Московский департамент образования.
Московский городской педагогический
университет.
Реферат
на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и
практическое применение».
Выполнен: студенткой очно-заочного отделения 5 курса
2 группы Ратниковой А. А.
Москва
2004
План работы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Наука БЖД……………………………………………………………………4
2. Цель, задачи и практическое значение
науки………………………………6
Заключение……………………………………………………………………….8
Библиография…………………………………………………………………….9
Введение.
Жизнедеятельность человека протекает в постоянном
контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания
может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья
человека, его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных
воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением
комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность
жизнедеятельности.
Дисциплина
"БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей
среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие
на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его
обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная
методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев,
профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на
достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология,
философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге
эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е.
комплексно решает исследуемый вопрос.
1. Наука БЖД.
БЖД – наука о нормированном, комфортном и
безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Решение проблемы БЖД
состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их
жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной,
городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих
нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и
отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и
продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует
сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и
заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс
отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда
обитания».
Основополагающая формула БЖД – предупреждение
и упреждение потенциальной опасности.
Предметом изучения дисциплины являются
вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и
защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность)
потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности
существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы,
антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к
спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на
человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является
первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные
воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их
комплексного воздействия.
6. Экологичность реальна, если
негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений
с учетом их комплексного воздействия.
7. Допустимые значения техногенных
негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и
безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем
экобиозащиты (экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических
объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в
эксплуатацию и средствами контроля режима работы.
2. Цель, задачи и практическое значение науки.
Основная цель безопасности жизнедеятельности
как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий
антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий
жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является реализация
обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических,
химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.
Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности
жизнедеятельности.
Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
-
идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных
воздействий среды обитания;
-
защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных
негативных факторов на человека;
-
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных
факторов;
-
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания
человека.
Основные функции
БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану
окружающей природной среды через:
-
описание жизненного
пространства;
-
формирование
требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС,
ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;
-
организацию
мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников
негативного воздействия;
-
разработку и
использование средств биозащиты;
-
реализацию мер по
предотвращению и ликвидации последствий ЧС;
-
обучение
населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм
деятельности.
Практическое значение данной дисциплины исходит из
целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное
практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных
ситуациях.
Заключение.
Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в
среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от
опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности
производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни,
так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.
Изучение курса БЖД
позволяет получить, расширить и углубить знания в области
анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие
негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и
значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов
качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую
стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и
применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.
Библиография.
1. Безопасность жизнедеятельности:
Учебник. /Под ред. профессора Э. А. Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко»,
2000 – 678 с.
2. Гринин А. С., Новиков В. Н.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288
с.
3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы
безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.
Другие работы по теме:
Мировая экономика как наука
Мировая экономика как наука. Место мировой экономики в системе экономических наук, ее цели и задачи. Понятие мировой экономики. Мировая экономика как наука.
Экология как наука
Как самостоятельная наука экология сформировалась приблизительно к 1900 г. Термин "экология" был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Следовательно, это сравнительно молодая наука.
Что важно в химии
Что важно в химии? Химия - наука о веществе и их преобразовании. Но каковы самые важные вещи в химии? Нет никакой однородности представлений по этому вопросу. Одна вещь может казаться более важной для одного человека и менее важный для другого. Например, неорганический химик может рассмотреть неорганическую химию, пуп земли, но органический химик будет иметь вполне противоположное мнение.
Наука как феномен культуры
Наука масштабно используется в развитии техники и технологий, в организации и осуществлении производства материальных благ и всей материальной культуры. Научные рекомендации находят воплощение в освоении природы, в государственном управлении, обосновании прав и свобод личности, смысла жизни, в решении многих других задач.
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Познание и наука
Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом.
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Психология как наука. Её место в системе наук
Билет 1.. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
Методические указания по оценке надёжности неремонтируемой рэа по внезапным отказам // М.: Миэт, 1987
В. П. Попов, А. И. Антонова, А. А. Французов, Л. Н. Сафронов, Г. Н. Феофанов, О. В. Наумова, Д. В. Киланов. Свойства структур и приборов на кремний на изоляторе // Институт физики полупроводников Сибирского отделения Российской академии наук, 630090 Новосибирск, Россия, 2001 г
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Шпаргалка 2
Шпаргалка Сочинение-исследование От чего произошло слово «шпаргалка»? Как появилось слово шпаргалка, наука точно не знает. Возможно, за основу был взят корень -, от «шпарить быстро, без запинки». Вторая версия — шпаргалка происходит от санскритского «shoargalle», что означает «секретный, тайный документ».
Овидий Публий Назон
(43 до н.э. - 18 н.э.) Публий Овидий Назон, великий римский поэт родился в 43 до н. э. Он жил в Риме и вел беззаботную жизнь богатого человека, занимаясь тем, что было ему по душе — поэзией. Первые известные его произведения — эротические поэмы «Наука любви» и «Лекарство от любви». Они не чужды натурализма и являются своего рода наставлениями в различных вопросах любовных взаимоотношений.
Особенности научного стиля
Научный стиль обслуживает научную сферу общественной деятельности. Научный стиль в большей степени использует письменную форму речи, т.к. наука стремится зафиксировать свои достижения и передать их другим поколениям. Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека.
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
Баласагуни, Юсуф Хасс Хаджиб
Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) — уйгурский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Знание о Благодати» или «Наука о Счастье»), представил её правителю Кашгара и был удостоен звания «Хасс Хаджиб».
Верховный король Ирландии
(англ. High King of Ireland, ирл. Ard Rн Йirinn) — в древности глава Ирландии, резиденция которого находилась в королевстве Миде, в Таре[1][2]. Земли Миде были окружены королевствами Улад, Коннахт, Лейнстер и Манстер, и короли этих королевств были относительно добровольными подданными Верховного короля[3].
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
Предмет и структура информатики
Б.В.Соболь Термин информатика получил распространение с середины 80-х гг. прошлого века. Он состоит из корня inform - «информация» и суффикса matics
Антропология как наука
Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.
Биология
Биология — наука о живой природе. Ее название произошло от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука.
Карл Поппер
Поппер (Popper) Карл Раймунд (р. 28.7.1902, Вена), австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог.
Ботаніка - наука про рослини Загальна характеристика царства рослини
БОТАНІКА – НАУКА ПРО РОСЛИНИ. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА РОСЛИНИ. Ботаніка – наука про рослини, їх будову, життєдіяльність, поширення і походження. Ботаніка вивчає рослинний покрив земної поверхні. Ботаніка вивчає рослини на всіх рівнях (молекулярному, клітинному, організмовому, популяційному).