А.В. Павлова
Перед курсом социальной педагогики во все времена и для всех поколений будет стоять двойственная цель: с одной стороны, необходимо познакомиться с настоящим положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки социальной педагогики требуют анализа и оценки по существу, но оценивать их правильно можно лишь с учетом исторических условий их развития.
Так, вера в силу разума, в прогресс, вера в школу – все, что может быть обобщено одним термином просвещенчества, захватила научную мысль в ХVIII – XIX веках и держалась в ней достаточно прочно до сих пор. Правда, уже в конце ХVIII века это течение получило сильные удары сначала со стороны романтического направления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда преуспевает в этом.
В настоящее время борьба двух сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими порывами, и в борьбе этих ориентаций проигрывает педагогика. В ней мы наблюдаем или наивное сочетание религии и гуманизма, или педагогический натурализм, веру в естественное природное раскрытие души, как бесконечной возможности. В научном творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную установку, например, коммунизм, или же пытается создать объективную науку безотносительно к какой бы то ни было религии.
В педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение для многих педагогов, но в общем имеют на педагогику малое влияние. Так, по крайней мере, было до сих пор.
Мы полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности христианизация мысли особенно трудна, ибо она неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь.
Как вариант христианизации педагогической мысли мы предлагаем путь смысловой педагогики.
Ученик вряд ли способен запомнить расфасованную по урокам информацию, но он должен обрести смысловую картину мира. Ученику ни к чему наизусть знать закон Бойля-Мариотта, но он должен уметь принимать решения, без боязни вступать в среду неопределенности и изменчивости.
Задача образования – приобщение ребенка к общечеловеческой культуре. Образование – средство развития личности, а не накачка информацией.
Лучшие школы России ведут обучение детей по методикам Эльконина, Давыдова, Занкова, в духе Штайнеровской педагогики, исповедуют культурно-историческую педагогику развития, о которой мы ведем разговор. Социальная природы школы позволяет сделать вывод, что ее социальные силы должны быть использованы в педагогическом процессе.
Из сказанного видно, что педагогика не есть техника, но – искусство, не только потому, что первая добродетель педагога есть воспитательное воздействие, но и потому, что педагогика есть творческая работа. Здесь творческое использование детского материала достигает высшей формы.
Современная эпоха характеризуется тем, что дети хотят быть не объектом своих действий, а субъектом своих действий. Здесь мы предлагаем две идеи: нужно, чтобы школа была единым духовным организмом. С другой стороны, необходимо, чтобы перед ребенком были открыты возможности разностороннего выражения его энергии и созданы условия его духовного самоуправления.
Современная эпоха обнажила и заострила основные проблемы нашего времени, и педагогическая мысль начинает осознавать себя стоящей не перед частными проблемами школы, а перед основной и первостепенной проблемой истории и культуры. Связывание педагогических проблем с темами современности и есть та плодотворная сила, которая определяет собой творческое настроение педагогической мысли. Проблемы педагогики не могут быть до конца поняты автономно, они должны быть связаны с общими вопросами нашего времени. Идея связывания школы и жизни, раскрытие в теории и живом творчестве пути целостной школы и есть задача нашего времени. Русская педагогика стоит на пороге грядущего торжества духовных сил над социальной действительностью. В построениях российской педагогики уже намечены основные предпосылки для понимания школы, для того ее построения, которое, вобрав в себя итоги исканий отечественных педагогов, найдет вечные и прочные основы воспитания в единении с гуманизацией и христианизацией.
Другие работы по теме:
Преподаватель глазами студента
Каждый из нас, будучи студентом, сталкивается с людьми, которые дают нам знания, учат тонко чувствовать и стараются сделать нас образованнее. Безусловно, это - преподаватели. С самого начала студент рассматривает преподавателя как нечто недосягаемое и чужое, изначально строя преграду в общении.
Язычество и христианство в Чечне
В разные исторические эпохи менялись религиозные верования предков чеченцев и ингушей (вайнахов, нахов). Со времен хуррито-урартских государств (III-I тысячелетии до н. э.) пришло язычество. У каждого явления природы, у каждого небесного светила был свой бог. Люди приносили жертвы богу солнца, дождя, войны, любви, плодородия.
Закономерности воспитания культуры безопасности студентов
В статье на основе результатов теоретического и экспериментального исследования изложены выводы о социально-педагогических, педагогических, воспитательных, дидактических и методических закономерностях воспитания культуры безопасности студентов.
