.
Строение и развитие сознания.
Дюркгейм, Жане, Леви-Брюль, французская социологическая школа.
Строение сознания. Специфика коллективных сознательных представлений.
Коллективные сознательные представления – представления о времени, пространстве, роде, причине, субстанции. Их специфика – это представления о наиболее общих свойствах окружающего мира. Они есть у всех людей, обладающих развитым разумом, взрослых. Их содержание одинаково, универсально, в пределах каждого общества и культуры. Они являются необходимым условием для мыслительной, умственной деятельности. Идея Дюркгейма: социальные факты, не зависят от индивида, и (Дюркгейм говорил жестко) навязаны ему. Социальные факты не зависят от индивида, они должны быть присвоены с необходимостью.
Происхождение: связано с представлениями о природе человека. Человек – существо двойственное. Первое его существо – индивидуально и автономно живущий организм. Второе – человек - социальное существо, часть общества. Коллективные представления возникают в результате познавательной деятельности общества в целом. Они внедряются в сознание каждого члена общества, человека. Наличие коллективных представлений выполняет важную и полезную функцию – они образуют возможность объединения людей. Совместная жизнь людей предполагает единомыслие – для взаимопонимания и совместной деятельности. Их исследуют методом кросс-культурных исследований.
2. Значение и личностный смысл. Возникновение «разумного смысла».
Возникновение действий приводит к созданию сознательного отражения, его единица – «разумный смысл». Чтобы человек мог совершать биологически нецелесообразные действия, он должен сознавать и понимать смысл своих действий в контексте общего труда.
Люсьен Леви-Брюль (ученик). Дал первую психологическую характеристику коллективным представлениям. Коллективные представления у первобытных – это некое единство, триединство. Единство познавательных (интеллектуальных), аффективных (эмоциональных) и волевых (моторных, т.к. воля прежде всего проявляется в движении) компонентов. Итак, коллективные представления в первобытных обществах – это...
Что это означает? Три эти сферы пока не разделены (ум, чувство и воля). У нас (в языке) разделены: интеллект, эмоции и воля – это разные понятия. В человеке есть какие-то представления, которые нельзя испытать без аффекта и с готовностью действия. Мы можем назвать их убеждениями. Какие-то убеждения готовы отстаивать. Ценности – в социологии – установки (не по Узнадзе, а социальные).
П. Жане (Франция): память, связанная с речью со знаками - память-рассказ, не нужна отдельному человека. Память-рассказ - социальное действие (действие разделено между людьми), например, реакция часового на приближение врага.
Леонтьев. Основным условием возможности понимания человеком смысла своих действий является наличие в его психике особых образований – значений. В значениях (языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой.
Значения – познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены результаты познавательного опыта общества в целом.
Значения, как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе.
Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения общественно-исторического культурного опыта.
Личностный смысл – одна из образующих сознания – возникает в связи со значениями, которые человек присваивает – они включаются в контекст индивидуальной деятельности человека. В контекст мотивов побуждающих действий. Значения, включенные в мотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество – пристрастность, личностный смысл, «значение для себя».
Значения в сознании:
продукт общественно-познавательного опыта (объективный смысл)
личностный смысл (субъективный)
Значения присваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесс происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнению действий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой, идеализированной форме и представлены в значении.
Для ребенка взрослый - носитель культурных средств преобразования его естественных функций. Леонтьев: научение есть ложкой. 1) ложка как продолжение руки, 2) движение руки подчиняется логике орудия с помощью взрослого. Движение становится разумным тогда, когда перестает быть естественным. В культурном предмете содержится потенциально искусственное свойство, которое может быть освоено.
Выготский. Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения общественно-исторического культурного опыта. Они формируются в результате интериоризации. У детей понятия формируются в результате присвоения «готовых», исторически выработанных значений. Этот процесс происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнению действий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой, идеализированной форме и представлены в значении.
Другие работы по теме:
Отношение собственности юридические и экономические аспекты
2.Отношение собственности: юридические и экономические аспекты. Отношения по поводу собственности на факторы производства (средства, предметы труда, информационные и интеллектуальные ресурсы, землю и рабочую силу) всегда играли важную роль в организации и социально-экономическом характере производства.
Основные идеи марксистской философии
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895). Главная работа Маркса-капитал", одна из работ Энгельса - "Анти-йоринг". Существует 3 группы основных идей философии Маркса:
Проблема сознания в истории философии
В философии сравнительный анализ качественных характеристик психики человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка, как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества.
Основные идеи марксистской философии
Основных идей философии Маркса. Общественное бытие - материальная жизнь общества. Производительные силы. Производственные отношения. Тип общества. Общественное сознание.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Алаявиджняна
Алаявиджняна (санскр.– «аккумулированное сознание»), в индийской философии, особый вид сознания, в котором хранятся «семена» всех предыдущих опытов.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций.
Основные образующие сознания
Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий.
Личность. Личностный рост
Понятие о личности. Основные характеристики личности. Социализация личности. Мотивация, темперамент, способности, характер. Важнейшая характеристика личности.
Периодизация психического развитая в онтогенезе
Периодизация психического развитая в онтогенезе Качественно своеобразные ступени психического развития выделяются и в онтогенезе. Однако периодизация онтогенетического развития психики в различных теориях осуществляется на основе разных критериев.
Теория личности А.Н.Леонтьева
Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.
Теория деятельности
Знак и знаковое опосредствование. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности формирования произвольных движений. Развитие психики ребенка при активном взаимодействии ребенка с окружающим миром. Учебная деятельность и развивающее обучение.
Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся
Проблемы современного образования в России. Взаимосвязь между успеваемостью учащихся и уровнем притязаний личности. Личность, активный субъект деятельности. Ориентировка на подчинение, беспомощность. Реальная оценка учащимися своих возможностей.
Сущность, формы и функции исторического сознания
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Политическое сознание 5
Политическое сознание В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих у людей политических представлений и установок, выражающих их отношение к политике
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Три подхода к исследованию творческой активности
В целях выявления сущности феномена «творческая активность», определения источников и механизмов его формирования рассмотрим данную проблему индуктивным путем: с позиции генетического, уровневого и системно-структурного подходов.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Общественно-экономическая формация
, (или строй) — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ. Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В геологии под формацией понимается способ образования горной породы.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Исторический факт
В исторической науке выделено два типа исторических фактов : собственно исторический факт и научно-исторический факт. Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
Речь, язык, речевой акт
Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи
Лавров Петр Лаврович
Лавров, Петр Лаврович (1823–1900), русский социолог, публицист, теоретик народничества.