.
Лаврентьева М. В.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Вопрос психолого-педагогической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А.И. Запорожец также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я.Л. Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готовность к школе как "целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой", успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:
- мотивы, связанные с потребностью в общении;
- мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, "внутреннюю позицию школьника".
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
1. умение осознанно подчиняться правилу;
2. умение ориентироваться на заданную систему требований;
3. умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
4. умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.
И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, так как "речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления". Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психолого-педагогической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:
- уметь вступать в контакт;
- соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
- быть дисциплинированным.
Итак, психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.
До сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообразные точки зрения на взаимосвязь компонентов психолого-педагогической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о "ядре" такой готовности. Тем не менее, каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
Другие работы по теме:
Анекдот
Анекдот - устный, очень короткий смешной рассказ с неожиданной концовкой. Вряд ли найдется взрослый или школьник, который не знает ни одного анекдота.
Виды совместимости понятий
Теория отношений между понятиями. Классификация пар понятий, находящихся в отношении несовместимости. Отношение противоречия.
Теория речевых актов
Теория речевых актов - одно из направлений аналитической философии, созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж. Остином. Теория речевых актов учит тому, как действовать при помощи слов, "как манипулировать вещами при помощи слов".
Теории личности
В чем состоит личностная проблема, когда человек начинает ее решать? Важно правильно поставить вопрос. Единственно правильная общая форма вопроса для личности: “Быть или не быть?” Неправильный вопрос: “Тварь я дрожащая или право имею?”.
Социальная готовность детей к обучению в школе
Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Создание ситуации успеха
Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха - нечто более субъективное.
Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 2 Глава I. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников. 4 Заключение 8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 ВВЕДЕНИЕ В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,— игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Формирование и развитие памяти в онтогенезе
Понятие памяти, ее формирование и развитие в онтогенезе. Память как сложный психический процесс. Воспитание положительных свойств, рационализация умственной и практической работы человека, способы запоминания, соединение умственной работы с практической.
Булгаков м. а. - Тема выбора в романе м. а. булгакова мастер и маргарита
Роман “Мастер и Маргарита” - вершинное произведение Михаила' Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. “Мастер и Маргарита” привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа - роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера.
Формирование здоровья детей
, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Развитие ребенка младшего школьного возраста (дети 6-7 лет), становление его личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которые попадает ребенок в данном возрасте, приводят к усложнению возникающих перед организмом двигательных задач и откликающееся на него обогащение координационных ресурсов школьника.
Филлотаксис и последовательность Фибоначчи
Реальные соцветия подсолнуха два семейства логарифмических спиралей Спирали одного семейства закручиваются к центру против хода часовой стрелки, другого — по ходу. В ботанике такое сочетание двух семейств спиралей называют филлотаксисом
Фруктовый сок
Проведение и результаты исследований (анкетирования) потребителей фруктового сока.Основные предпочтения потребителей при приобретении такого продукта как фруктовый сок. Определяющие качества при приобретении сока определенной марки, объема и вида.
Только человек ответственен за добро и зло по роману Булгакова Мастер и Маргарита 2
Только человек ответственен за добро и зло по роману Булгакова Мастер и Маргарита Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Как и его герой — Мастер, — писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной, Во время сталинской диктатуры трудно было ожидать чуда.
Генрих Белль Странник, когда ты придешь в Спа 8230
Основной темой произведений Генриха Белля была война. Трагические фронтовые надежды, которые обожгли судьбу писателя за шесть лет участия во Второй мировой войне, много в чем определили смысл жизни и творчества Белля.
Символическая связь образов пьесы Антона Чехова Вишневый сад с разными временными слоями
«Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, в 1904 году, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из позиций прошлого и будущего.
Стихотворение Бунина Слово
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
Родной город Киев
Сочинение-описание Любой украинский школьник знает, что Киев - столица нашей Родины, Украины. Существует легенда, что Киев основан тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полянинов. Названный в честь старшего брата.
Легко или тяжело быть молодым
Автор: Сочинения на свободную тему Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослым, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь, но и в футбол и баскетбол я с детским удовольствием поиграю, забывая, что ростом почти догнал отца.
Моя будущая профессия
Конкурс: Номинация: Сочинение на тему: «Моя будущая профессия» Ученика 11 «Б» Класса. Ларионова А. В. ЧСШ№1 Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии.
Страшное и смешное в романе "Мастер и Маргарита"
Главные действующие лица, чьими именами названа книга появляются ближе к середине повествования. С ними у булгакова связана драматичная и счастливая история великой любви. Несмотря на множество трагичных моментов, роман написан очень живо и смешно.
Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям” (1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие.
Блювштейн, Софья Ивановна
Введение 1 Биография 2 В искусстве Список литературы Введение Софья Ивановна (Шейндля-Сура Лейбовна) Блювштейн (в девичестве Соломониак; 1846, Повонзки Варшавской губернии — ?) — легендарная российская преступница-авантюристка еврейского происхождения[1], известная под прозвищем Сонька Золотая Ручка.
ЮАР
С конца XV века, когда Бартоломео Диаш высадился на мысе Доброй Надежды, эта земля как магнит притягивала авантюристов всех мастей. Даже колониальные войны были здесь не такими, как везде.
Васнецов Виктор Михайлович
Кто же был этот художник, сумевший так необыкновенно ярко, проникновенно раскрыть нам сказочную быль, показать Древнюю Русь и ее легендарных героев?
Пастернак Б.Л.
Русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 г. в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913 г.