В Самарканде есть знаменитое медресе Мир-Араб. Основано оно в Средние века и до сих пор остается главным центром мусульманской учености в Узбекистане, да и во всей Средней Азии. Питомцы медресе наряду с религиозным получают вполне современное светское образование. С дипломом Мир-Араб можно поступать в любой университет, но большинство выпускников все же выбирают Ташкентский Исламский институт.
В XV-XVI веках Узбекистан был одним из крупнейших центров исламской мысли. Сюда приезжали набираться мудрости даже из Аравии. Изучали Коран и его толкования в специальных учебных заведениях - медресе, но можно было делать это самостоятельно под руководством ученого муллы. Такой порядок сохранялся вплоть до прихода советской власти, которая поначалу просто закрыла все медресе, а позже, разрешив открыть одно-единственное, неусыпно следила за каждым шагом учеников и преподавателей. Сегодня религиозное образование в Узбекистане тоже находится под контролем светской власти. Преподавание религиозных дисциплин разрешено только в государственных учебных заведениях. Это, по мнению правящей верхушки, гарантия того, что в среду учащихся не проникнут идеи радикального толка. Первой ступенью религиозного образования по-прежнему являются медресе. В 1946 г. в Бухаре открылось медресе "Мир-Араб". Оно дает среднее богословское образование. Срок обучения - четыре года. В советское время сюда принимали учеников со всего Союза. Отбор кандидатов происходил в республиках. Принимали в медресе сорок человек в год, что для огромной страны было каплей в море.
Поскольку "Мир-Араб" долго оставался единственным подобным заведением в СССР, не приходится удивляться, что все мусульманские лидеры сегодняшней Росси и стран СНГ - выпускники этого медресе. Его закончили верховный муфтий мусульман России Талгат Таджутдин, муфтий Пензенской области Аббас Бибарсов, его сын - Мукаддас Бибарсов - председатель духовного управления мусульман Поволжья, муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков. Ахмад Кадыров, кстати, тоже питомец "Мир-Араб".
Сейчас здесь учится около тысячи студентов. Несмотря на то что после распада СССР в бывших республиках открылись новые медресе, конкурс в "Мир-Араб" больше, чем в МГУ, - 14 человек на место. Основал это учебное заведение в XV веке выходец из Аравии богослов Мир-Араб. Он же убедил бухарского эмира Убойдолохана построить для медресе здание. Находится оно в старинном районе Бухары Шахристане. Для узбекских медресе, которые, как правило, не имеют куполов, выглядит "Мир-Араб" необычно - у него два купола. Один из них украшает мавзолей. В нем хоронили эмиров и их приближенных. Закрыв медресе, большевики разместили в его здании советские учреждения. До 41-го года в нем располагался военкомат, а во время войны - жили беженцы. Сейчас здесь на первом этаже аудитории, а на втором и третьем комнаты учеников. Живут они по двое - по трое. Обстановка крайне простая, почти монашеская...
В учебную программу медресе входят все светские дисциплины, которые изучают в узбекских школах, - математика, физика, астрономия, информатика. Поэтому диплом "Мир-Араб" признается во всех вузах республики. Некоторые выпускники медресе выбирают светскую карьеру. Те же, кто хочет продолжить религиозное образование, поступают в Ташкентский Исламский институт имени Аль-Бухари. Кстати, имам обязательно должен иметь высшее духовное образование. Слово "имам" произошло от арабского "амма" - "стоять впереди". Имам - глава мусульманской общины. Он ведет молитву и произносит пятничную проповедь. Кроме того, имам имеет право устраивать для молодежи занятия по исламским дисциплинам.
