Склярова Т. В.
Категория развития является одной из ведущих в современных научных исследованиях. В общенаучной методологии развитие определяется как закономерное, необратимое и направленное изменение качества материальных или идеальных объектов. В таком понимании категория развития вошла в науку немногим более двухсот лет назад.
Понятие развития напрямую связано с понятием времени, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Циклическое восприятие времени, доминирующее в античной философии, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Со времен древнего Рима происходящие изменения рассматривались как процесс проявления того, что уже есть. Термин «evolutio» означал разворачивание свитка, в котором уже все записано, но до определённого срока скрыто.
Идея направленности времени обретает особую значимость в христианстве. Ценность и значимость времени связывается с движением созданного Богом мира к такому состоянию, когда не будет времени (эсхатология – учение о конце времени). Каждое мгновение в таком понимании приобретает особую ценность и неповторимость, потому что обладает потенциалом приближения ко времени «исполнения сроков».
Существующие различия в восприятии христианскими мыслителями качественных изменений во времени отражают разницу в понимании участия Бога в жизни сотворённого Им мира. Так, например, учение о предопределенности человека от рождения к духовному спасению или к гибели, исходят из представления о том, что единожды созданный мир развивается по законам исходного Замысла. Православная антропология не рассматривает бытие человеческой личности в категориях предопределённости. Православная догматика обосновывает учение о Промысле Божием, как «непрестанном действии всемогущества…, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Представление о Промысле Божием соотносится с православии с термином «провиденциальный», что в славянском тексте Библии именуется «Божественным смотрением», а Святыми Отцами называлось «попечением».
Построение Гегелем диалектики, как учения о всеобщем развитии, также исходило из провиденциальности происходящих в мире изменений. Это отмечалось, правда, с оговорками, даже в советской философии. «Провидение и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями» - цитирует философский словарь утверждение Гегеля, написанное в его «Философии истории».
Категория развития в психологии рассматривается как в понимании эволюционных изменений (от лат. «evolutio»), т.е. появления того, что уже есть, но пока не проявилось; так и в понимании генетических изменений (от греч. «genesis»), т.е. происхождения и становления нового состояния изучаемого объекта.
Культурно-историческая теория развития, разработанная Л.С.Выготским, определяет феномен развития детской психики как процесс появления того, что дано и проявления того, что задано и при определённых условиях может сформироваться.
Возрастная психология изучает такие формы развития, как филогенез, онтогенез, патогенез. Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) изучает изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, в том числе и вида «homo sapiens». Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, в психологии описывает формирование основных структур психики индивида в течение его жизни. Патогенез (от греч. pathos страдание, болезнь, genesis зарождение, происхождение) — совокупность процессов, определяющих возникновение, течение и исход болезней, в психологии описывает механизмы нарушения психического развития.
Процесс развития в возрастной психологии рассматривается в плане количественных изменений – рост и увеличение и качественных изменений психики, предполагающих скачкообразный переход на другой уровень её организации (метаморфоза - от греч. metamórphosis — превращение).
Другие работы по теме:
Часть речи
Грамматическая категория частей речи находит свое выражение в противопоставлении грамматических классов слов, которые различаются своим общим категориальным грамматическим значением.
Эмиль Дюркгейм
Социолог, чей неоценимый и гениальный ум привел к созданию новой науки - социологии.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Классификация водных препятствий
Чтобы иметь возможность, еще планируя свой сплав, оценивать сложность водных препятствий и свои силы, нужно уметь понимать принятую классификацию горных рек. Российскому воднику полезно ориентироваться в двух основных стандартах.
Понятие формы государства
Понятие формы гос-ва: Доклад. Категория формы гос-ва показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и структуру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же
Методы обработки статистических данных
Учреждение образования Гродненский государственный университет имени Янки Купалы” ОБРАБОТКА ДАННЫХ Учебная программа для специальности: 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия.
Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни
Веря в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов душевной жизни, современные педагоги озабочены тем, чтобы обеспечить ребенку здоровое, крепкое, творческое развитие в определенных его направлениях.
Проблема сенсорного воспитания детей
В настоящее время многочисленными исследованиями установлено, что у детей умственной отсталости значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики. с нарушениями интеллектуального развития занимает большое место в детской педагогике и психологии. Это естественно, поскольку известно, что у детей недостаточно развита предметно-практическая деятельность.
Диагностика мелкой моторики детей
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. В связи с важностью развития мелкой моторики остаётся актуален вопрос быстрого выявления уровня мелкой моторики на простых заданиях. В нашей стране 1923 году широкое распространение получил тест Н. Озерецкого. «Тесты оценки моторики» объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Жан Пауль
Жан Пауль (традиционно ошибочно – Жан Поль) (Jean Paul; наст. имя – Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Johann Paul Friedrich Richter) (1763–1825), немецкий романист и сатирик.
Имперские рыцари
(нем. Reichsritterschaft) — категория нетитулованной знати Священной Римской империи, непосредственные вассалы императора, получавшие землю за военную службу.
Иоанн Солсберийский
(лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120 Салисбери — 1180) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176—1180).
Поликсена бабочка
Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Местообитания 4 Время лёта 5 Размножение 5.1 Яйцо 5.2 Гусеница 5.3 Куколка 6 Охрана Введение Поликсена (лат. Zerynthia polyxena) — дневная бабочка семейства Парусники. Синонимы таксона: Zerynthia hypsipyle (Schulze, 1776), Zerynthia hypermnestra (Scopoli, 1763).
Вивес, Хуан Луис
Хуан Луис Вивес (исп. Joan Lluнs Vives, 6 марта 1492, Валенсия, — 6 мая 1540, Брюгге) — испанский философ, гуманист и педагог. Вивес происходил из еврейской семьи новообращённых христиан, и многие его близкие родственники подверглись преследованиям инквизиции. Видимо, в связи с этим Вивес рано покинул родину.
Городовые казаки
Городовы́е каза́ки (станичные, сторожевые, полковые и др.) — категория служилых людей Русского государства XIV - XVII веков. История Городовые казаки как и все служилые, разделялись на две категории: по "отечеству" - то есть родом из служилой семьи, и "по прибору" - то есть рекрутированные или завербованные.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Временнообязанные крестьяне
Временнообязанные крестьяне — категория («разряд») бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп.
Образование и наука конца 19 начала 20 века
Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 году. В 1864 году было опубликовано «положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на 3 вида: 1.
Карл Черни (Czerny)
Австрийский композитор, педагог и пианист. Родился 20 февраля 1791 в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта.
Анненский И.Ф.
Иннокентий Анненский - русский поэт, драматург, переводчик, критик.
Главные принципы взрывобезопасности
Принципы взрывобезопасности одинаковы и являются универсальными для всех стран мира. Основа этих принципов - это рекомендации Международной Электротехнической Комиссии.
Классификация оффшорных зон
1. Классические оффшорные зоны или же страны с нулевым налогообложением. Белиз Британские Виргинские острова Доминика Каймановы острова Маршалловы острова