Юродство находит свое оправдание в следующих словах Евангелия:
"Мы юроди Христа ради" (1-е посл. ап. Павла к коринфянам, IV, 10).
На Русь юродство пришло из Византии. Первым известным русским юродивым был Исаакий Печерский (ум. 1090 г.), но затем вплоть до XIV века источники молчат о юродстве. Церковь всегда с некоторым сомнением относилась к юродивым, и даже канонизированные юродивые были среди прочих святых как бы второсортными, хотя среди них были и очень известные и почитаемые по всей Руси личности: Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Никола Псковский Салос и т.д.
Что же из себя представляли русские юродивые и юродство, как явление русской православной жизни?
Обычно полагают, что юродство тесно связано с телесными или душевными недостатками или болезнями (убожеством). Это очень широко распространенное заблуждение. Следует различать юродство от природы и юродство добровольное, т.е. "Христа ради".
Дмитрий Ростовский в своих писаниях часто пояснял, что юродство - это "самоизвольное мученичество", что оно "является извне", что им "мудре покрывается добродетель своя пред человеки".
Конечно, в церковной традиции и в агиографии такое различение далеко не всегда было последовательным, но православие всегда старалось проводить его.
Юродивые, действительно, могли обладать даром пророчества и чудотворения, но этот дар был свойствен и другим разрядам святых: затворникам, пустынникам, столпникам. Зато юродивым в большей мере свойственна тяга к обличению сильных мира сего.
То, что юродивый не обязательно должен быть слабоумным, доказывают примеры инока Авраамия (в миру юродивый Афанасий, XVIII век) и Саввы Нового (XIV век, Константинополь), которые были весьма образованными людьми своего времени, но часть своей жизни посвятили подвигу юродства. Этими именами список образованных людей среди юродивых далеко не исчерпывается.
Что же заставляло людей уходить в юродство? Одних подвигало на это стремление к смене подвига, другие же уходили "не простоты ради", а из презрения к мирским благам. В прощальном письме к родным галичанин Степан Трофимович Нечаев писал:
"Аще бы люб мне мир сей, и аз подвизагся бы о вещех его".
А уходя в юродство, человек рвет все связи с культурой своего мира.
Я много говорю, но к цели нашего разговора пока не слишком-то и приблизился. Итак, в чем же сущность юродства?
Пассивная его часть, обращенная на самого себя, это аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти. Это подкреплялось следующими словами Евангелия:
"Аще кто хощет ко мне ити, да отвержется себе" (Матф., XIV, 24, 25).
Активная сторона юродства заключалась в обязанности "ругаться суетному и горделивому миру", т.е. жить среди людей, обличая грехи и пороки сильных и слабых, не обращая внимания на приличия.
Более того, презрение к общественным приличиям составляло некую привилегию юродства, и было чуть ли не непременным условием его. Юродивый мог не считаться с условиями времени и места, мог "ругаться миру" даже в Божьем храме во время церковной службы.
Как писал М. Бахтин:
"Юродство... есть своего рода форма, своего рода эстетизм, но как бы с обратным знаком".
Его дополняет А.М. Панченко:
"Жизнь юродивого... - это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову и возведение безобразного в степень эстетически положительного".
Т.е. в юродстве эстетический момент поглощается этикой.
Все это восходит к раннехристианским воззрениям, согласно которым плотская красота - от дьявола. В "Деяниях Павла и Теклы" апостол Павел изображен уродцем, а у Юстина, Тертуллиана, Оригена и Климента Александрийского находят отзвуки предания о безобразии самого Иисуса Христа.
Юродивые стремились достичь духовной свободы, которая не могла зависеть от плотской красоты. Тяготы же юродства являются платой за позволение обличать.
Юродивый разыгрывает перед публикой свой спектакль и провоцирует её к смеху. По внешним признакам этот спектакль действительно смешон, но смеяться над ним могут только грешники (ведь и сам смех считался греховным), которые не понимают сокровенного (душеспасительного) смысла юродства. На самом же деле юродивый стремился заставить людей рыдать над смешным, вот в чем был благой эффект юродства.
