Кузнецова Надежда Александровна, преподаватель, самарский авиационный техникум, Самара
В настоящее время повышается интерес к гуманитарным технологиям - это индикатор того, что развивается инновационный процесс. Какие возможности открывает он для образования?
Сама идея гуманитарных технологий — это попытка разобраться в процессах, формирующих наше профессиональное сознание, понять — откуда мы знаем, что надо действовать так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся для принятия решений.
Итак, что же такое гуманитарные технологии?
Гуманитарные технологии — это технологии инноваций, производство новых способов деятельности. Инновация — это новый способ думать и делать. Причем в этом определении важны оба слова — и «думать», и «делать». Появление нового способа деятельности предполагает новый взгляд, новое представление о реальности. Новый взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую информацию и знания, которые и формируют его действия, его представления — когда человек знает, где и какая информация и знания ему нужны для принятия решения.
Если исходить из названия, то гуманитарные технологии – это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Другими словами – это способы совершенствования моральных и этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического состояния.
Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что гуманитарные технологии – это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов.
Объект и замысел определяют в технологии все остальное: какие нужны научно-гуманитарные знания, условия, средства, способы процесса реализации замысла. В качестве объекта гуманитарных технологий в образовании выступают студент, группы студентов, а в основе замысла нами предлагается система средств развития компетентного специалиста, способного постоянно самосовершенствоваться, конкурировать на рынке труда и легко адаптироваться в изменяющихся условиях.
Поэтому перед нами поставлена цель - подготовить будущего специалиста к предстоящим жизненным испытаниям на основе разработанных технологий.
Гуманитарные технологии определяются некоторыми особенностями.
Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студента. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет достичь желаемого результата и реализовать замысел.
Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через прояснение целей, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. Постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и устранять ошибки, корректировать процесс обучения и получать желаемый результат.
Таким образом, гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.
Гуманитарность технологии определяется возможностью «оборачиваемости» используемых методов, так называемого «двустороннего» эффекта их применения и возврата к педагогу на индивидуально-личностном уровне.
По своей природе педагогические технологии гуманитарны. Для расширения границ педагогической технологии представляет интерес развития различных компетенций: компетенция в организации способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; компетенция в организации культуры; коммуникативная компетенция; компетенция в организации самостоятельной деятельности в условиях неопределенности; компетенция в организации системного мышления; компетенция в организации готовности проявлять ответственность за выполняемую работу. Результаты, которые воспроизводимо достигаются и диагностируются в этих видах компетенций — саморазвитие, самосознание, саморегуляция, саморефлексия, самоопределение и самоконтроль, т.е. самосовершенствование личности. Содержание обучения включает целостный опыт студентов (не только знания или умения), порождение смыслов, управление психофизическими состояниями, саморефлексию действий, способов получения нового опыта, процесс коммуникации и саморазвитие личности, что очень важно в профессиональной деятельности человека. Для «технологического» анализа интересна воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Мы считаем важной саму возможность такого технологического подхода, который позволяет получать личностные учебные результаты.
Психологические технологии, представляя вид гуманитарных технологий, направлены на раскрытие, реализацию и развитие индивидуальности студента, оптимизацию его взаимоотношений с преподавателем, другими людьми. Широкий спектр психологических технологий, применяемых в педагогическом процессе, помогает совершенствовать методы преподавания в школе и вузе.
Таким образом, мы имеем возможность на основе научно-гуманитарных знаний реализовать предложенный нами замысел: развивать способность
• анализировать ту информацию и знания, которыми будущий специалист будет пользоваться для принятия решений;
• самосовершенствоваться и саморазвиваться;
• самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
• самостоятельно действовать в условиях неопределенности;
• проявлять ответственность за выполняемую работу;
• управлять психофизическим состоянием.
Другие работы по теме:
Телефонный этикет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФИНАНСОВ
Этика Аристотеля 2
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <<Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва>>
Истина и метод
Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если измерить их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук.
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Универсальный человек
Введение 1 Известные полиматы Список литературы Введение Универсальный человек, энциклопедист, полимат (polymathēs, греч. πολυμαθής)[1] — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, но и добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.
Социология в системе гуманитарных наук 2
2. Социология в системе гуманитарных наук В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами: 1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин. Особое место в цикле социально-гуманитарных дисциплин занимает социология. Ее роль резко возрастает в критические, переходные периоды истории, когда на первый план выступает задача формирования не отвлеченных идеалов, а анализа тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается реальное общественное мнение.
Модернизация в городской системе образования
Сегодня много разговоров выстраивается вокруг нового для нашей школы понятия - "компетенция" ("компетентность"). Думаю, что это не случайно - речь идет о новой единице измерения образованности человека.
Государство Израиль
Израиль является республикой парламентского типа. Реальная власть находится в руках правительства, основные решения которого подлежат утверждению кнессетом. Правительство возглавляет премьер-министр (с 4 мая 2006 г. – Э.Ольмерт).
Объект политологии
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.
ивный доклад
Методы и приемы развития ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
Методы оценки персонала при формировании кадрового резерва
Задачи оценки управленческого персонала организации. Методы оценки руководителей. Этапы использования программы оценки и развития управленческого персонала в компании. Пример заключения, составляемого по результатам комплексной оценки руководителя.
Маркетинг инноваций
Text Товары мировой новизны Товары мировой новизны Товары новые для фирмы Расширение имеющейся гаммы продуктов Обновленные продукты Изменение позиционирования продукта Сокращение издержек (производственная инновация) Graphics
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Национальный институт стандартов и технологий США
Введение 1 Разработанные стандарты 2 Конкурс SHA-3 Введение Национальный Институт стандартов и технологий (США) — (англ. The National Institute of Standards and Technology (NIST)) подразделение Управления по технологиям США, одного из агентств Департамента торговли США.
Репрезентация
(лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя.
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований
План Введение 1 История 2 Направления деятельности 3 Основные публикации 3.1 Коллективные монографии 3.2 Индивидуальные монографии Введение Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева (ИГИТИ) — научное подразделение национального исследовательского университета Государственный университет — Высшая школа экономики.
Африканская международная ассоциация
Африканская международная ассоциация (фр. Association Internationale Africaine) — организация, созданная бельгийским королём Леопольдом II для продвижения гуманитарных проектов в Центральной Африке, которые стали основой создания Свободного государства Конго на территории современной Демократической Республики Конго.
Глобалистика
Глобалистика — междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире.
Проектирование информационной системы финансирования предприятия
Graphics Graphics Разработать модель экономической информационной системы службы информационных технологий Приволжских электрических сетей с использованием структурного и объектно-ориентированного подходов. Разработать модель экономической информационной системы службы информационных технологий Приволжских электрических сетей с использованием структурного и объектно-ориентированного подходов.
Классификация затрат предприятия 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Азикиве, Ннамди
Азикиве, Ннамди (Azikiwe, Nnamdi) (1904–1996), первый президент Нигерии.