Дмитрий Несанелис
История
собирания и этнографического изучения детских игр насчитывает почти два
столетия. На протяжении всего этого периода специальный интерес исследователей
вызывали детские игры, в правилах и сценарии которых усматриваются отголоски
архаичных верований. На возможную связь подобных игр с языческим мировоззрением
древних коми впервые указал К. Ф. Жаков. Говоря о хороводах, приуроченных к
Петрову дню, Жаков отметил: " Уже нет идеи, продолжается ещё действие, нет
веры в бога солнца, игры до сих пор существуют в его честь".
В
20-ые годы А.С. Сидоровым на р. Вашке была зафиксирована игра, известная под
двумя названиями: "Кар туй" ("дорога в город") и "Ёма
туй" ("дорога к Ёме"). Игра состояла в том, что один из детей
шёл впереди других по пыльной уличной дороге, при этом одну ступню он не отрывал
от земли. Все остальные следовали за ним по пыльной тропинке. "Интерес
игры заключается в том, чтобы тропка была как можно извилистее, замысловатее...
со многими отступлениями в сторону, а иногда назад, причём время от времени эта
тропочка приводит в замкнутый четырехугольник", в котором на время
собираются все играющие, затем тропинка и следование по ней продолжались
дальше. Говоря о генезисе описанной игры, А.С. Сидоров отмечал, что
"оригиналом для неё послужил городищенский быт", поскольку дорога к
поселению и к кладбищу была "известна не всем, а только посвящённым".
В
игровой хромоте детей и их движении по намеренно извилистому пути (мотив
лабиринта) могли отразиться восходящие к глубокой древности представления о
путешествии в мифологическую страну мёртвых. Об этом свидетельствует и название
игры - "дорога к Ёме". По мнению В.Н. Белицер, древние коми считали
Ёму злым божеством, способным посылать голод и болезни. Примечательно, что по
народным представлениям Ёма являлась супругой Вöрса (лешего), набор
характеристик которого не оставляет сомнений в его природе.
Была
известна игра в покойника, приуроченная к святочному периоду. Она проходила
так: "покойника" обмывали, обряжали и укладывали в передний угол с
горящей свечой. Играющие спускались в голбец, затем вновь поднимались в избу,
проходили мимо "покойника" и удалялись в сени. Мнимый усопший
наблюдал за ними по отражениям в зеркалах. Предполагалось, что по внешнему виду
участников этой игры "покойник" мог предсказать их будущую судьбу.
Варианты предсказаний включали ключевые события жизненного цикла (рождение
ребёнка, свадьбу, близкую смерть).
В
прошлом в коми селах и деревнях была широко распространена игра в
"домового" ( в коми языке известно несколько диалектных наименований
этого персонажа: бубыля; чилеюшка; братанушка; гöбöч айка (хозяин
голбца); гöрд гача (красноштанный); виж кок (желтая нога). По описанию,
сделанному в ХIХ в., игра проходила так: в одном из домов собиралось несколько
ребят. Они занавешивали окна, а потом садились на лавку, обязательно подняв
ноги. Считалось, что если этого не сделать, то домовой отсечет ноги косой или
серпом. У входа в голбец домовому оставляли угощенье. Один из мальчиков
открывал дверь в голбец, забирался на стоящий рядом стул и , ударяя по нему
клюкой, вызывал домового: "Суседушка, братанушка выходи же, выходи же и
попробуй нашу воду, хлеб и соль." (Из других вариантов выделим один:
"Бубыля, бубыля, выходи к нам! Попугай нас, поиграй с нами!")
Считалось, что в ответ на приглашение "суседушка" может выкатиться из
подполья в виде куриного яйца. Верили, что если бросить в него поленом, то из
яйца высыплется много золота и серебра. Эта игра имела локальные различия, но
финал ее сценария был общим - домовой возвращался в голбец. Если он не делал
это "добровольно", то его сбрасывали туда клюкой или кочергой.
Еще
П. Сорокин в одной из ранних этнографических статей указал на связь образа
домового с культом предков. Этим объясняется и строгая пространственная
локализация домового. В рамках символической структуры жилища подполье
соотносилось с нижним миром. Не случайно героиня коми сказки, желая избежать
инцеста, уходит в подземное царство (где встречается с Бабой Ягой) именно через
голбец.
В
игре и круге связанных с ней представлений отчетливо раскрывается природа
домового. С одной стороны, от выступает как потенциальный податель благ и
богатства. С другой, воспринимается в качестве опасного и враждебного существа.
В
целом, репертуар традиционных детских игр коми, в которых сохранялись следы
древней мифологии, был, по-видимому, достаточно широк. Некоторые из таких игр
составляли досуг сельских детей еще относительно недавно.
Другие работы по теме:
Что важно в химии
Что важно в химии? Химия - наука о веществе и их преобразовании. Но каковы самые важные вещи в химии? Нет никакой однородности представлений по этому вопросу. Одна вещь может казаться более важной для одного человека и менее важный для другого. Например, неорганический химик может рассмотреть неорганическую химию, пуп земли, но органический химик будет иметь вполне противоположное мнение.