Все авторы житий дружно свидетельствуют, что юродивые наедине с собой не юродствуют. Вот, например, что говорится в житие Прокопия Устюжского:
"В день убо яко юрод хождаше, в нощи же без сна пребываше и молящеся непрестанно Господу Богу... В нощи ни мала покоя себе приимаше, но по граду и по всем Божиим церквам хождаше и моляшеся Господеви со многими слезами. Заутра же паки во весь день... исхождаше на улицы градныя и похабстве пребывая".
Подобные формулировки употребляются почти во всех рассказах об юродстве и юродивых. Описания житий некоторых юродивых пестрят сплошными штампами, так как их авторы буквально ничего не знали о своих героях. Таково житие, например, Максима Московского.
Наедине с собой или с доверенным человеком ночью юродивый совсем не безумен. Он может, как уже сказано, или молиться в одиночестве, или помогать другим. Такое описание поведение юродивого Федора находим в житие протопопа Аввакума:
"Зело у Федора тово крепок подвиг был: в день юродствует, а нощь всю на молитве со слезами... Пожил у меня с полгода на Москве, а мне еще не моглося, в задней комнате двое нас с ним, и много час-другой полежит, да и встанет. 1000 поклонов отбросает, да сядет на полу и иное, стоя, часа с три плачет, а я лежу: иное сплю, иное неможется. Егда уж наплачется гораздо, тогда ко мне приступит:
"Долго ли тебе, протопоп, лежать тово, образумься, ведь ты поп! Как сорома нет?"
И мне неможется, так меня подымает, говоря:
"Встань, миленький батюшко, ну, таки встащимся как-нибудь!"
Да и роскачает меня. Сидя мне велит молитвы говорить, а он за меня поклоны кладет".
А днем блаженный на улице в толпе. Вот и Прокопий Устюжский:
"Блаженный же заутра встав, паки течение деаше, посреди голки глумяся, и прехожаше весь день ни яд, ни поседев нигде же".
На людях юродивый надевает личину безумия и может глумиться, как скоморох. Всякое людное место притягивает юродивого: и кабак, и монастырь, и базарная площадь, все может стать для него сценической площадкой. Ведь юродство имеет смысл только на глазах людей, толпы. Но юродивый стремится эту толпу сделать участником своего действа, а не оставлять пассивным наблюдателем.
Вот упомянутый Федор в Чудовом монастыре:
"Он же, покойник-свет, в хлебне той после хлебов в жаркую печь влез и голым гузном сел на полу и, крошки в печи побираючи, ест. Так чернецы ужаснулися".
В юродстве царит нарочитое безобразие.
Юродивый учит. Он стремится "возбудить" равнодушных "зрелищем странным и чудным".
Когда человек выбирал подвиг юродства, он
"укорение приемлет и биение от безумных человек, яко юрод вменяем ими и безумен".
Данная формула взята из жития Исидора Ростовского Твердислова. Это чуть ли не стандартная формулировка в агиографии для житий юродивых. Ведь и в житии Прокопия Устюжского есть сходные слова:
"Прият блаженный Прокопий многу досаду, и укорение, и биение. И пхание от безумных человек".
А юродивые вовсе и не стремились избежать этого "биения и пхания". Часто в древнерусских источниках юродство, исполненное тягот, страданий и поношений, уподобляется крестному пути Иисуса Христа.
Юродство парадоксально.
Юродивого постоянно мучают, издеваются над ним. Хотя должны бы благоговеть.
С другой стороны, сам юродивый постоянно вводит людей в соблазн, хотя, по идее, должен бы вести их стезей добродетели.
Агиографы объясняют это так: мол, юродивый молится Богу за тех, кто подвергал его мучению, так как грех на нем, на юродивом, и Бог не должен вменять это людям в вину.
"Блаженный же яко в чюждом телеси все с благодарением тръпяше... и никакого же зла досаждающим ему въздавааше, но токмо во уме своем глаголаше к Богу:
"Господи, не постави им греха сего".
И никто же ведеше добродетельнаго его житиа".
Следует отметить, что публика часто понимала это или видела в этом своего рода игру. Ведь за всю историю Руси ни один юродивый не был не только что не убит толпой, но не был даже покалечен.
