Реферат: Эмоциональный опыт как теоретический конструкт - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Эмоциональный опыт как теоретический конструкт

Рефераты по психологи и педагогике » Эмоциональный опыт как теоретический конструкт

А.Ю. Бергфельд

Проблема исследования

Психологические проблемы, связанные с областью эмоциональных явлений, были и остаются предметом многочисленных исследований. Определяя круг психических явлений, относящихся к разряду эмоциональных, ученые используют достаточно разнообразную терминологию: эмоции и чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные переживания, эмоциональная сфера, эмоциональные процессы, эмоциональные реакции, эмоциональные свойства и т.п. Несмотря на отмеченное разнообразие понятий, в современной научной литературе под эмоциональными явлениями понимается некий теоретический конструкт, который выводится из набора показателей и их взаимосвязей, что, в свою очередь, приводит к фрагментарному изучению отдельных проявлений эмоционального мира человека.

Между тем с точки зрения здравого смысла очевидно существование эмоциональных явлений не в качестве абстрактного конструкта, но как непосредственно данной субъекту реальности. Для не искушенного научным знанием субъекта содержательность определений эмоций оказывается зависящей от степени усвоения абстрактных категорий психологии эмоций, а не от глубины проработки им внутреннего опыта.

Указанное противоречие, существующее в научном и обыденном познании эмоциональных явлений, побуждает нас обратиться к изучению феноменологии эмоционального опыта. В эмпирическом исследовании проблемы восприятия эмоциональных явлений [1] было выявлено значительное многообразие понятий, которые использует человек в стремлении кате- горизовать эмоции, т.е. каким-то образом их систематизировать. Это приводит к мысли о том, что в сознании субъекта психические явления выступают как достояние его интегрального эмоционального опыта. Поэтому мы стремимся изучить эмоциональный опыт как интегральное образование — в непосредственной данности его субъекту-носителю, через исследование рефлексивных возможностей, которые он использует в проработке эмоциональных явлений в себе и Другом. Кроме того, нас интересует, как осуществляется процесс познания эмоционального опыта в слабо осознаваемой или неосознаваемой сфере психического.

В настоящей статье нами актуализируется идея о возможности разработки новой исследовательской области знания в рамках психологии познания в области психологии [5] — «психология эмоционального опыта». На настоящем этапе исследования нами прорабатывается проблема специфики этой исследовательской области, в отличие от исследований, предметом которых является эмоциональный интеллект, имплицитные теории эмоций, ментальная репрезентация эмоций, определяется содержание конструкта «эмоциональный опыт».

* * *

Изначально при изучении заявленной проблемы мы обратились к анализу понятия «опыт» с целью определения смысловых единиц, являющихся необходимыми и достаточными для определения конструкта «эмоциональный опыт». Наиболее очевидны и в то же время важны две черты проблемы опыта. Во- первых, многовековая ее история, во многом совпадающая с развитием представлений человека о мире и о себе и, следовательно, имеющая теснейшие гносеологические связи с философским знанием. Во-вторых, ее комплексный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и широчайшем спектре собственно психологических направлений ее разработки.

Так, в Малом энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона опыт определяется, с одной стороны, как отдельные состояния сознания, переживаемые субъектом, с другой — как совокупность таких состояний у единичных людей и всего человечества [12].

Опыт является первичным источником знаний, дающим материал для познания. Различают внешний и внутренний опыт. При этом то, что испытывается посредством органов чувств, относится к внешнему опыту. То, что не определяется органами чувств, например, желания, чувствования, размышления человека, традиционно относят к опыту внутреннему.

Можно заметить, что в данной трактовке эмоциональные явления как феномены психики по сути и являются внутренним опытом. Таким образом, есть основания полагать, что именно в этом значении большинство исследователей использует понятие «эмоциональный опыт» и именно этим фактом объясняется отсутствие его определения в современной отечественной психологии.

Кроме того, в вышеуказанном контексте становится очевидным, что эмоциональный опыт как совокупность эмоциональных переживаний, с одной стороны, репрезентируется в сознании отдельного субъекта и испытывается им, с другой стороны, является достоянием всего человечества и передается, а также формируется в процессе освоения языка эмоций в онтогенезе.

Далее, в Большой советской энциклопедии «опыт» определяется через категорию «чувственно-эмпирическое познание действительности», как единство знаний, умений и навыков [4].