Спорт в Древнем мире и в современное время
Рассказ о древних Олимпийских играх. В наше время произошли большие изменения в спорте и Олимпийских играх, но они не стали менее популярны, чем в Древней Греции. Наоборот, это свидетельствует о синтезе древних традиций с современными взглядами.
Кёрлинг
История и первые соревнования по кёрлингу.
Мифология славян
Мифология славян включает в себя как сложный комплекс представлений об рождении и устройстве мира, так и информацию о древних богах играющих немаловажную роль как в природе, так и жизнедеятельности людей.
Близнечные мифы
Близнечные мифы - мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.
Мифология древних славян
Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках.
Литературный герой ВИННИ-ПУХ
Винни пух англ. Winnie the Pooh главный персонаж книг А. Милна Винни Пух и Дом на Пуховой Опушке наиболее популярный из игрушечных медведей ставших героями детских книг. Книги о В. П.
Литературный герой ВЕРОЧКА
Верочка центральный персонаж комедии И. С. Тургенева Месяц в деревне первонач редакции под назв. Студент Две женщины В. бедная семнадцатилетняя сирота воспитанница в доме. Натальи Петровны Ислаевой.
Образ Ольги в романе Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань летная, боязлива», то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом.
Мотивы лирики М.Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины XX века. Все в ее личности и творчестве резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов.
Статья: пойду ли я на дискотеку
Наша школа одна из лучших в городе. Она же является одним из центров образования города Самара. Так же в том году ей было вручено четвертое место в общегородской статистике. Это подчеркивает, несомненно, высокий образовательный статус школы, а так же профессионализм преподавательского состава. В нашей школе часто проходят большие развлекательные мероприятия: концерты, КВН, спортивные играх и т.д., в которых принимают участие и младшие и старшие учащиеся нашей школы.
Тактическая подготовленность спортсмена
В современном спорте, когда встречаются равные по силам соперники и часто победитель определяется с минимальным преимуществом, тактические умения спортсменов становятся особенно актуальными. В спортивных играх и единоборствах, где существует непосредственный контакт между соперниками, тактическое мастерство имеет решающее значение для победы.
Олимпийское движение в РБ
Реферат на тему : Олимпийское движение в РБ Подготовил студент БГУФК Факультета СИиЕ , 116 гр. Храмцов Павел Олимпийское движение в РБ В мае 1997 году, Выступая на Олимпийском собрании, Президент страны сказал: - В мире нет аналогов, чтобы Глава государства избирался руководителем Национального олимпийского комитета.
Виды игр в педагогике
— относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
США на зимних Олимпийских играх 2002
Введение 1 Медалисты 1.1 Золото 1.2 Серебро 1.3 Бронза Список литературы США на зимних Олимпийских играх 2002 Введение Соединённые Штаты принимали зимние Олимпийские игры 2002 года в своём городе Солт-Лэйк-Сити (Юта). Честь страны защищали двести два спортсмена, принимавшие участие в пятнадцати видах спорта.
Детский мир сеть магазинов
Здание универмага «Детский мир» на Лубянке Детский мир » — название сети универсальных магазинов для детей и юношества в СССР и России. История Первый магазин с названием Детский мир открылся в сентябре 1947 года[1] в Москве на улице Кирова (ныне Мясницкая) и был филиалом ЦУМа.
Экзотический эротизм
— художественное направление преимущественно XIX века, акцентирующее внимание на красоте женщины в экзотическом (восточном) обрамлении. Предшествующие направления эротизма использовали преимущественно античные, мифологические и библейские сюжеты, в которых подчёркивалась либо чистота и целомудренность (неоклассический эротизм) либо давался отстранённый, «холодный» взгляд на страсти, присутствующие в античных сюжетах.
Атимия
(греч. ἀτιμία, «бесславие, презрение») — в гражданском праве Древних Афин — одно из тяжелейших наказаний, влекших за собой лишение прав гражданского состояния и публичное бесчестие и презрение провинившегося. Человек, подвергшийся атимии, не имел права выступать в Народном Собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх.
Религиозная вера древних славян
Во что верили древние славяне? Предки русского народа - восточные славяне - были язычниками. Языческая религия не признавала единого Бога. Как и другие древние народы, славяне поклонялись силам природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в образы божеств. Первое место в этом многобожии занимало божество солнца - Даж-бог (иначе Даждьбог, Дажебог).
Апраксин Федор Матвеевич
Знаменитый сподвижник Петра I. Апраксин принимал участие еще в играх и занятиях Петра с потешными. В 1692 г. назначен воеводой в Архангельск; построил корабль, посылал его для торговли за море, чем доставил величайшее удовольствие царю.
Якоб Йорданс
Йорданс (Jordaens) Якоб (19.5.1593, Антверпен, - 18.10.1678, там же), фламандский живописец.