Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН, доктор пед. наук, профессор, Елена Евгеньевна Кочемасова
Школа…
Какие эмоции вызывает у вас это слово? Хочется ли вернуться в «школьные годы чудесные» или те времена никогда не всплывают в памяти? А может быть, вы стали учителем, как любимая «математичка», или слово «учитель» вызывает у вас приступ плохого настроения?
Так или иначе, но своих детей мы, когда приходит время, отдаем в школу. При этом волнуются все: и те, кто школу вспоминает добрым словом, и те, кто ни одного доброго слова в адрес школы не находит. Причем волноваться мы начинаем задолго до заветного 1 сентября. Постулат о том, что ребенок должен быть готов к школе, незыблем, отсюда и волнения: успеем ли подготовить, готов ли?
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неподготовленность ребенка к систематическому школьному труду. Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка обычно заранее учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения в школе. Исходя из этой логики, подготовка ребятишек, например по математике, часто сводится к простому переносу содержания курса 1 класса на дошкольную ступень. Главным достижением малыша в этом случае является его умение считать до 100 или даже до 1000 и выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания с переходом в другой разряд. А тот факт, что не слишком осведомленные педагоги при отборе будущих первоклассников в престижные школы предлагают именно такие задания, делает это ошибочное направление дошкольной подготовки достаточно устойчивым и широко распространенным. Практика показала, что подобная подготовка не решает проблему успешного обучения детей как в начальной школе, так и в будущем и приносит больше вреда, чем пользы.
Дело в том, что у дошкольников хорошо развита механическая память, достаточно вспомнить, как легко они усваивают родной язык. Для них, например, не составляет труда запомнить, сколько будет, если из 24 вычесть 16. Однако осмысленно решать подобные задания дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное, а здесь требуется понимание математического приема вычитания.
Таким образом, математическая подготовка, сориентированная на формирование счетных умений, активизирует лишь механическую память, которая и так в этом возрасте у большинства детей довольно крепка. И опыт работы в школе показывает, что различия в содержании дошкольной подготовки нивелируются уже во втором полугодии первого класса, в то время как мотивация к учебной деятельности «подготовленных» детей имеет отрицательную динамику. Объяснить этот феномен несложно. В большинстве случаев таким «формально подготовленным» первоклассникам приходится переживать болезненный процесс переучивания, что приводит к негативной самооценке и нежеланию учиться.
Возникает закономерный вопрос: «Какой же должна быть подготовка дошкольника?» В современной школе ребенок должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал. Он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать, понимать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль, самопроверку и т.д.
Поэтому для успешного обучения детей в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ребенка. Главное — сформировать его психологическую готовность к школе, то есть познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля. Важно отметить, что подготовка к школе, как мы ее видим, должна начинаться не в старшей или подготовительной группе, а с первых дней пребывания малыша в детском саду. А если быть совсем точными, то и раньше, поскольку научиться договариваться, совместно решать какие-либо задачи невозможно за короткий срок, так же как и сделать ребенка инициативным и внимательным, самостоятельным и заинтересованным.
Как же добиться максимально успешной реализации возможностей детей при переходе в школу?
Прежде всего изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. Не содержательные, а развивающие компоненты должны доминировать на этом этапе формирования мышления детей. Усилия методистов и воспитателей ДОУ должны быть направлены на вовлечение каждого ребенка в деятельность, требующую анализа свойств предметов и явлений, сравнения этих свойств, выделения общих свойств и отличий, распределения предметов в группы по указанному признаку и т.д.
Особую остроту этой проблемы еще в 1956 году подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь по мере того, как программа взрослого становится собственной программой ребенка, она сливается с естественным ходом его развития.
При этом инструментом, позволяющим воспитателю организовать подготовку дошкольников в соответствии с требованиями современной школы, являются современные педагогические технологии, предусматривающие включение дошкольника в активную познавтельную деятельность.
И конечно, приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми-дошкольниками является игра — ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет.
Другие работы по теме:
Дошкольник – завтрашний школьник
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Алалия
Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга.
Адаптация к обучению в школе
Специфика психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра на этапе адаптации к школьному обучению..
