Часто обучение
характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика I ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Ведь если ученик не будет прилагать ответных усилий, знания у него не появятся. Таким образом, "обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия
между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе егс собственной активности".
Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность.
В обучении выделяют следующие структурные компоненты:
• целевой;
• потребностно-мотивационный;
• содержательный;
• операционно-деятельностный;
• эмоционально-волевой;
• контрольно-регулировочный;
• оценочно-результативный.
Принципы обучения
Принципы
закладываются в основу любой теории или науки. Это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Педагогические принципы -
это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
К основным педагогическим принципам относятся следующие:
• принцип природосообразности,
один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
• принцип гуманизации,
суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
• принцип целостности,
проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
• принцип демократизации
- означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспитания, самообразования, самообучения, самоопределения;
• принцип культуросообразности -
заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
• принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося,
направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга;
• принцип профессиональной целесообразности -
заключается в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;
• принцип политехнизма -
является дополнением принципа профессиональной целесообразности. То есть, несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках.
Принципы обучения имеют несколько особенностей:
• все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;
• принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;
• принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении;
• в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса.
Другие работы по теме:
Определение себестоимости продукции
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТОИМОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ В условиях социалистического общества, когда имеет место товарное производство, любая продукция характеризуется стоимостью. На производство продукции требуются затраты живого и овеществленного труда. Эти затраты составляют издержки производства и формируют стоимость.
Умения и навыки выполнения электромонтажных работ
Graphics Graphics Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Формирование умений и навыков в выполнении электромонтажных работ Закрепление и совершенствование знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения Graphics
Дидактические системы
Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения или дидактической системой. Теоретические основы дидактических систем разрабатывает область педагогики, называемая дидактикой.
Принципы обучения
Принцип научности. Принцип системности. Принцип доступности. Принцип прочности обучения.
Сущность поэтапного формирования умственных действий и понятий
Анализ примеров персонажей из детской литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения. Сущность эксперимента Гальперина по поэтапному формированию умственных понятий.
Общее понятие о дидактике
Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Уточним: обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов, логики, кибернетики-(например, программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет.
Тема Кол-во страниц
Психолингвистическая характеристика чтения как одного из видов речевой деятельности
Выпускная
Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения»
Уфимцева Н. М. Моу сош 7 Копейск
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения (СО) и его структуры
Тема Кол-во страниц
Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка в старших классах средней школы
работа
Педагогические условия эффективного применения методов проблемного обучения в начальной школе
Толстой О методах обучения грамоте
Лев Николаевич Толстой О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте
Братские школы в Белоруссии
Введение 1 Местонахождение школ, их значение 2 Система обучения Список литературы Введение Братские школы в Белоруссии ― учебные заведения, создававшиеся православными братствами.
Виды межпредметных связей в обучении биологии
Совокупность функций м/п связей реализуется в проц.обуч-я при осущ-и многообразия их видов. Различают 2 гр. м/п связей: 1) внутрицикловые ( физ., хим., биол., географ.) 2) межцикловые ( связь с гумм.предметами – ист., лит-ра, физ-ра). Виды м/п связей дел-ся на гр., исходя из осн. комп-ов обучения: содержание, методы, формы орг.уч.процесса. 1. содержательно- информативный 2.