Андреева И.Н.
Проблемам социального воспитания в последние годы в нашей стране стали уделять все больше внимания. Это нашло отражение в открытии во многих вузах Российской Федерации специальности "социальная педагогика". Вместе с тем, отечественный исторический опыт в этой области до сих пор зачастую остается невостребованным.
Многие отечественные педагоги, еще с начала XIX столетия, в своих работах обращались к некоторым проблемам социального (общественного) воспитания. Большое внимание этой тематике уделял и К.Д.Ушинский. В одной из наиболее известных его статей - "О народности в общественном воспитании" (1875 г.) - едва ли не впервые в России рассматривались различные аспекты национальных особенностей воспитания и давалось четкое мировоззренческое обоснование позиции автора.
Концепция национального воспитания, предложенная К.Д.Ушинским, базировалась на его утверждениях о том, что каждый цивилизованный народ на протяжении веков выработал собственную систему воспитания и образования, отвечающую интересам национального развития. Эта система основывалась на формировании такого идеала человека, каким он представлялся в каждой стране. "Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели" утверждал педагог (О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.,1968. - С.272). Применение в нашей стране системы образования, построенной на "абстрактных или иностранных началах", окажет, по мнению Ушинского, слабое или даже негативное воздействие на развитие российских учеников.
Обосновывая доминирующее влияние национальности на характер человека, Ушинский утверждал, что некоторые национальные качества передаются по наследству. (Позднее от несколько изменил свои взгляды на эту проблему.) Именно эти национальные качества, по его мнению, предопределяют поведение личности в различных ситуациях. Ушинский полагал, что национальные черты "коренятся глубже всех прочих" как во внешности, так и в душе человека.
Из этих утверждений педагог делал выводы о существовании у людей только одной, общей для представителей одного этноса "природной наклонности", которою он назвал "народностью". В современной науке это явление получило название национальной ментальности. Именно на "народность", как утверждал Ушинский, должен опираться педагог в своей деятельности. Автор весьма категорично утверждал: "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным", т.е. сообразным особенностям национального характера (там же, С.280).
Признавая высшим идеалом воспитания идеал христианский, Ушинский полагал, что он является неотъемлемой частью национального воспитания всех христианских народов. Преподавание различных учебных дисциплин также составляет общий для всех цивилизованных народов элемент педагогики. Однако конкретные формы воспитания и обучения при этом должны оставаться национальными. Иначе эффективность педагогического воздействия на ребенка будет заметно снижаться.
Следует отметить, что Ушинский давал достаточно ясные и четкие определения идеалов воспитания в ведущих западноевропейских странах - Англии, Франции, Германии. Когда же дело касалось России, осмысление автором сущности русского народного характера становилось весьма расплывчатым и двойственным. Здесь на первый план выступали такие противоречивые качества, как: отсутствие четких юридических понятий и в тоже время высокая нравственность народа; восприимчивость ко всему чужому и одновременно стойкость народных убеждений. Неизменной отличительной чертой русского народа в противоположность западноевропейским нациям была лишь прочная православная вера. Все эти свойства, по мнению Ушинского, должны были учитываться при выработке концепции национального русского воспитания.
Многие либеральные российские педагоги конца XIX - начала ХХ вв., ориентируясь в большей или меньшей степени на западную позитивистскую идеологию, отзывались о теории национального воспитания К.Д.Ушинского весьма критически. Так, например, П.Ф.Каптерев утверждал, что специфические национальные черты должны присутствовать в педагогике, но они вторичны по отношению к "общечеловечным". Фактически это было утверждение о приоритете общечеловеческих педагогических ценностей над национальными, что близко к воззрениям некоторых современных отечественных авторов.
С.И.Гессен считал, что сами попытки определения особенностей национального характера не могут привести к достоверным результатам, поскольку все народы находятся в постоянном развитии. Это предположение также можно встретить в современной педагогической литературе.
В то же время другие педагоги, в первую очередь приверженцы православного воспитания, в значительной степени поддерживают точку зрения К.Д.Ушинского. Проблемы сочетания национального и общечеловеческого в общественном воспитании вызывают острые философские и педагогические дискуссии и в наши дни.
Другие работы по теме:
Воспитание в контексте социализации
Стихийная социализация - процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте.
Педагогика А.С. Макаренко и современность
В статье рассматриваются ключевые идеи новатора, которые получили развитие ввиду своей инновационной и гуманистической природы, а потому его педагогика стала исторически перспективной не только для современной эпохи.
Онтологическое понимание современного воспитания
Анализ различных подходов к пониманию воспитания с точки зрения бытийной природы человека позволяет понять три аспекта воспитания: социально-нормативный (формирование личности через идентификацию с социокультурным и профессиональным окружением.
Цели и задачи педагогики
По моему убеждению, педагогическая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, сравнимая разве что с медицинской, правоохранительной и прочими видами деятельности, отвечающими за само существование человека.
Индивидуальная психология (А.Адлер)
Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.
К. Д. Ушинский о роли русского языка в жизни человека
Константин Дмитриевич Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками, в оригиналах читал Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Канта, Гегеля и других мыслителей. И хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом. Лекции ученого увлекали, завораживали студентов.
Личность ребенка как объект и субъект воспитания
Понятие воспитательного процесса, его субъекты и объекты. Личность ребенка как субъект воспитания, особенности формирования личности как творца своей жизни и своей судьбы. Основные процессы, протекающие в личности. Образ ребенка в современной педагогике.
Учебные книги К. Д. Ушинского
Московская Городская Педагогическая Гимназия – Лаборатория №1505. Учебные книги Константина Дмитриевича Ушинского Реферат Подготовил: Ученик 9 класса “А”
Сочинения на свободную тему - сочинение - рассуждение
AlignjustifyКниги это источники информации знаний воспитания Они окружают нас с самого рождения. Вначале это малютки со множеством цветных картинок сказок загадок они помогают ребенку мыслить а потом произносить первые слова.
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Об учителях
Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. И очень важно, кто поведет его странными тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются.
Почему комедию Фонвизина Недоросль, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания
Автор: Фонвизин Д.И. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.
Жизненно важные вопросы в пьесе Недорсль
Жизненно важные вопросы в пьесе "Недорсль" Автор: Фонвизин Д.И. Я думаю,что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху.Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием.Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства.Дворян надо было воспитывать,делать из них не бессердечных невежд,а опору государству.Петр1 проводил реформы связанные с образованием.Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения,обращение дворян к крестьянам.Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам,усердно работая на них за гроши.В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей.Простакова является тираном для всех,кроме своего сына Митрофана.Она потакает ему во всем,делая все для него,а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется.Он использует ее любовь и подыгрывает ей.Прежде всего Митрофан
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии "Недоросль", как отличный сатирик. Комедия "Недоросль" была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В своем произведении он затронул самую важную проблему того времени.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Коренизация
Введение 1 Белорусизация Список литературы Введение Корениза́ция — политика советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века. Её целью являлось укрепление советской власти на местах и рост национального самосознания нерусских народов, путем подготовки и продвижения местных кадров для союзных республик и национальных автономий всех уровней.
Женское образование в России в XIX – XX вв.
Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.
Федеральный уровень регулирования социальной сферы
14Федеральный уровень регулирования социальной сферы. Управление социальной сферой осуществляется на всех трех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями