.
Характер – совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, стереотипными способами поведения.
Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Это устойчивая система отношений. Характер есть у всех, как производная темперамента (личность в широком смысле слова). Берн. Привычные способы поведения – игры, игры, в которые играют люди. Игры – социальные отношения. Каждая из игр должна быть названа характером как системой отношений. Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. Кант: характером обладают не все, он – производная развития личности (личность в точном смысле слова).
Выготский: Характер – социальный чекан личности, отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций.
Характер – направленная магистральная линия жизни.
Характер – не природное образование, он формируется в процессе жизни человека, в состоянии включенности человека в общественные социальные отношения
Характер – совокупность сформировавшихся в ходе жизни человека устойчивых способов поведения, соответствующих направленности его личности.
Подходы к анализу характера:
I. Связывает характер с темпераментом, где характер - прижизненное развитие темперамента
Отличие темперамента от характера:
Критерии |
Темперамент |
Характер |
Уровень анализа человека |
Индивид |
Личность |
Происхождение |
Дано от рождения |
Формируется в ходе жизни |
Психологическое описание |
Совокупность формально-динамических характеристик психической деятельности |
Содержательные характеристики, связанные с направленностью личности человека |
II. Связывает характер с личностью. Характер формируется в ходе развития личности.
Кант: иметь характер, значит обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательным определенные практические принципы, которые он своим собственным разумом приписывает себе как нечто неизменное. Принципы не являются природными, а устанавливаются человеком для себя.
Формирование и развитие характера.
Подходы:
структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер.
функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом – ВПФ, которые строятся на основе натуральных.
Адлер: характер – средство достижения жизненной цели, индивидуальный жизненный стиль. Жизненный стиль – стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность характера – уникальность собственного решения своих проблем.
Райх: характер – защитный мускульный панцирь, лишнее образование, придающее ригидность. Представленность личностных проблем в теле – телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая форма мешает развитию личности, т.к. любая ситуация представляется типовой. Его необходимо распускать.
Характер защищает сложившуюся структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то проявляются негативные функции психологической защиты. Защитный механизм обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от решения проблем.
Для определения характера вводят понятие «направленности личности». 1) направленность личности: структура отношений тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность этого отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду чертами.
Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и цельность.
Ананьев. Строение Х. Отношение субъекта к миру. Любая черта Х. есть отношение чел-ка к действительности, к жизненным условиям своего развития. Существенные отношения субъекта к окр. природе, среде; к обществу (общественная система); к труду; наиболее существенные: к другим людям, к самому себе. Развитие и строение Х. определяется: направленностью л-ти, ее ведущими мотивами. Мотивационная сфера л-ти задает структуру ее отношения к миру. Строение Х. задается мотивационной сферой, сила - интенсивностью, цельность.
Другие работы по теме:
Биологическое и социальное в человеке 2
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пъерон) Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека.
Персонализм - философское течение ХIХ века
Персонализм (от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью
Социология личности 3
Введение Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями.
Множественная личность
Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой.
Об имидже
Одни прячутся за одежду как за ширму, стараясь быть как можно незаметнее в толпе, другие надевают на себя маску - другую личность, какой хочется быть. В чем смысл всех этих манипуляций?
Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)
Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого.
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний.
Эпигенетическая теория (Э.Г.Эриксон)
С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию.
Психология предпринимателя
Предприниматели - относительно новая прослойка нашего общества. Так как же охарактеризовать его личность, выявить условия успешности его деятельности? На эти вопросы пытаются дать ответ ученые-психологи.
Системные качества человека
Понятие и виды системных качеств человека; Человек как биологический индивид; Человек как личность; Индивидуальность человека. Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе.
Теория личности А.Н.Леонтьева
Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Власть и личность 2
Власть и личность Власть и дисциплина в руках массовой личности Власть, тем более авторитарная власть, в руках массовой личности - опасна. Требование дисциплины, исходящее от массовой личности - обычно имеет эгоистичный характер ("Помолчи! Не мешайся!") и давит самостоятельность. Смотри Массовая личность
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Что формирует судьбу человека
«Судьба» - очень сложный и неоднозначный термин. Можно ли сформировать судьбу? Сформировать, слепить, как из сырой глины, свою жизнь. Кто-то уверен, что «делает судьбу» сам, для другого это карма, предначертанное будущее. Поэтому свою работу я назову так: «Что формирует личность человека».
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Образ Петра Гринева в повести Капитанская дочка
Образ Петра Гринева в повести "Капитанская дочка" Автор: Пушкин А.С. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви.
Как Скалозуб стал полковником
Автор: Грибоедов А.С. Меня очень заинтересовала личность и карьера полковника Скалозуба. Мне он представился злачным человеком, с еще более злачной карьерой и сытым будущим.
Описание комнаты
Автор: Сочинения на свободную тему Вхожу в светлую теплую небольшую комнату: стол, кровать, шкафы с книгами и игрушками. Это моя комната. Я здесь провожу большую часть времени — делаю уроки, читаю, играю. Моя комната имеет свое лицо: здесь стоят книги, которые необходимы мне в учебе, развивающие меня как личность.
Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс
Введение 1 Причины 2 Хронология массового убийства 3 Дальнейшие события Список литературы Введение Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс — преступление, совершённое 20 сентября 2010 года человеком, личность которого пока официально не объявлена. В результате происшествия погиб он сам и ещё две женщины, а также один человек получил ранения.
XX век
БИЛЕТ № 1 Значение физических упражнений для здоровья человека. Взаимоотношение людей в коллективе, влияние его на личность и личности на коллектив.
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах
Graphics Graphics План урока. 1.Личность Александра I. 2.Проект Лагарпа. 3.«Негласный комитет». 4.Начало реформ. Graphics Задание на урок. Как отразились личные качества Александра I на проводимых им реформах?
Александр II и его реформы
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ АЛЕКСАНДР II И ЕГО РЕФОРМЫ Содержание: Введение 3 Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4
Саблиер, Маргарита
Введение 1 Личность и биография 2 Посетители салона 3 Лафонтен и мадам де Саблиер Введение Маргарита Сабльер (фр. de la Sabliиre, урождённая Hessein, 1636—93) — хозяйка известного салона в Париже, в котором собирались выдающиеся учёные и светские люди того времени.
Павел 1 и масорны
“Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее”. Император Павел. План Введение Личность, образование, среда. Император Павел-реформатор или самодур.
Петр I великий реформатор или крепостник-консерватор
Петр I – великий реформатор или крепостник-консерватор? Личность и действия Петра I были очень противоречивы: с одной стороны, это новатор, производящий реформы, а с другой – консерватор, не желающий менять старые уклады крепостничества.
Антуан де Сент-Экзюпери
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) Яркая личность, замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери родился в очень знатной, но не слишком состоятельной семье страхового инспектора в Лионе.