Реферат: Аббатство - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Аббатство

Аббатство, или монастырь, сгруппированные вокруг церкви монастырские здания, в которых помещается монашеская община.

Происхождение

Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на территории Египта, верующие собирались вокруг места, где обитал человек, славившийся своей святостью, строили кельи рядом с его обителью и добровольно подчинялись установленным правилам жития. Постепенно такие общины верующих посвящали себя служению Богу. Уже в 6 в. в Италии возник первый монашеский орден – бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе.

К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и другие постройки.

Развитие монастырской архитектуры

Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного города, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплексы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатра (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенности. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль.

Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.

Ранние бенедиктинские монастыри.

Санкт Галлен. Аббатство Монте Кассино, учрежденное в 529, – старейшее в Европе, однако оно неоднократно подвергалось разрушениям (последний раз в 1944) и сильно перестраивалось, так что от ранних построек почти не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная церковь с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая печь, сельскохозяйственные постройки, кладбище, кухня, пекарня, пивоварня, а также клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным помещением) и трапезной, скрипторий (мастерская писцов), больница, школа, странноприимный дом. Этот план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства должен включать все необходимое для жизни, избавляя тем самым монахов от необходимости выходить за пределы огороженной территории.

Аббатства цистерцианцев.

Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся ветвь бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в свой монастырский устав, и в архитектуру аббатства. Монастырь Фоссанова в Италии, основанный в 1135, типичен для этого ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное завершение алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и залом капитула, с другой – кладбище. Больница, гостиница, сельскохозяйственные постройки и сады свободно располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами.

Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.

Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его простой план был впоследствии изменен. Подобно собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела восточный трансепт, выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220–1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала башня над северной частью трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494–1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей – сводчатых складских помещений с кельями на втором этаже; они тянулись через Скелл и продолжались на другом его берегу. Трапезная была пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним – с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки оказалась над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял собой великолепное помещение размером 52ґ21 м, которое могло поспорить пышностью как с главными залами крупнейших феодальных замков, так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два ряда образующих аркады столбов, по девять столбов в каждом ряду, делили внутренний объем зала на три части.

Поздние бенедиктинские аббатства

Многие ныне существующие в Англии соборы были когда-то возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. Именно поэтому наряду с громадой самого храма в их комплекс входят клуатр, зал капитула, библиотека и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. Среди бывших бенедиктинских аббатств – знаменитые соборы в Кентербери, Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере.

Вестминстер

Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания (наличие т.н. «шеве», сильно развитой, с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. здесь была пристроена еще и капелла Генриха VII), так и в его устремленности вверх (средний неф – самый высокий в Англии). Хотя аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. Сооружение сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 Гилберт Скотт. Знаменитые своды капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже никак не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена.

Клюни

Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое время являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. Около 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, «шеве», нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой – кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955–981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни. Третья по времени возведения, наиболее крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и «шеве» с пятью радиально расходящимися капеллами в восточной части.

Картузианские аббатства

Картузианский орден, учрежденный св. Бруно ок. 1084, основал свой главный монастырь во Франции, в Шартрёзе, пустынном и неприветливом месте неподалеку от Гренобля. Устав ордена предусматривал жизнь в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. Планировка монастыря – единственная в своем роде. Постройки аббатства Гранд Шартрёз расположены внутри мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; позади нее помещались обособленный обширный клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились перед церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся зимой, спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал небольшой сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое окошко, и добровольный узник был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли помешать размышлениям. Настоятель имел возможность наблюдать за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные принципы монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы.

Прочие ордена

Доминиканцы, францисканцы, кармелиты и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное отличие их заключалось в том, что, будучи проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.