Опасность школьной дезадаптации
Неравномерность развития, как закон диалектики, распространяется и на личность: нет похожих людей, нет одинакового уровня развития и образования. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников.
Нужна ли нам в школе харизма?
Для того, чтобы в школе формировать образы героев, у учеников должно быть ощущение единства системы ценностей родителей и учителей, друзей и авторитетных сверстников.
Ребенок и телевидение
Исследования показали, что просмотр передач, содержавших сцены насилия вызывает у ребенка агрессивное поведение. Такие дети в несколько раз больше совершают правонарушений, чем дети, которые не увлекаются просмотром таких телепередач.
Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте
В дошкольничестве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения.
Скрининг слуха
СКРИНИНГ СЛУХА Детям раннего возраста исследование слуха предпочтительно проводить во время естественного сна в комфортных для ребенка домашних условиях для исключения необходимости применения снотворных средств.
Основные задачи психологической службы образования
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Проблема психологической готовности к школе
1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Сереже в октябре исполнится 7 лет, и мама хочет отдать его в школу. Хочет этого и сам Сережа, тем более что и группа детского сада, которую он посещает, подготовительная, т.е. «выпускная».
Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста
Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.
Клуб молодой семьи
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Предмет: Культурология семьи и детства Экзаменационная работа Клуб молодой семьи
Чрезмерная учебная нагрузка одна из причин неуспешности школьников
К одному из важных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости принадлежит суммарная учебно-воспитательная нагрузка. Значительная часть образовательных программ (более 40%) сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 2
Трудно в учении легко в бою. А. СуворовУчиться трудно необходимо но интересно. Трудно в учении легко в бою. В школе мы получаем знания из разных областей жизни человека природы точных наук истории культуры.
Тема Кол-во страниц
Игровая деятельность в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры
: «Фузионизм в преподавании геометрии»
Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А. П. Киселева). Т. 1: Материалы Всероссийской научно практической конференции. Орел: Изд-во огу, 2002. – 351 с
Пропаганда здорового образа жизни в школе
Пропаганда здорового образа жизни в школе Ю.О. Балтаева, МОУ «СОШ Духовницкого района Саратовской области» Сегодня человечество переживает настоящий кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, токсикомании и наркомании достигает критических масштабов. Ученые бьют тревогу – наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность; увеличивается число детей, имеющих психические и неврологические отклонения, что в свою очередь способствует росту детской преступности.
Стул грудных детей
Первый кал после родов выглядит вначале как черновато-коричневая мазь. Затем появляется типичный для кормленного грудью ребенка вид: желтый, кашеобразный, по окраске и внешности напоминающий яичницу, только запах у него другой, немного кисловатый.
Рефлексы новорожденных
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ Рефлексы новорожденных: Рефлекс Моро В ответ на громкий звук ребенок разводит в стороны руки и сводит их в исходное положение. Рефлекс можно вызвать, если лежащего на руках ребенка резко опустить вниз на 20 см, а затем вернуть его в исходное положение (реакция на линейное ускорение).
Кашель
Со временем в каждой семье появляются свои рецепты лечения кашля. Но иногда эти рецепты дают сбой, ребенок продолжает кашлять, подкашливать через 2 и более недели от начала ОРЗ (простуды).
Сочинение-описание отдельных предметов
Карандаш Карандаш — это предмет первой необходимости. Он предназначен для писания, рисования, чертежа. Складывается карандаш из графитного стержня, вмещенного в деревянную оправу. Карандаш легенек, тоненек, удобен для пользования. Оправа сделана из мягкого дерева, она имеет форму цилиндра диаметром до семи миллиметров.
“Я и моя семья”
Сочинение о своей семье. Детство ребенка. Семья глазами ребенка.
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
Эрнест Лависс
Лависс, Эрнест (Lavisse, Ernest) (1842–1922), французский историк и деятель образования.
Пак Чон Хи
Пак Чон Хи (1917–1979), президент Южной Кореи. Родился 30 сентября 1917 в Тэгу, на юго-востоке Кореи. Учился в средней школе в Тэгу, преподавал в деревенской школе. В 1940 стал курсантом офицерского училища, окончил военную академию в Японии.