Другие работы по теме:
Западно-Европейская реклама
Развитие Западно-Европейской рекламы началось на много раньше Российской, уже с 12 – 15 века в Западной Европевозникли цеха ремесленников, гильдии купцов. Эти объединения имели собственные атрибуты – цеховые гербы, знамена. Мастера помечали свои изделияиндивидуальными клеймами.
Слово о полку игореве - Защитники родной земли в слове о полку игореве
Со времен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли русским людям смерть и разорение. Долго так продолжаться не могло. Князь Святослав Всеволодович объединил в единое войско все русские дружины, разгромил половцев и отбросил их в глубь причерноморских степей.
Русские сестры милосердия
Примерно такая же картина сложилась по другую линию фронта. Русские раненые — так же, как английские «собратья» по несчастью, — содержались в ужасных условиях и умирали не столько от ран, сколько от плохого ухода и свирепствовавших из-за этого заразных болезней. По воспоминаниям хирурга Николая Ивановича Пирогова, «в Симферополе лежат еще больные в конюшне, соломы для тюфяков нет, и старая, полусгнившая солома с мочой и гноем высушивается и снова употребляется для тюфяков»; бинты после перевязки почти не мылись и мокрыми вновь накладывались на раны.
Народный стих
Автор: Разное Ой ты, гой eси... Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
Кавказский пленник
События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет прост. Офицер Жилин отправился в отпуск повидаться с матушкой да заодно уже и жениться дома, но не добрался до родных — попал в плен.
Отзыв по произведению Н.Некрасова Русские женщины
При Николае1 14 декабря в 1825 году было выступление декабристов на Сенатской площади. Они выступали с предложением создать конституцию в России. Декабристы выступали также за равенство народа перед законом, в независимости от чина и статуса.
Княгиня Трубецкая в поэме Н.А.Некрасова Русские женщины
Автор: Некрасов Н.А. Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме «Русские женщины» он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных и близких, несмотря на угрозы и препятствия со стороны властей.
Мир и человек в былине Садко
Мир и человек в былине "Садко" Автор: Разное Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные).Разница проявляется в деталях (речевые обороты, присказки, обращение к зрителям).
Борис Андреевич Пильняк. Красное дерево
В первой короткой главе две части разделены отточием, в них даны самые выразительные штрихи русского быта: описаны юродство и юродивые, но также русские мастеровые и ремесленники.
Русско-персидская война 1796 год
Противники Российская империя ПерсияКомандующие Зубов, Валериан Александрович Екатерина II ?Силы сторон ок. 13 тыс. (апрель 1796) 35 тыс. (ноябрь 1796) ?
Кардисский мирный договор
Карди́сский мирный договор (Кардисский мир) — заключён между Россией и Швецией в местечке Кардис между Ревелем и Дерптом. Переговоры продолжались с марта по 21 июня (1 июля) 1661 года, когда был заключён вечный мир, завершивший Русско-шведскую войну 1656—1658 годов.
Битва при Эрестфере
Введение 1 Предыстория 2 Ход битвы 3 Итоги Введение Битва при Эрестфере — сражение, состоявшееся 29 декабря 1701 года между русской и шведской армиями у деревни Эрестфер в Ливонии, первая крупная победа русских над шведами в ходе Северной войны.
1713 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались Введение 1713 год — невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю. 1. События Союзный и торговый договор Англии с Португалией.
1710 год
— невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. События Завершёно строительство Версальского дворца Русские войска взяли Ригу, Дюнамюнде, Пернов, Аренсбург, Ревель, Выборг, Кексгольм и Эльблонг (Пруссия).
Модельер
Введение 1 Специализации модельеров 2 Известные модельеры разных стран 3 Известные русские модельеры 4 Конкурсы модельеров Введение Моделье́р (в русской традиции) — специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.
Русско-польская война 1577 1582
Ру́сско-по́льская война́ (1577—1582)[1]) — является завершающей частью Ливонской войны, в период между 1577 и 1582 годом. Войска Речи Посполитой под командованием Стефана Батория, польского короля и Великого князя Литвы, успешно действовали против армии Ивана Грозного в борьбе за Задвинское герцогство и Полоцк.