Выпускники института сдают четыре экзамена - тафсир, или толкование Корана, фикх - мусульманское правоведение, хадисы - предания о деяниях и речах Пророка, арабский язык. Но читают здесь и светские курсы - историю, иностранные языки, математику, географию, и даже экологию. Первокурснику Джабару 21 год. Как лучший выпускник медресе "Мир-Араб", он был в прошлом году принят в институт без экзаменов. Среди студентов Джабар известен как прекрасный знаток Корана. В исламском университете учатся и женщины. Правда, применить свои знания им удается разве что при воспитании детей.
Пять раз в день муэдзин поднимается на минарет при мечети и громко, нараспев произносит азан - призыв верующих на молитву. Утренний призыв может закончиться такой фразой - "Ассалятхерминаннаум", что значит "Лучше молиться, чем спать". Пятница для мусульман - священный день. На полуденную пятничную молитву салят-аль-джамаа собираются все взрослые мужчины. Тот, кто без уважительной причины пропустил три пятницы подряд, считается вероотступником.
Напротив медресе "Мир-Араб" в Бухаре стоит соборная мечеть "Пои- Калян" - "Подножие Великого". Она самая большая в городе. Когда народу собирается слишком много, молитву проводят прямо во дворе. Направление на Мекку указывает михраб, ниша в стене. Она украшена тонкой резьбой и мозаикой. Несмотря на то что в "Мир-Араб" есть своя мечеть, преподаватели и студенты медресе по пятницам приходят в "Пои-Калян". Перед началом службы имам читает проповедь. Весь мир сотворен для молитвы, он чист и опрятен" - это слова пророка Муххамеда. Отсутствие мечети - не препятствие для мусульманина. Воздавать хвалу Аллаху можно везде, главное - правильно определить направление на священную Мекку, чтобы во время молитвы быть к ней лицом.
Сегодня конец занятий в Исламском институте совпал со временем вечерней молитвы. Не всегда ее возглавляет преподаватель. Бывает, что роль имама поручают кому-то из студентов. Это что-то вроде практических занятий. Здесь же в институтской мечети студенты перед своими сокурсниками учатся произносить проповеди. Искусство говорить с людьми, убеждать их пригодится этим молодым людям в любом случает, как бы ни сложилась их судьба.
Другие работы по теме:
Хинаяна в жизни людей
Первоначально хинаяна являлась философским учением только для монахов, но в силу развивавшейся традиции превратилась в массовое религиозное учение и заняла таким образом определённое место в жизни населения буддийских стран.
Понятие, сущность содержание мировоззрения
Мировоззрение шире, чем философия. Мировоззрение - система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально- политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок.
Русская религиозная философия
Роль русской религиозной философии XX века. Формирование русской религиозной философии XX века. Hовое религиозное сознание. Религиозно-философские собрания. прежней. Духовный ренессанс начала XX века. Его сущность и социальный смысл.
Богоискательство
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен.
Духовная сфера
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ РЕФЕРАТ На тему: "ДУХОВНАЯ СФЕРА" Научный руководитель:
О вере
Первое воскресенье после Пасхи на языке церковного устава называется Неделей Фоминой, или апостола Фомы. В этот день в храмах читается Евангелие о том, как Воскресший Спаситель явился святым апостолам.
Религиозное бичевание
Ритуал Эвандра. Бичевание в монастырях. Ритуальные истязания. Ритуал бичевания в Южной Америке.
Оксфордское движение
Оксфордское движение, движение за религиозное возрождение, которое началось в Англии в 1833 под руководством Дж.Кебла, Э.Пьюзи, Дж.Ньюмена, Р.Фруда и других (все они были связаны с Оксфордским университетом).
Развитие образования в Англии конца XVIII – XX вв.
Может быть, за точку отсчета нужно взять деятельность Рейка, который в 1780 г. в г. Глочестер организовал первую «воскресную школу». Ее открытие получило общественное признание, и через 30 лет эти школы были открыты повсеместно.