Эта трактовка соотносима с тем, как понятие «опыт» представлено в истории философии, в первую очередь в воззрениях представителей материалистического (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Д.Дидро, К. Гельвеций) и идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм). Известно, что сторонники идеалистического эмпиризма ограничивали опыт совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в его основе лежит объективная реальность, и признавали единственной реальностью субъективный опыт. Материалистический эмпиризм исходил из того, что источником опыта является материальный мир.

В противоположность эмпиризму представители рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что логическое мышление не может базироваться на опыте, т.к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум обладает способностью постигать истину непосредственно, минуя чувственно-эмпирический уровень познания.

Диалектический материализм рассматривал опыт как производное объективной реальности. Опыт — это процесс активного, преобразующего воздействия человека на внешний мир, и в то же время результат этого воздействия в виде знаний и умений. Понятие опыта по существу совпадает с категориями «эксперимент», «наблюдение». На их основе формируется опыт как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний.

Таким образом, в истории философии дискуссии вокруг понятия «опыт» сводились к утверждению либо опровержению идеи о субъективности опыта и анализу проблемы взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания действительности.

В современной психологии термин «опыт» является недостаточно четко определенным как концептуально, так и в эмпирических исследованиях. Не случайно в большинстве современных словарей и учебников по психологии отсутствует определение данной категории.

Опыт — это способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. Опыт служит важным источником информации как об объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие опыта приобрело особые признаки в связи с представлением о том, что ее предметом служит сознание как сфера, явления которой могут быть постигнуты только в качестве непосредственных данных самоопределения субъекта. Это воззрение под именем внутреннего опыта легло в основу интроспективной психологии. В случае ухода в область интроспективной психологии речь идет не об опыте, а о внутреннем опыте.

Со времен В.Вундта в психологии активно используется понятие внутреннего опыта, и именно он определил психологию как «науку о внутреннем опыте». Согласно этому определению, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается, прежде всего, тем, что его предметы даны «самонаблюдению» или, как называют это последнее, в противоположность восприятию через внешние чувства, «внутреннему» чувству [5]. Каждый опыт расчленяется непосредственно на два фактора: на содержание, данное человеку, и на способ его восприятия этого содержания.

В современной психологии обращение к категории опыта встречается в исследованиях интеллекта и мышления.

Так, Д.Н.Завалишина оперирует категорией «опыт» при характеристике интеллекта взрослого человека. По ее мнению, «опыт человека перестает выступать как второстепенный компонент интеллекта..., но скорее становится его ведущим компонентом, потенциальным резервуаром новых операциональных и предметных знаний, зачастую всплывающих в затрудненных условиях деятельности в виде ... неинструментальных сигналов и интуитивных механизмов» [7, С.111].

Е.И. Горбачева считает возможным обратиться к изучению опыта субъекта в контексте изучения мышления. Специфические структуры, организующие опыт — мыслительные стереотипы — задают предметную ориентацию мышления, т.е. обусловливают специфическую избирательность, рецептивность субъекта по отношению к вполне определенным сторонам окружающей действительности, и, в конечном счете, определяют то, что обычно обозначается как «склад ума» [6]. Однако следует отметить, что в психологии мышления опыт рассматривается как пассивное, статичное психическое образование, лежащее в основе репродуктивных форм психической активности. В этом смысле опыт является источником некоторых шаблонов, стереотипных схем умственных действий, применяемых человеком при решении привычных задач.

Опыт рассматривается и как совокупность представлений, схем мышления, присущих обыденному сознанию, который находится в противоречии с научным знанием. В этой связи устойчиво употребляют понятие «житейский опыт». Таким образом, либо субъект становится носителем нескольких видов опыта, либо научные знания не являются формой его опыта, а существуют сами по себе. По оценке Е.Ю. Савина, необходимо иметь в виду, что даже житейский, стихийно формируемый опыт все же содержит в себе некие обобщенные способы объяснения эмпирически наблюдаемых явлений [10].

Второй подход к рассмотрению понятия «опыт» связан с изучением профессионального опыта в концепции практического мышления (Конева, 2003, Корнилов, 2004). Опыт рассматривается как основание практического мышления, характеризуется как единство вербализованного и невербализованного знания. Основная роль отводится метакогниивным составляющим опыта, которые могут выступать как стереотипы профессиональной деятельности.