Иноземный приказ
- упоминается с 1628 года. Он ведал "иноземцы всяких чинов служилые люди". В ведении Иноземного приказа находились все служившие в России иностранцы, ему были подчинены в Москве новая немецкая слобода с проживавшими там иноземцами и служившие в немецком подданстве русские; ему же принадлежала юрисдикция по гражданским делам подведомственных ему ратных людей.
Жилинские
Жили́нские — русско-литовский княжеский, польские и русские дворянские роды. Князья Жилинские, ветвь князей Вяземских, с конца XV века состояли в подданстве Литвы, род угас в середине XVI века. Польские роды Жилинских приписаны к гербам Любич и Янина. Первый из них, восходящий к XVII веку, внесён в I и VI части родословной книги Витебской и Минской губерний.
Жерве дворянские роды
Жерве — русские дворянские роды (всего три), при этом два ведут своё происхождение из Франции и один — из Пруссии (Германии). Жерве, Андрей Андреевич (1773—1832), генеральный консул в Молдавии (1802—1804), экспедитор канцелярии М-ва ин. дел, член свиты имп. Александра I в Главной квартире действующей армии (1806—1807), член Комиссии погашения долгов (с 1817 г.).
Жеребцовы дворянские роды
Жеребцовы — русские дворянские роды. Один из них происходит от черниговского боярина Фёдора Акинфовича Бяконта, выехавшего в Москву около 1300 и бывшего боярином у великого князя Симеона Гордого. Константин Михайлович Жеребцов убит при взятии Казани. Иван Алексеевич (умер в 1600) был московским сокольничим при царях Фёдоре Ивановиче и Борисе.
Осада Торна 1813
Осада Торна (январь—апрель 1813) — осада русскими и прусскими войсками французского гарнизона в Торне в 1813 году в ходе войны 6-й коалиции против Наполеона.
Бой у Мерзбаха
— бой между французскими войсками и войсками третьей коалиции, в том числе и русскими, произошедший 19(31) октября 1805 года у Мерзбаха вблизи г.Линца,
Взятие Пярну
Взятие Пярну — эпизод Великой Северной войны, в ходе которого, в 1710 году русские войска вынудили капитулировать шведский гарнизон в городе Пярну. История
Русско-американская конвенция 1824
Русско-американская конвенция (1824) Русско-американская конвенция 1824 года — конвенция, подписанная 5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге между Россией и США об упорядочении отношений в северо-западной части Северной Америки.
Англо-русский конфликт 1885
После того, как в марте 1885 г. русские войска вошли в непосредственное соприкосновение с афганскими войсками близ Пенджде, английское правительство потребовало, чтобы при предстоявшем разграничении Россия отдала Афганистану захваченный ею Пенджде и некоторые туркменские территории. Россия ответила отказом, мотивировав это тем, что туркменские земли заселены преимущественно туркменами и никогда не принадлежали Афганистану.
Желтухины дворянские роды
Желтухины (дворянские роды) — русские дворянские роды. Третьяк Иванович Желтухин был сыном боярина из города Коломне (1571). Фёдор Фёдорович был при Екатерине II правителем Казанского, Тобольского и Вятского наместничеств, а при Павле I — сенатором. Его сын Пётр, генерал-лейтенант, был киевским генерал-губернатором и председателем молдавского дивана (умер в 1829).
Жемчужниковы дворянские роды
Жемчу́жниковы (дворянские роды) — русские дворянские роды. Василий Терентьевич (Богданович) Жемчужников был воеводой в Вятке (1616). Его потомки были стольниками и стряпчими. Михаил Николаевич был сенатором (умер в 1865). Его сын, Алексей Михайлович — известный поэт. Род Жемчужниковых внесен в VI часть родословной книги Орловской и Калужской губерний (Гербовник, X, 94).
Народы Сибири
Присоединение к росси народов, населявших восточную сибирь, происходило в основном на протяжении первой половины 17 века. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке сибири вошли в состав россии во второй половине 17 века, а камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце 17 – первой половине 18 века.
Триумвират
Содержание 1 Этимология 2 Исторические примеры 2.1 Римские триумвираты 2.2 Русские триумвираты 2.3 Советские триумвираты 2.4 Прочие триумвираты 3 Литературные примеры
Русские
Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен.