При участии Д. И. Менделеева создалось в России и высшее женское образование.
В старое время в России не было общедоступной женской школы. Существовали закрытые институты только для дочерей дворян и чиновников. Мать и сёстры Д. И. Менделеева не получили даже среднего систематического образования. Этот недостаток сознавали прогрессивные педагоги того времени. Даже в далёкой от столицы Тобольской гимназии были преподаватели, мечтавшие об открытии женской гимназии. Эта мечта осуществилась лишь в конце 50-х годов 19 века благодаря профессору Главного педагогического института, учителю Дмитрия Ивановича, Николаю Алексеевичу Вышнеградскому.
В течение двух лет шли хлопоты о разрешении курсов, в устройстве которых активное участие принимал Менделеев. Находясь в составе профессоров, ходатайствующих об открытии курсов, он вырабатывал программы лекций. Комиссия решила из-за затруднительного финансового положения начинать не полный курс всех университетских предметов, а нескольких: русскую историю - О. Ф. Миллер, анатомию человека - Ф. В. Овсянников, ботанику (систематику) - А. Н. Бекетов, физиологию растений - А. С. Фамицын, химию - Д. И. Менделеев, физику - Ф. Ф. Петрушевский.
В течение двух лет, пока шли хлопоты о разрешении курсов, время также не терялось даром. Некоторые известные преподаватели читали лекции на частных квартирах; а 1 апреля 1869 года благодаря энергии Солодовниковой открылись в здании 5-й мужской гимназии "Аларчинские курсы". Это были курсы подготовительные, более скромные; их цель заключалась в пополнении образования лиц, окончивших женские гимназии, до уровня мужских.
Наконец курсы, после многих хлопот открылись в 1870 году, во Владимирском уезде. Дело пошло хорошо. Слушателей сразу же набралось 767 человек. Менделеев читал на этих курсах из года в год, прерывая свои лекции только при поездках за границу.
В 1875 году кружок лиц, стоявших близко к делу Владимирских курсов, пришёл к сознанию, что они не удовлетворяют требованиям и потому прогрессировать не могут; убедившись в то же время на опыте, что существуют и потребность, и возможность правильно организовать высшие научные женские курсы, он решил приостановить чтение лекций до более благоприятного времени. В мае 1877 года курсы были закрыты.
Главной причиной закрытия Владимирских курсов считали отлив русских женщин в заграничные высшие учебные заведения. А так как восприимчивая женская молодёжь увлеклась там революционными идеями и затем способствовала их распространению в России, то царское правительство сильно обеспокоилось. В Департаменте народного просвещения по разряду женских учебных заведений было заведено секретное дело "О мерах к прекращению прилива русских женщин в Цюрихские университет и политехникум". Была образована особая комиссия, которая должна была обсудить вопрос о мерах, вызываемых возрастающим приливом русских женщин в Цюрихские университет и политехникум и прискорбными явлениями, совершающихся в их среде.
Одновременно в печати началось распространение "гнусной клеветы" на женскую учащуюся молодёжь за границей.
Министр граф Толстой, который с таким упорством противился открытию женского университета в 1868 году, теперь под давлением обстоятельств, должен был сам просить высочайшего разрешения на открытие высших женских учебных заведений университетского типа. Однако в этом случае он старался по возможности ограничить рамки будущих высших женских курсов. По проекту комиссии 1873 года, несомненно, под его влиянием, предполагалось учредить трёхлетние курсы только по историко-филологическим предметам, с обязательным трёхлетним же курсом латинского языка.
Эта однобокая программа не прошла благодаря тому, что встретила очень сильного противника в лице принца Петра Георгиевича Ольденбургского, главноуправляющего 4-м отделением собственной его величества канцелярии. Он подверг строгой критике весь проект комиссии, том числе и её предложение по устройству высших женских училищ только в Петербурге и Москве.
Таким образом, 9 апреля 1876 года участь высшего женского образования в России была решена в более разумной форме. Однако и тут у правительства появилась боязнь ответственности за принятое решение ижелание переложить её на других: курсы должны были носить частный характер, им предписывалось называться: "курсы, учреждённые в таком-то городе, таким-то лицом", было запрещено прибавлять к этому названию слова: "учреждение при таком-то императорском университете".
В Петербурге, Москве, Казани, Ктеве и других русских интелегентных центрах началось необыкновенное оживление; обращались к министру народного просвещения за разрешением открыть высшие женские курсы. Они были открыты в сентябре 1878 года в составе двух отделений: словесно-исторического и физико-математического; последнее делилось на два естественное и математическое.
Все лучшие силы Петербургского университета приняли деятельное участие в преподавании на курсах. Д. И. Менделеев, обременённый множеством дел, читал некоторые специальные курсы: земледельческой химии, редких металлов, теоретической химии. В то же время он был одним из усердных жертвователей в пользу "Общества для доставления средств высшим курсам". В феврале 1881 года он должен был временно прервать чтение лекций в связи с ухудшением здоровья и заграничным отпуском.
После смерти А. М. Бутлерова в 1886/87 годах Дмитрий Иванович опять читал "Лекции по теоретической химии". Эти лекции были записаны стенографически, проверялись преподавателем И. В. Богомольцем и изданы в виде литографированного курса.
Это был последний курс лекций Д. И. Менделеева, потому что в мае 1886 года состоялось распоряжение Министерства народного просвещения, которым был прекращён приём слушательниц на Высшие женские курсы ввиду раамотрения общего вопроса особой комиссией, учреждённой при министерстве.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Дмитрий Иванович Менделеев 3
Имя Дмитрия Ивановича Менделеева сейчас известно не только ученым, но и любому школьнику. И хотя список научных открытий и разработок этого ученого необратимо велик, все мы знаем его в первую очередь как автора периодического закона химических элементов.
Дмитрий Иванович Менделеев и его Система элементов
На заседании 6 марта 1869 года. Русского химического общества (учредительное собрание которого состоялось в ноябре 1868 года) Д.И.Менделеев хотел сделать сообщение о своей системе элементов; но из-за болезни не мог быть, и вместо него сообщение делал Н.А.Меншуткин. Как он потом рассказывал, речь его не вызвала особого интереса или обмена мнений, лишь профессор Ф.Н.Савченков несколько дней спустя указал Д.И.Менделееву на сходство его таблицы с таблицей В.Одлинга.
Дми трий Ива нович Менделе ев
Дми́трий Ива́нович Менделе́ев Дми́трий Ива́нович Менделе́ев (27 қаңтар (8 ақпан) 1834, Тобольск — 20 қаңтар (2 ақпан) 1907, Сән-Питербор) — орыс ғалымы және қоғам қайраткері. Химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, энциклопедист.
Дмитрий Иванович Менделеев
В истории развития человеческих знаний немало великих подвигов. Но только немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Дмитрием Ивановичем Менделеевым – одним из величайших гениев мира. Научный подвиг Менделеева не имеет равных, величие его не только не стирается неуловимым временем, но и продолжает расти.
Менделеев
В истории развития науки известно много крупных открытий. Но немногие из них можно сопоставить с тем, что сделал – один из крупнейших химиков мира. Хотя со времени открытия его закона прошло много лет, никто не может сказать, когда будет до конца понято все содержание знаменитой «таблицы Менделеева».
Анкета Спорт в жизни людей
Институт специальной педагогики и психологии проводит исследование на тему "Спорт в жизни людей". Вы окажите нам большую помощь ответив на все наши вопросы. Мы гарантируем полную анонимность Ваших сведений.
Развитие образования во Франции конца XVIII – XX вв.
Народное образование давалось в народных, «малых» школах, которые были организованы как в селе, так и в городе. Уровень образования в них был невысок. Учителя чаще всего нанимала сама община, но он, как и школа, находился в подчинении церкви.
Документ является демонстрационной версией
Данные бухгалтерского учета используются не только менеджерами предприятия для планирования, анализа и контроля финансово-хозяйственной деятельности, но и инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, банками и т д
Менделеев и промышленная политика России
Менделеев, как немногие, чутко отзывался на запросы своего времени. По его многочисленным трудам можно составить полное представление об основных проблемах развития России почти на протяжении полувека.
О некоторых особенностях роста кристаллов NaCl
Об образовании и росте нового типа плавающих кристаллов NaCI и сопутствующих этому явлению эффектах, как-то: образование соляных колец при высыхании капель раствора NaCI, рост дендритов по горизонтальной и вертикальной плоскостям.
У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие
У войны не женское лицо 8230 по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие 8230 У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести "А зори здесь тихие..." нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть.
Родной город Донецк
Сочинение-описание Мой родной город - Донецк. Общеизвестно, что до 1924 года он носил название Юзовка, а с 1924 по 1961 - Сталино. Это административный центр Донецкой области с населением около 1000000. Свое название наш город получил от речки Северский Донец, которая течет через север Донецкой области и является очень красивой, широкой и поражающе величественной.
Образование - дорога в будущее
Автор: Сочинения на свободную тему Многие родители пытаются заставить своих детей, даже внушить им, что необходимо получить образование. Желательно высшее, а еще лучше несколько высших. Тоже самое нам диктует министерство образования. Программы изменяются, нагрузка на школьников увеличивается.
Анкета Спорт в жизни людей
Институт специальной педагогики и психологии проводит исследование на тему "Спорт в жизни людей". Вы окажите нам большую помощь ответив на все наши вопросы. Мы гарантируем полную анонимность Ваших сведений.
Ритуал переодевания
Происхождение платья. Мужчины и платье. Мантии ученых. Старики и женская одежда.
Дмитрий Иванович Менделеев. «Заветные мысли»
Все знают его знаменитую периодическую таблицу, некоторые помнят со школы закон Менделеева – Клапейрона, но, наверное, лишь немногие представляют себе широту его интересов и огромный вклад в развитие науки и промышленности.
Воздухоплавание
В июне 1783 г. французы — братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар — аэростат.
Школа права Новой Англии
Школа права Новой Англии (англ. New England School of Law) — американское высшее юридическое учебное заведение, расположенное в Бостоне. Основано в 1908 г. как единственное в США специализированное учебное заведение для юридического образования женщин, под первоначальным названием Школа права Порции (англ.
Женское образование в России в XIX – XX вв.
Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.
Загадка новодевичьего кладбища (внучка Д.И. Менделеева)
Исследование истории семьи Д.И. Менделеева - создателя периодического закона химических элементов - одного из основных законов естествознания. Малоизвестные подробности из истории рождения и жизни внучки Менделеева - Наталье Алексеевне Трироговой.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907гг.)
Доклад Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907гг.) Доклад ученицы 8-Акласса Школы №288 Ерицян Анны. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). В истории развития науки известно много крупных открытий, но не много из них можно сравнить с тем, что сделал Менделеев, один из крупнейших мировых химиков. Хотя со времени открытия его закона прошло более ста лет, никто не может сказать, когда будет до конца раскрыто содержание знаменитой таблицы Менделеева.
Дмитрий Иванович Менделеев
(27.01 [8.02] 1834 - 20.01 [2.02] 1907 ) - великий русский ученый; открыл периодический закон хи мических элементов, являющийся естественно-науч ной основой современного учения о веществе. Родился в г. Тобольске, где его отец был директором гимназии. По окончании гимназии (1849) поступил в 1850 на естественное отделение физико-математич. факультета Главного педагога. ин-та в Петербурге, где изучал химию у известного русского химика А.
Дмитрий Иванович Менделеев 2
7.01 [8.02] 1834 - 20.01 [2.02] 1907) - великий русский ученый; открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественно-научной основой современного учения о
История метрологии
История метрологии Метрология как область практической деятельности зародилась в древности. На всем пути развития человеческого общества измерения были основой отношений людей между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались единые представления о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их сопоставления
Фёдор Александрович Абрамов
Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 студентом филологического факультета Ленинградского университета ушел на фронт. После войны завершил высшее образование.
Дмитрий Иванович Менделеев
Основные этапы жизни Менделеева. Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге в педагогическом институте. Жизненный путь ученого, наука.
Д.И. Менделеев
Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907), российский химик, разносторонний ученый, педагог. Открыл (1869) периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания.