Как
и у других народов Русского Севера, у к.-з. и к.-п. были достаточно широко
распространены фольклорные сюжеты о чуди - древнем населении данной территории,
предшествующем современному. У к.-з. наиболее популярны были сюжеты о чуди
убегающей и чуди погибающей: не желающие креститься чудские люди забирались в
землянки, подрубали столбы, удерживавшие кровлю, и самопогребались или же
убегали из родных мест. Во многих селениях под названием "чудь гу"
("чудская яма, могила") были известны провалы на местах древних
могильников, воспринимаемые местным населением как места подобных
самозахоронений. С чудью убегающей связан ряд народных топонимических
этимологий, объясняющих происхождение тех или иных топонимов потерей на этом
месте убегающей чудью какого-либо предмета, гибелью при переправе через реку
чудской девушки и т.д. В фольклоре отмечается, что эта чудь была знакома с
земледелием и получала богатые урожаи хлеба. По этноконфессиональному признаку
она противопоставлялась к.-з. и к их непосредственным предкам не причислялась.
В то же время, у к.-з. существовали и представления о том, что термин чудь
означал языческих предков к.-з., которые просто ещё не были знакомы с
христианством, а потому и не являлись их идейными антиподами. Именно такая чудь
представлена в "чудском предании" о Яг-Морте - лесном чудище,
похищающем у "чудских людей" скот и женщин. Эта чудь представляет из
себя рослых, сильных, умеющих постоять за себя людей; они не знают ещё
земледелия, живут в основном продукцией охоты и рыболовства, хотя знакомы уже и
с животноводством.
У
к.-п. в легендах и преданиях о чуди доминирует цикл сказаний о Кудым-Оше. Он
представлен в них как как вождь могучего рода или племени древних к.-п. Это
охотники, торговцы пушниной и воины, придерживающиеся язычества. Благодаря
культуртрегерской деятельности своего вождя они знакомятся с земледелием и
кузнечеством, дают отпор пришедшим с юга захватчикам, после временных
конфликтов достигают взаимопонимания со своими близкородственными соседями.
Подразумевается, что именно они были непосредственными предками современных
к.-п.
Противопоставлена
людям другая чудь, чудь карликовая, чудь хтоническая. Под ней в к.-п. фольклоре
понимается поколение обитателей земли, предшествующее появлению собственно
людей, с приходом которых они и исчезли. Кем и когда была создана карликовая
чудь, в фольклорных текстах не оговаривается, подчёркивается лишь её маленький
рост, чёрный цвет кожи и волос и то, что они жили в своеобразном золотом веке:
люди были более совершенны, небо было низко, а злаки имели колосья от верха
стебля до его самого низа. После своего исчезновения из жизни она перешла в мир
духов, превратившись в различных духов-хозяев мест, построек и вообще в нечистую
силу. (См. Чудь.)
Другие работы по теме:
Легендарное царство Кито
Древняя история Латинской Америки порой неотделима от легенды, правда дополняется мифом, а реальность – преданиями забытых народов.
Колдовской эпос у народов коми
Основными компонентами классического героико-эпического сюжета являются борьба и победа богатыря над могучим противником.
Антропогонические и этногонические мифы
Наиболее распространённой у коми-зырян и коми-пермяков версией происхождения человека была признающая приоритет в его сотворении верховного божества Ена, который сделал первочеловека из земли или глины.
Горький м. - Автор и рассказчик в песне о соколе
“Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни!” М.Горький В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.
Мифы - Сказание о создании ночи1
Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов. Как по разному и в то же время как похоже древние люди живущие в разных местах представляли себе строение мира и человека причины смены времен года смену дня и ночи возникновение в Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов.
Литературный герой ОЛЕ-ЛУКОЙЕ
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ (дат. Ole Lukoie - букв. «Оле закрой глазки») - герой сказки Х.К.Андерсена «Оле-Лукойе» (1849). В основе образа - предания о божестве, усыпляющем малышей. У Андерсена этот образ распадается на два, и обоих зовут О.-Л. В интерпретации Андерсена О.-Л. (в обоих своих воплощениях) - великий сказочник.
Фольклор - Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества или фольклора от английского folk оге народное знание народная мудрость берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.
Мифы - Деметра и персефона1
У каждого народа на Земле сохранились древние мифы и предания насчитывающие тысячи лет. В них отразились представления наших предков об окружающем мире о появлении человека и животных о причинах стихийных явлений природы.
Разное - песнь роланде героический эпос средневековья
Песнь о Роланде принадлежит французскому героическому эпосу средневековья. В ее основе лежат легенды о походе. Карла Великого французского короля. Главный герой этой поэмы. Роланд. В его образе воплотились представления французского народа о рыцарс Вас защитить увы я не был в силах.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Сказка о золотом петушке 2
Сказка о золотом петушке Автор: Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание.