И наконец, категория опыта рассматривается в концепции ментального опыта М.А. Холодной как основы интеллекта. Ментальный опыт представлен тремя уровнями: когнитивный опыт, который включает в себя структуры, которые отвечают за переработку информации (способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и понятийные психические структуры); метакогни- тивный уровень, в который входят умственные образования, позволяющие осуществлять произвольную и непроизвольную регуляцию собственной интеллектуальной деятельности; ин- тенциональный опыт, который включает в себя ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей (в виде предпочтений, убеждений, умонастроений). Опыт субъекта — это «и фиксированные формы опыта (то, что человек усвоил в прошлом), и оперативные формы опыта (то, что происходит в ментальном опыте этого человека в настоящем), и потенциальные формы опыта (то, что появится в его ментальном опыте в качестве новообразований в ближайшем или отдаленном будущем)» [11, С. 82-83].

Таким образом, степень конкретизации и способ рассмотрения опыта субъекта в психологических концепциях различны. Однако важно отметить, что ключевое место субъектному опыту отводят именно как фактору, определяющему интеллектуальное поведение субъекта, но не эмоциональное. Чаще всего когнитивный (ментальный) опыт соотносят с рефлексивными возможностями субъекта, а эмоциональный опыт отождествляют с внутренним опытом, рефлексивный компонент которого остается без должного внимания исследователей.

Развертывание исследований проблемы опыта в указанных (а также в иных) направлениях определяет две основные особенности ее современного состояния.

С одной стороны, сформулирован ряд объяснительных концепций в области проблем когнитивного (ментального) опыта и получены эмпирические данные в подтверждение таковых. С другой — по мере развития этих представлений все отчетливее проявляется уход от исследований, предметом которых являются различные аспекты эмоционального опыта. Кроме того, сохраняется доминирование так называемого абстрактно-философского подхода к исследованию проблемы опыта над конкретно-научным.

В связи с вышеуказанным предмет нашего исследования — эмоциональный опыт — не исследуется в современной психологии ни в гносеологическом аспекте, ни в качестве онтологически представленной и обладающей системой собственных закономерностей психической реальности.

Еще более принципиально то, что эмоциональный опыт характеризуется достаточно явно выраженной неопределенностью своего понятийного статуса и места в системе таких понятий, как: эмоциональная память, эмоциональный интеллект, имплицитные теории эмоций, ментальная репрезентация эмоций. Конструкт «эмоциональный опыт» недостаточно четко осмыслен с точки зрения качественной определенности и специфики.

Наконец, источником принципиальных методологических трудностей осмысления эмоционального опыта выступает дефицит эмпирических и экспериментальных методов его изучения.

Напомним, что изучение природы эмоционального опыта видится нам возможным, с одной стороны, через исследование характера рефлексивной проработки человеком эмоциональных явлений в себе и Другом, с другой стороны, через изучение процесса познания эмоционального опыта в слабо осознаваемой или неосознаваемой сфере психического. Определим понятийный статус конструкта «эмоциональный опыт».

Понятийный статус эмоционального опыта в психологии эмоций

Эмоциональная память и эмоциональный опыт Рассматривая особенности аффектов, А.Н. Леонтьев указывал на то, что одной из особенностей этих эмоциональных явлений является возможность их возникновения в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, что приводит к образованию специфического опыта — аффективных следов. Смысл их заключается в том, что человек, мысленно возвращаясь к событию, вызвавшему состояние аффекта, переживает аналогичные эмоции. Сохранение аффективных следов возможно в силу действия механизмов памяти.

Эмоциональный опыт и эмоциональная память не являются тождественными понятийными категориями в нашем понимании.

В понятии эмоциональной памяти «присутствует указание» на феномен сохранения в памяти субъективного отношения к запечатлеваемой информации. Такое запечатление свидетельствует об эмоциональном восприятии информации.

Эмоциональная память включает в себя не только память о самом состоянии аффекта, но и о системе запуска, т.е. о ситуации, обусловившей его возникновение (Громова, 1980). Таким образом, эмоциональная память — это способность воспроизводить пережитое ранее эмоциональное состояние в комплексе с воспоминанием о вызвавшей его ситуации и субъективным отношением к ней.

Эмоциональная память определяется как явление воспроизведения определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.