Образ Катерины 2
Драма Гроза Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости. В первое и второе действие «Грозы» Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у меня складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге я отмечаю ее простое, почти детское отношение к жизни: «… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Традиции в Узбекистане
Узбекский народ имеет свои собственные обычаи и традиции. У узбеков большое внимание уделяется почитанию старших, а также беспрекословному послушанию молодежью, более зрелого поколения.
Чхондогё
(кор. 천도교, 天道敎) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения Тонхак XIX века. С корейского языка переводится как Небесный путь.
Абрамиты
Абрами́ты — религиозное течение. Абрамиты или чешские деисты, — религиозное течение, образовавшееся в Богемии по обнародовании Иосифом II эдикта о веротерпимости.
Мухтар, Омар
Мухтар , Омар аль-Мухтар (المختار;‘Umar Al-Mukhtār) (20 августа 1861 — 16 сентября 1931) — руководитель вооружённой борьбы населения Киренаики против итальянских захватчиков в 1923-31, национальный герой ливийского народа. Получил религиозное образование в Джанзуре, затем в завии Джагбуба, шейх дервишского ордена сенуситов.
Великое пробуждение
Великое пробуждение (англ. Great Awakening) — религиозное движение, охватившее Новую Англию во 2-й четверти XVIII века. В континентальной Европе ему соответствует квиетизм, на Британских островах — евангелизм и методизм.
Криптохристианство
(также крипто-христианство, криптохристиане , подпольное или тайное христианство от древнегреч. [криптос] «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Матейко, Ян
Ян Алои́зий Мате́йко (польск. Jan Alojzy Matejko; 24 июня 1838, Краков — 1 ноября 1893, Краков) — польский живописец, автор батальных и исторических полотен.
Доминирующее меньшинство
(также иностранная элита) - расовое, религиозное и/или этноязыковое меньшинство, сосредоточившая в своих руках диспропорционально большое, а иногда и подавляющее политическое, экономическое или культурное господство в стране или области несмотря небольшую абсолютную и/или относительную численность.
Зоря галицкая
Зоря галицкая (Зорѧ Галицка)— галицко-русская газета, печатный орган Главной русской рады. В украинской историографии считается первой украинской газетой.
Первая Португальская республика
Первая Португальская республика (порт. Primeira Repъblica Portuguesa; 5 октября 1910 — 28 мая 1926) — 16-летний период в истории Португалии между революцией 1910 года и государственным переворотом 1926.
Бегинки
Беги́нки (лат. beguine, beguinae) — религиозное движение, возникшее во средневековой Европе в 12 веке и достигшее общеевропейского масштаба в 13 веке. В 15 веке пережило спад, но просуществовало до Французской революции 1789 года. Членами данных религиозных общин были в основном женщины, которые вели образ жизни, близкий к монашеству.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Дин-и иллахи
План Введение 1 Описание доктрины 1.1 История существования религии 2 Религия дин-и иллахи сегодня Список литературы Введение Дин-и иллахи (араб. دين إلهي «божественная вера») — синкретическая религиозная доктрина, созданная могольским императором Акбаром Великим в попытке объединить индуизм, ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства, джайнизма и зороастризма.
Институт креационных исследований
Институт креационных исследований (ИКИ) — религиозная некоммерческая неправительственная организация в США, основанная Генри М. Моррисом в 1972 году, который стал её первым президентом.
British education 2
British education aims us to develop fully the abilities of individuals, For theirown benefit and of society as a whole. Post school education is organized flexibly, to provide a wide range of opportunities for academic and vocational education and to continue studying throughout life.
Анисимова Домна Анисимовна
Поэтесса по прозвищу Слепая Доманя. Дочь пономаря, в четырехлетнем возрасте она заболела оспой и почти ослепла. Это отдалило ее от детей: она полюбила уединение и рассказы стариков о былом, а также богослужения.
Борромини
Борромини Франческо (Borromini, Francesco) (25.09.1599 / Биссон, Ломбардия, Италия–02.081667 / Рим, Италия), итальянский архитектор.