Предания и легенды
Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой..." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле".
Романсеро
Предания и легенды о крушение вестготского королевства носили на себе печать двойственного влияния: арабского и христианского (северные провинции). Примешивались и отголоски европейской рыцарской интерпретации.
Тара Ирландия
План Тары Холм Тара (ирл. Teamhair na Rн, «Холм королей») — длинная невысокая возвышенность в Ирландии возле реки Бойн в графстве Мит, в 32 км к северу от Дублина, сложенная из известняков. На холме находится множество древних памятников. Тара считается древней столицей Ирландии (до XII века), резиденцией и местом коронации Верховных королей (ирл.
Ашина
Введение 1 Легенды о происхождении Ашина 2 Восточная ветвь 3 Западная ветвь 3.1 Правители западной части Тюркского каганата 3.2 Каганы западно-тюркского каганата
Верховный король Ирландии
(англ. High King of Ireland, ирл. Ard Rн Йirinn) — в древности глава Ирландии, резиденция которого находилась в королевстве Миде, в Таре[1][2]. Земли Миде были окружены королевствами Улад, Коннахт, Лейнстер и Манстер, и короли этих королевств были относительно добровольными подданными Верховного короля[3].
Эбер Финн
Введение 1 Сыновья Миля и племя богини Дану 2 Соправитель Ирландии 3 Потомство Эбер Финн Введение Эбер Финн (англ. Eber Finn) также называемый Светлый Эбер, сын Миля Испанца (Espбine), был, согласно средневековой ирландской легенде и исторической традиции, верховным королем Ирландии и одним из основателей ирландских династий, к которому средневековые специалисты по генеалогии возводили многие знатные ирландские королевские рода.
Химено Гарсес
Химе́но Гарсе́с (исп. Jimeno (Ximeno) Garcйs) (умер в 860) — правитель части земель королевства Памплона (Наварра), находившихся в районе современной Сангуэсы. Предположительно, со-регент королевства (840-е—851/852) во время болезни короля Иньиго Аристы. По его имени получила название династия Хименес, правившая в X—XII веках в Наварре, Арагоне и Кастилии.
Холм Уснех
(англ. Hill of Uisneach, ирл. Cnoc Uisnigh[1]) — один из сакральных центров древней Ирландии в королевстве Миде (наравне с Тарой, к западу от неё), место схождения границ четырёх королевств Ирландии[2]. Здесь друид[3] Миде, сын Брата, сына Деота, зажёг горевший шесть лет огонь (первый священный огонь Ирландии[3]), и отрезал языки раскритиковавшим этот огонь друидам[4].
Лоэнгрин
(англ. Lohengrin) — герой немецких произведений о короле Артуре. Сын Парцифаля (Персиваль), он — рыцарь Святой Чаши Грааля, посланный в лодке, которую тянут лебеди, чтобы спасти деву, которая никогда не должна спрашивать о его происхождении. Его история — это версия легенды о Рыцаре Лебедя.
Легенды дома Романовых
Исторические легенды, связанные с домом Романовых: Проклятие дома Романовых (проклятие Марины Мнишек) — предсказание падения дома Романовых Посмертное явление Марии Милославской
Беккер, Густаво Адольфо
План Введение 1 Биография и творчество 2 Признание 3 Публикации на русском языке Введение Густаво Адольфо Беккер (исп. Gustavo Adolfo Bйcquer, настоящее имя Густаво Адольфо Домингес Бастида, исп. Gustavo Adolfo Domнnguez Bastida; 17 февраля 1836, Севилья — 22 декабря 1870, Мадрид) — испанский писатель-романтик.
Культура казанского ханств
Культура Казанского ханства В культуре Казанского ханства слились воедино многие культурные традиции. Самыми богатыми были традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды. Среди казанцев, как и булгар, широко распространена была грамотность. Грамотными были не только представители феодальной знати, духовенства, ханские чиновники.
Уральская Чудь - откуда она?
Историки и фольклористы давно спорят по поводу таинственного народа, т.н. "Чуди белоглазой", представители которой по преданиям и сказам отличались особой красотой, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе.
Ломоносов
Михайло Васильевич жил в 1711-1765 годах. Ломоносов был первым русским ученым естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка, художник, историк и поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.
Горный хрусталь
Горный хрусталь — минерал, чистая природная двуокись кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Практическое значение имеют кристаллы размером от 3—5 см.
Ботлихцы
Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к андийским народам.
Годоберинцы
Годоберинцы, гъибдиди (самоназв.), народ в России. Численность около 3 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана.
Табасараны
Табасараны, табасаран (само-назв.), табасаранцы, народ России. Численность в РФ - 93,6 тыс. чел. Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане - 78,2 тыс. чел.
Лезгины
Самоназвание - лезгияр, включает также близкие к основному этносу народности: кюринцы, самурцы, кубинцы.