На основе такого понимания конструкта «эмоциональная память» есть основания утверждать, что благодаря памяти происходит закрепление эмоциональных явлений в субъективном опыте. Однако эмоциональный опыт не следует отождествлять с памятью на эмоции и чувства или способностью воспроизводить пережитые ранее эмоциональные явления.

Эмоциональный опыт — интегральное психическое образование, доступное рефлексии в актуальном времени, однако в его содержание включаются и слабо рефлексируемые или неосознаваемые формы организации знаний об эмоциональных явлениях, система неявных представлений о них. Содержание эмоционального опыта может быть отнесено как к прошлому, так и будущему.

Имплицитные теории эмоций и эмоциональный опыт

В исследовании природы эмоционального опыта мы используем эмпирический материал, который получаем при изучении имплицитных представлений о нем. Кроме того, полагаем, что имплицитные теории эмоций — это не только система категорий (или поле значений), посредством которой человек познает эмоциональный опыт, но и слабо рефлексируемые или неосознаваемые формы организации знаний об эмоциональных явлениях, система неявных представлений, допущений, положений о них (Минеева, Лидерс, 2007).

Таким образом, имплицитные теории эмоций, с одной стороны, включены в содержание эмоционального опыта. Эмоциональный опыт является отправным моментом в построении имплицитных теорий эмоций, поскольку в нем фиксируются пережитые эмоции и чувства, опыт эмоциональных отношений, эмоционального взаимодействия с другими людьми.

С другой стороны, имплицитные теории эмоций можно рассматривать и как механизмы обработки эмоционального опыта. Они используются, чтобы осознать или интерпретировать эмоциональный опыт в себе и Другом.

Эмоциональный интеллект и эмоциональный опыт

Конструкт «эмоциональный интеллект» достаточно активно используется в современной психологии. По сути, в этом понятии зафиксирована идея о том, что эмоциональный опыт можно рассматривать как определенную сферу интеллекта.

В работах P.Salovey, J.Mayer (1990) этот конструкт раскрывается как состоящий из трех категорий адаптивных способностей: 1) выражение эмоций (компоненты — выразительность собственных эмоциональных переживаний, адекватное выражение эмоций, осознание своих эмоций и чувств, восприятие и понимание эмоций других людей, эмпатия); 2) способность к эмоциональной регуляции (управление своими и чужими эмоциональными переживаниями); 3) возможности практического использования эмоций (гибкость при планировании, возможность перенести опыт, полученный в одной ситуации на другую, творческий подход к решению проблем). Феномен эмоционального интеллекта тесно связан с социальным и когнитивным функционированием личности.

При изучении эмоционального интеллекта исследователь получает информацию об уровне развития у личности адаптивных способностей к пониманию своих и чужих эмоций, однако не имеет возможности исследовать содержание эмоционального опыта как психической реальности. Кроме того, исследователь не находит и ответа на вопрос о том, как осуществляется процесс познания субъектом эмоционального опыта в себе и Другом. Как следствие, за «кадром» исследования остаются механизмы, средства и способы познания эмоционального опыта, которые также включены в содержание последнего.

Ментальная репрезентация эмоций и эмоциональный опыт

Проблема осознания эмоциональных явлений в современной психологии рассматривается как проблема их ментальной репрезентации.

Термин «репрезентация» («representation») буквально переводится как «изображение, образ, представление». С одной стороны, «ментальная репрезентация» служит для обозначения субъективного опыта, описывает феноменологию переживаний человека, а с другой — выступает в качестве объяснительного понятия, связанного с попыткой выделения различных интрапсихических структур и их взаимосвязей.

В рамках когнитивного подхода изучают структуры и организации ментальных репрезентаций во взаимосвязи с когнитивными процессами, в том числе процессами символизации. Ментальные репрезентации рассматриваются в качестве результата действия когнитивных процессов, с одной стороны, и сами являются способом организации знаний о мире, с другой стороны (Frake, 1961; Cicourel, 1974).

Таким образом, в рамках когнитивной психологии при исследовании ментальных репрезентаций особый акцент делается на анализе структуры, организации ментальных репрезентаций, их взаимосвязях с когнитивными процессами, подчеркивается роль символизации и означивания в их построении.

В исследованиях ментальных репрезентаций эмоций преимущественно рассматриваются вопросы, связанные с изучением образных, динамических и пространственных характеристик ментальной представленности базовых эмоций у лиц разных возрастов. Исследуются также содержательные и структурные характеристики ментальных репрезентаций эмоций через анализ категориальных и пространственных показателей базовых эмоций (Подпругина, Блинникова, 2002; Филимонцева, 2007). Ментальные репрезентации эмоций изучаются и в общей системе репрезентаций психических состояний.

