.
Третья стадия развития психики – интеллект (ручной, сенсомоторный).
Тип среды – среда отношений между предметами.
Содержание отражения – обобщение отражения, отражение отношений.
Форма отражения – предметные ситуации в целом, функциональные понятия.
Форма поведения – интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий.
В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен – отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде.
Мышление – это обобщенное и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления – понятие. Признаки понятия:
а) Обобщение
б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств
в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.
Пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения были замечены следyющие качественные пеpестpойки:
коpа головного мозга становится много больше,
появляется способность pешать двyхфазные задачи
скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления,
отражение обощений, - однажды найденное pешение пеpеносится в другую ситyацию пpи сходных yсловиях, yстойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком),
отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами),
тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животное совершает в пpиpоде
нахождение обходных пyтей
способность к "инсайтy".
Критерии различения интеллектуального поведения
Критерии |
Навык |
Интеллект |
Возникновение навыка |
Постепенно, методом проб и ошибок |
Внезапно. Решение возникает сразу в течение одной пробы |
Закрепление |
Путем упражнений, повторений |
Достаточно однократного выполнения |
Способность к переносу, способ сохранения |
Конкретная последовательность движений |
Сохраняется в виде обобщенной формы решения, функционального принципа решения задачи |
Строение поведенческого акта |
Однофазное поведение (сразу непосредственно приводит к цели) |
Двухфазное решение (подготовление, прямо не ведущее к цели и осуществление) |
Анализ поведения. Для этой стадии характерно:
– двухфазное решение задачи;
– широкий перенос;
– функциональное использование “орудий” (палка в руке Келеровского шимпанзе – аналог будущего орудия труда).
Двухфазное решение задач: 1) фаза подготовки, 2) фаза реализации.
Фаза подготовки лишена биологического смысла, и побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). Вторая фаза – осуществления, направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится навыком.
Широкий перенос – если какой-то принцип решения был открыт путем инсайта, то оно автоматически распространяется на подобные ситуации. Перенос операции происходит не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает. Животное обобщает отношения и связи вещей. Инсайт – целостная организация проблемной ситуации, которая позволяет устранить конфликт. Инсайт - качественное изменение в поведении.
Функциональное использование орудий – ситуативное использование (в природе мы редко наблюдаем случаи, когда палка (ветка дерева) служит орудием. Палка побывала решением, конечный результат достигнут, и палка вернулась обратно в природу). Функциональное использование орудия, животное изготовляет орудие – значит, существует психическое представление о нем (понятие). Функциональное понятие – психическое представление о способе решения задачи (понятие о палке, палку убрали – животное ищет ее или что-либо взамен).
Экспериментальное изучение поведения на стадии интеллекта.
Кёлер для исследования интеллекта человекоподобных обезьян использовал метод обходного пути (разновидность двухфазной задачи), в котором достижение цели становилось возможным при употреблении орудий (Для достижения цели надо обойти преграды. Непосредственное восприятие приманки). Поскольку движения палкой не являются инстинктивными, мы можем говорить об интеллектуальном поведении.
Кёлер судит об интеллекте животного по его поведению как по показателю уровня психического развития.
Признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем (эксперимент с перегородкой между животным и приманкой).
Другие работы по теме:
Сознание и человеческая природа
Сознание и человеческая природа Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Классификации психодиагностических методов
Классификации методов по Й.Шванцаре. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину.
Системные качества человека
Понятие и виды системных качеств человека; Человек как биологический индивид; Человек как личность; Индивидуальность человека. Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе.
Многофакторный анализ интеллектуальных способностей
Многогранность интеллекта - это одна из причин, по которым теоретики затрудняются определить это явление. Некоторые пионеры изучения интеллекта, пытаясь раскрыть некоторые из основных компонентов этого феномена и признавая его сложную природу, использовали факторный анализ - статистический метод, разработанный для определения источника изменений в измерениях корреляции.
Детерминанты профессиональной деформации личности
Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Профессиональная деятельность человека – одно из ведущих проявлений активной личности. Профессиональная деформация может отличаться своей направленностью, носить положительный или отрицательный характер.
Периодизация психического развитая в онтогенезе
Периодизация психического развитая в онтогенезе Качественно своеобразные ступени психического развития выделяются и в онтогенезе. Однако периодизация онтогенетического развития психики в различных теориях осуществляется на основе разных критериев.
Экзаменационные билеты по психодиагностике
31. Тест Амтхауэра. Тест Амтхауэра (сокр. TSI) — тест, разработанный нем. психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интелекта. В своих исс-ях Амтхауэр внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной дея-ти человека.По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано.
Социальный интеллект 2
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.
Задержка психического развития 2
Задержка психического развития — парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
Зарождение и эволюция психики
Зарождение психики. Проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Критерий психического. Субъективный образ объективной реальности. Эволюция психики животных. Деятельность на ранних этапах эволюции. Развитие сознания.
Развитие психики и возникновение сознания
Человек как высшая ступень жизни на Земле. Возникновение и развитие психики в аспекте филогенеза, суть термина и стадии развития. Взаимодействие в виде обмена веществ - необходимое условие сохранения жизни. Сознание как высшая форма человеческой психики.
Развитие психики в филогенезе
Человек как высшая ступень жизни на Земле, роль и значение психики в его жизни. История возникновения и развития психики теории ее происхождения как реакции на внешние раздражители. Стадии становления и развития психики в условиях усложнения жизни.
Интеллект стадии развития психики
Зоопсихология Тема: интеллект стадии развития психики Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Предпосылки развития интеллекта у животных……………………………..4
Закон отражения света
Отраженный и падающий лучи лежат в плоскости, содержащей перпендикуляр к отражающей поверхности в точке падения, и угол падения равен углу отражения.
Фейгенбаум, Эдвард Альберт
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Эдвард Альберт Фейгенбаум (англ. Edward Albert Feigenbaum, 20 января 1936 года, Уихокен, США) — учёный в области теории вычислительных систем, награждён в 1994 году премией Тьюринга за достижения в исследовании искусственного интеллекта, в частности экспертных систем.
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.