Психодиагностические методики исследования личности и ее свойств
Методы:
НАБЛЮДЕНИЕ – древнейший метод познания. Каждый человек ежедневно пользуется его примитивной формой – житейскими наблюдениями.
Психологи различают следующие виды наблюдений:
срез (кратковременное наблюдение);
продолжительное (иногда в течение ряда лет);
выборочное;
сплошное;
Включенное (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
определение задачи и цели;
выбор объекта, предмета ситуации;
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;
выбор способов регистрации наблюдаемого;
обработка и интерпретация полученной информации.
Одна из разновидностей наблюдения -
самонаблюдение. Оно предусматривает:
* анализ самим человеком того, что он думал, чувствовал, переживал когда-то, - отсроченное самонаблюдение; или
от изучаемого сведений о его деятельности. В этих сведениях проявляются свойственные изучаемому психологические явления. Сведения могут быть получены различными способами: прямо или косвенно, устно или письменно. Бывают следующие виды бесед:
* непринужденная беседа;
* интервью;
* вопросники;
* психологические
тесты;
* анкетирование;
* сбор анамнеза (сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или от хорошо знающих его лиц).
Требования к беседе как к методу:
* непринужденность;
* двусторонность.
Главным методом психологического исследования является эксперимент. Экспериментом
называется активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент
бывает двух типов:
1) лабораторный;
2) естественный. Лабораторный эксперимент:
* протекает в специальных условиях;
* используется специальная'аппаратура;
* действия испытуемого определяются инструкцией;
* испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя может до конца эксперимента не знать его истинного смысла;
* проводится многократно с большим количеством испытуемых.
Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей. Люди не подозревают об эксперименте, но результаты
должны быть незаметно зафиксированы. Хотя такие эксперименты и не могут проводиться многократно, они позволяют выявить более достоверную информацию.
Проведение естественных экспериментов в последнее время считается неэтичным и не обеспечивается надлежащей законодательной базой, так как использование записывающей и следящей техники может быть осуществлено только с согласия испытуемых.
Метод тестов
- метод испытаний, установления определенных психических качеств человека.
Тесты бывают прогностические и диагностирующие.
Тесты должны отвечать следующим требованиям:
• научная обоснованность;
• надежность;
• валидность;
• выявление устойчивых психологических характеристик.
Другие работы по теме:
Психологические особенности хоккейных судей
Деятельность хоккейного судьи осуществляется на фоне высокой ответственности за принимаемые решения. В зависимости от типологических особенностей личности судьи на его действия оказывают влияние сбивающие факторы: поведение зрителей, спортсменов.
Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи
Павельчук Илоны_0082 Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи Авторы: А. Думчене – доктор социальных наук, профессор Литовской академии физкультуры. С. Даукилас – доктор социальных наук, профессор Литовского сельскохозяйственного университета. И. Якушовайте – доктор гуманитарных наук, профессор Каунасского медицинского университета.
Классификации психодиагностических методов
Классификации методов по Й.Шванцаре. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину.
Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний.
Психологическая диагностика как наука
Исторические корни современной психодиагностики. Предмет психодиагностики как научного знания. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
Детерминанты профессиональной деформации личности
Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Профессиональная деятельность человека – одно из ведущих проявлений активной личности. Профессиональная деформация может отличаться своей направленностью, носить положительный или отрицательный характер.
Психодиагностические методы в психологии
Понятие, сущность и классификация методов в современной психологической науке. Психологические тесты, их оценка и характеристика основных видов – тестов-опросников, тестов-заданий и проективных тестов, а также условия их научной разработки и применения.
Психодиагностика личности
Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.
Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе
Современная психология - это не только теоретическая дисциплина, но и система прикладного знания. Сегодняшнему психологу-практику без сомнения нужны знания основ общей и возрастной психологии. Но само по себе знания этих основ -это первичная база для освоения ведущих психологических теорий и концепций, с последующим выходом в практическую деятельность.
Психодиагностика
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ Р Е Ф Е Р А Т НА ТЕМУ
Методы психодиагностики и их классификация
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.
Исследование познавательной сферы личности Л. Елизаветы
Основные компоненты человеческой деятельности: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Методики изучения познавательных процессов личности: избирательности и устойчивости внимания, кратковременной памяти и заучивания слов.
Методы исследования эмоциональной сферы школьников
Анализ комплекса методик для изучения эмоциональной сферы у глухих (слабослышащих) и школьников со слухом в норме. Выявление необходимого материала для проведения исследования, обоснование применения данного комплекса диагностики для слабослышащих детей.
Методы исследования
Основные этапы и методы исследования, возможности их применения в практической деятельности. Анализ методов психологического исследования показывает, что они не являются изолированными, а играют роль составных частей единой целой психодиагностики.
Виды личностных опросников
Психодиагностика – метод психологического исследования. Измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Зависимость между различными психологическими характеристиками. Область использования современной психодиагностики. Виды опросников.
Одаренность, талант, гениальность
Общие способности. Структура способностей. Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности.
Название темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология и технический прогресс. Структура современной психологии. Отрасли психологии. Основные психологические дисциплины
мгпу
Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Предмет, метод судебной медицины
Судебная медицина – самостоятельная медицинская дисциплина, изучающая и разрешающая вопросы медицинского и общебиологического характера, возникающие у судебно-следственных работников в процессе расследования и судебного разбирательства.