Таким образом, современные исследования, касающиеся проблемы ментальной репрезентации эмоций, затрагивают в основном базовые эмоции. Очевидно, что в содержание эмоционального опыта входят не только базовые эмоции и представления о них.

Ментальная репрезентация эмоций выступает в нашем понимании как обобщенный способ организации знаний об эмоциональном опыте.

Содержание конструкта «эмоциональный опыт»

Итак, эмоциональный опыт — это целостное образованием, интегрирующее в себе различные типы психических структур и временные слои.

Следуя концепциям ментального опыта М.А. Холодной, субъектного опыта И.С. Якиманской и ссылаясь на результаты пилотажного исследования представленийстудентов-

психологов об эмоциональном опыте [1], резюмируем, что в содержание эмоционального опыта входят:

Эмоциональные явления различной модальности, переживаемые и рефлексируемые субъектом в актуальном времени (оперативная форма существования эмоционального опыта).

Эмоциональная память как основа построения имплицитных теорий эмоций (фиксированная форма существования эмоционального опыта).

Имплицитные теории эмоций как механизмы обработки эмоционального опыта (фиксированная форма существования эмоционального опыта).

Установки и стереотипы как механизмы познания эмоционального опыта (фиксированная форма существования эмоционального опыта).

Образы и понятия (формы отражения эмоционального опыта).

Способы вербального и невербального выражения эмоционального опыта.

Обобщенные способы объяснения (интерпретации) эмоционального опыта.

Интероскопический и экстероскопиче- ский типы познания эмоциональных явлений [2].

Умения и навыки управления эмоциями и чувствами в себе и Другом (фиксированная и потенциальная формы существования эмоционального опыта).

Определение указанных выше составляющих эмоционального опыта на данном этапе исследования осуществлялось преимущественно на основе теоретического анализа. Каждая из этих составляющих рассматривается нами как самостоятельная область для исследований на перспективу.

* * *

Эмоциональные явления в современной психологии преимущественно изучаются как отдельные проявления эмоционального мира человека. В то же время в сознании человека они являются ему как субъективно переживаемая реальность, как его эмоциональный опыт.

Изучить природу эмоционального опыта как интегрального образования в непосредственной данности его субъекту-носителю возможно через анализ рефлексивных возможностей, которые субъект использует в проработке эмоциональных явлений в себе и Другом. Данная проблема выступает в качестве предмета изучения в рамках исследовательской области «психология эмоционального опыта».

Определение понятийного статуса конструкта «эмоциональный опыт» в психологии эмоций показало неправомерность его рудици- рования к таким феноменам, как эмоциональная память, эмоциональный интеллект, имплицитные теории эмоций, а также ментальная репрезентация эмоций.

На уровне теоретического анализа определено содержание эмоционального опыта, в составе которого выделяются формы его существования, отражения и выражения. Кроме того, в содержание эмоционального опыта включены и способы объяснения эмоционального опыта, а также типы познания.

Список литературы

Бергфельд А.Ю. Представления об эмоциональном опыте у начинающих психоло- гов//Психологическое познание: актуальные проблемы: материалы Междунар. науч. -практ. конф./под ред. Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм.гос. ун-т. Пермь, 2008. С. 53-58.

Бергфельд А.Ю. Феноменология познания эмоциональных явлений// Вестник Пермского университета. Серия Психология. 2009. Вып. 2 (28).

С.97 — 117.

Вундт В. Очерки психологии. М.: Моск. книгоиздательство, 1912.

Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985.

Левченко Е.В. Психология познания в области психологии// Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 14. Актуальные проблемы психологической теории и практика/под ред.

А.А. Крылова. СПб.: СПбГУ, 1995.С. 30-38.

Опыт // Психологический словарь. Мир психологии. [Электронный ресурс] URL: psychology/dictionaries/psy.html7word =604, свободный.

Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности: автореф....дис. канд.наук. М., 2002.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона. [Электронный ресурс] URL: gatchina3000/brockhaus-and-efron- encyclopedic-dictionary, свободный.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта psu/universitet/universitetskie-smi/nauchnyj-zhurnal-vestnik-permskogo-universiteta