда, в которой появляется на свет ребенок.
Зонди была разработана психология человеческой свободы.
Сущность психического заключалась для него в стремлении человека к свободе. Благодаря личностно обусловленным способностям решать и выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.
Таким образом, можно говорить о том, что многие психологи обращались к проблеме судьбы, как жизненного пути личности и видели как минимум два возможных варианта развития. Судьба может быть объективно-предопределенной, где предопределенность - это когда событие происходит в данном месте и в определенный момент неизбежными и единственно возможным образом. При этом предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки из раннего детства, значение которого практически у всех абсолютизировалось. Или она есть субъективно - преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, от его осознания того, что с ним происходит и желания что-либо изменить.
Список литературы
Фролова Е.О. (МПГУ). Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии
Другие работы по теме:
Теоретический анализ проблемы профессиональных представлений студентов
Понятие и сущность социальных представлений Проблематика социальных представлений в современной социальной психологии стала развиваться в русле решения вопросов социального познания французской социологической школой под руководством С. Московичи. Наиболее известными представителями французской школы социальных представлений стали С.
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Невроз в трактовке Адлера
Невроз в трактовке Альфреда Адлера. Адлер Альфред австрийский психиатр Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870-1937) начинал как сподвижник Фрейда, но впоследствии опроверг его взгляды на сексуальность и создал собственную школу индивидуальной психологии. Адлер полагал, что неврозы не следствие подавленной сексуальности, а реакция на чувство неполноценности.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Когнитивный подход в психологии 2
Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Хотя сам термин К. п. стал активно употребляться лишь в 1960-х гг., элементы этого подхода присутствовали в гораздо более ранних работах.
Тургенев и. с. - Таинственная княгия р. в романе
Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении "Отцы и дети", да и в жизни самого автора.
Пушкин а. с. - Концепция любви в романе
Роман Евгений Онегин это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Роман Евгений Онегин это роман о любви.
Стихотворение Блока Осенняя воля
Все творчество А.А. Блока было посвящено, по его словам, единственной теме – России, этому непостижимому «сфинксу», судьбе «роковой страны». Свой жизненный путь и путь Родины поэт никогда не разделял. «Светлой женой» он считал Русь, не мыслил без нее своего существования, своей души. Поэтому по одному стихотворению можно понять взгляды Блока на поэзию в целом, его мировоззрение, постичь то, как эпоха отразилась в судьбе поэта и судьбе страны.
Главное в жизни - быть человеком
(по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни») Внимание известного американского писателя Джека Лондона всегда привлекали мужественные, решительные и сильные духом люди. На своем жизненном пути он встречал таких людей и среди моряков, и среди золотоискателей. Писатель справедливо указал, что жажда денег, алчность ослепляют людей, которые прибыли на Аляску, и они постепенно теряют лучшие человеческие качества, забывают о дружбе и взаимопомощи.
Сочинение на тему 8220 Что такое счастье 8221
У каждого человека понимание о счастье самое разнообразное. Также в зависимости от возраста понятие счастья меняется. Дети считают счастьем то, что родители их балуют, покупают разнообразные вещи, которые им только хотелось бы. Понимают их и всегда выслушают. Подростки хотят самоутвердиться, хотят быть нужными в этом мире и это для них является счастьем.
Журналист моя будущая профессия
Автор: Сочинения на свободную тему С самого раннего детства мы мечтаем стать взрослыми, завести семью, каждый день ходить на работу, как наши родители. Но детство проходит, и наступает время всерьёз задуматься: « Кем я хочу стать?»
Образ русской женщины в творчестве Некрасова
(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины") «Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны.
Концепция любви в романе А. Пушкина Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Любви все возрасты покорны... А. Пушкин Роман “Евгений Онегин” — это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком.
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Облава
Василь Быков. «». Свержение самодержавия в начале века, разрушение «старого мира», взаимоотношения русского крестьянства с новой властью и дальнейшее развитие этих отношений дали повод и материалы для написания огромного количества произведений о судьбе крестьянства. До недавнего времени произведения, дающие «неверные» представления о жизни советского крестьянства, были фактически под запретом.
Александр Афродисийский
Был первым в ряду антич. комментаторов, чьи тексты сохранились, и последним, кто толковал Аристотеля «с помощью Аристотеля», без привлечения неоплатонического словаря.