Роман Плаха
Автор: Айтматов Ч. Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В. Белинский Роман “Плаха” — один из интереснейших в творчестве замечательного современного писателя Чингиза Торекуловича Айтматова. “Плаха” продолжает традиции литературы: гуманизации, очеловечивания образа Христа, у истоков которой стоят художники и мыслители Возрождения и которая замыкается “Мастером и Маргаритой” М.
Уэллс Герберт Джордж
(1866-1946) Герберт Уэллс родился в 1866 году в Бромли, графство Кент. Карьеру Уэллса, возможно, определил несчастный случай — в детстве он сломал обе ноги, и проводил все время дома, благодаря чему много читал. Потом Уэллс окончил школу и получил дальнейшее образование в Педагогическом Колледже в Лондоне.
Культорология как тип социальной теории
1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
Курляндское епископство
(также Курляндская епископия ; независимое в 1234—1559 годах, в 1559—1585 годах перешло к Дании, после 1585 года — к Речи Посполитой) — духовное княжество, созданное в юго-западной части современной республики Латвия, историко-культурные области Курляндия и Курония, после 1234 года в ходе походов германских крестоносцев, целью которых было завоевание и насильственная христианизации местных прибалтийских племён (курши, ливы и т. д.).
Томы
Томы (греч. Τόμοι, лат. Tomoi) — античный город на западном берегу Чёрного моря. Основан древними греками как одна из колоний. Северного Причерноморья около 500 года до н э., затем перешёл под римский контроль и стал одним из важейших городов римской провинции Мёзия.
Иезуитские редукции
Введение 1 История 2 Редукции 3 Память Список литературы Введение Иезуитские редукции, или Индейские резервации иезуитов — часть общей стратегии католической церкви XVII—XVIII веков по созданию резерваций (исп. reducciones de Indios) для христианизации коренного населения Нового Света. Задуманы и осуществлены резервации впервые были перуанским иезуитом Диего де Торрес Больо, а также его помощниками — Антонио Руисом де Монтоя и др.
Языческие восстания в Польше
План Введение 1 История 2 Важнейшие даты Список литературы Введение Языческие восстания в Польше (польск. Reakcja pogańska) — историческое название событий, происходивших при раннепястовской монархии в 30-е годы XI века, кульминацией которых был взрыв восстания 1037 направленного против усиления княжеских прав и христианизации.
Языческие восстания в Чехии
Языческие восстания в Чехии — историческое наименование серии событий в Чехии времён правления династии Пржемысловичей в первой половине X века, кульминацией которых было языческое восстание, организованное Драгомирой — женой Вратислава I.
VII век
План Введение 1 События 2 Русь 3 Китай 4 Азия Введение Седьмой (VII) век длился с 601 по 700 годы по григорианскому календарю. 1. События Ок. 600 — 1200 — цивилизация Тиауанаку около озера Титикака.
Северные крестовые походы
План Введение 1 Вендский крестовый поход 2 Ливонский крестовый поход 3 Прусский крестовый поход 4 Крестовый поход на Литву (второй балтийский поход) 5 Ливонский поход на Русь
Просвещение в Чувашии
Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр I в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... ".
Женское образование в России в XIX – XX вв.
Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Менеби, Саида
Саида Менеби (араб. سعيدة المنبهي, фр. Saпda Menebhi, сентябрь 1952(1952), Марракеш — 11 ноября 1977, Касабланка) — мароканская поэтесса и преподаватель английского языка, активистка женского движения и член революционного движения «Вперёд».
Амалицкий Владимир Прохорович
(известный геолог) Родился в 1860 году. По окончании курса в Петербургском университете по физико-математическому факультету принял участие в экспедиции профессора В.В. Докучаева по исследованию Нижегородской губернии в геологическом и почвенном отношениях. Здесь в пестрых мергелях А. нашел (тогда впервые) богатую фауну, которой определился возраст этих пород (пермский).
Федор Чёрный
Федор, князь Смоленский и Ярославский, сын Ростислава Мстиславовича, родился в 1240 году в Смоленске. С юных лет он отличался смирением и благочестием. При разделе отцовского наследства, он удовольствовался малой частью и правил Ярославским уделом.
Дмитрий Иванович Менделеев
Основные этапы жизни Менделеева. Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге в педагогическом институте. Жизненный путь ученого, наука.