- в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни - преисподней Образ мирового дерева характерен для русских загадок и заговоров. “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты.На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святые - Богородица, Параскева и др., у корней дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (”руне”) змея (Шкурупея).
В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нем якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным свящённым мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орел, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.
В славянской и чувашской мифологии эту роль выполняет Дуб (см. также Триглав), в Индуизме существует дерево баньян (en).
Посреди сотворенного мира растет Мировое Древо, ясень Иггдрасиль. Он больше и прекраснее всех деревьев, сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают его: один — у асов, другой — у инеистых великанов, третий уходит в Нифльхейм, и под ним протекает поток Кипящий Котел. … У Мирового Древа находится главное святилище богов, где они собираются каждый день и вершат суд. … В ветвях его обитает орел, меж глаз которого сидит ястреб. Дракон Нидхёгг и многочисленные змеи подгрызают корни Древа, а белка Грызозуб снует вверх и вниз по стволу и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон. Олень глодает Древо, (в тексте — макушку) и ствол гибнет от гнили
Мировое дерево расположено в центре вселенной, но иногда на ее окраине — «у лукоморья». В этой функции обычно выступа-ют Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. Его макушка упирается в небеса, а корни достигают преисподней, так что по чудесному дереву можно прони-кнуть в иные миры вселенной, по нему спускаются и подни-маются боги. Священное дерево — это не просто уменьшенная копия мироздания, но и его стержень, опора, без которого мир рухнет. К трем основным частям мирового дерева приуро-чены разные животные: к ветвям и вершине – птицы (сокол, соловей, птицы мифологичес-кого характера, Див и т.п.), а также солнце и луна; к стволу – пчелы, к корням – хтонические животные (змеи, бобры и т.п.) Все дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной (8, с. 184; 44).
Другие работы по теме:
Заметки социолога
На распутье Автор: Виталий Вадимов Мир на распутье. В нем идет борьба. Борьба сил разъединяющих, деструктивных и объединяющих, конструктивных.Незримые весы могут, к моему глубокому сожалению, перевесить в разрушительную сторону.
Заметки социолога
На распутье Автор: Виталий Вадимов Мир на распутье. В нем идет борьба. Борьба сил разъединяющих, деструктивных и объединяющих, конструктивных.Незримые весы могут, к моему глубокому сожалению, перевесить в разрушительную сторону.
Загадка Едема
Что это за загадочное «древо познания добра и зла», после вкушения плода которого человек утратил свой первый дом — Эдем, или Рай, потерял прежнее благодатное «соседство» с Богом, «запросто» ходившим неподалеку от Адама и Евы по Райскому саду?
Древо познания добра и зла
Оно изначально выделяется среди растительности Эдемского сада как особое по своему функциональному назначению ("древо познания"), а также как занимающее центральное положение в пространственном ареале рая (Быт 2, 9; 3, 3).
Дагда
Происхождение его имени описано в той же «Битве при Маг Туиред», и переводится обычно как «Добрый Бог», где «добрый» означает - «Пригодный ко всему», «всемогущий». Потому о нем говорят, что «ему принадлежит каждая сила любой силы».
Всемирное Воздвижение Креста Господня
Подобно тому, как четыре конца креста с помощью середины - центра - твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь.
Линли, Элизабет Энн
Элизабет Энн Шеридан , в девичестве Линли (7 сентября 1754(17540907) — 28 июня 1792) — вторая дочь (и второй ребёнок из двенадцати) композитора Томаса Линли и его жены Мэри Джонсон, которая сама впоследствии стала женой драматурга Ричарда Бринсли Шеридана.
Стихотворение Пушкина Анчар
Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году. В нем раскрывается философская трактовка понятия свободы, характерная для зрелого творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике.
Теория Раскольникова и жизнь по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет. Иоганн Гете Рассказывают, что В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: “Цените ваш дар и будете великим художником”. Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело “государственного преступника” Достоевского.
Пейзаж в лирике Пушкина второй половины 1820-х - 30-х годов.
Автор: Пушкин А.С. Читателю легко перенестись в состояние поэта через описание природы. Ведь как в 19 веке, так и сегодня мы остаемся от нее зависимы. Стихотворение «19 октября»(1826г.) посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями. Первые строки стихотворения передают нам грусть поэта, находящегося далеко от своих друзей.
Стихотворение Анчар восприятие,истолкование, оценка
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Родословное дерево
Издавна пришло к нам поверье о том, что жизнь всех людей на Земле – прошедших и современных поколений - образовывает исполинское Дерево Рода. Всем нам известно также библейское сказание о том, как создал Господь первых людей на земле. Наши предки верили, что Дерево человеческого рода также начало разрастаться от первых людей - Адама и Евы.
Роспись по дереву
Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды- Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется".
Орловский спис
Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку, родившуюся на орловской земле почти два столетия назад. Что же представляет собой "орловский спис".
Ахалольфинги
Ахалольфинги (или Бертольдинги) (Агалольфингеры, Алахольфинги) — род швабских дворян во времена. Каролингов и Саксонской династии. Их владения находились в верховьях. Неккара и Дуная. Также Ахалольфинги занимали должности в Баварии, Франции, Италии.
Джеванширы
Введение 1 Возникновение ханства 2 Борьба за независимость 3 Конец ханского периода 4 Династия 5 Генеалогическое древо Джеванширов Список литературы
Дондуковы
Введение 1 Древо 2 Наиболее известны 3 Описание герба Список литературы Введение Дондуко́вы — вымерший русский княжеский род, происходивший от калмыцкого хана Дондук-Омбо. Княжеский титул и фамилия Дондуковых трижды передавались по женской линии.
Федлимид Рехтмар
Введение 1 Биография 2 Семья и дети 3 Семейное древо Уи Нейллов Список литературы Введение Федлимид Рехтмар (Законодатель)[1] — легендарный верховный король Ирландии.
Коннахта
(ирл. Connachta ) — группа династий, произошедших от Конна Кеткатаха. Наиболее знаменитыми ее представителями были пять сыновей Эохайда Мугмедона: Брион, Айлиль, Фиахра, Ниалл и Фергус Каэх. Все пятеро были основателями новых ирландских династий; потомки Бриона и особенно Ниалл доминировали в политической, религиозной и культурной жизни Ирландии следующие двенадцать сотен лет и даже больше.
Генеалогия - история своего рода
Мы мало знаем о судьбе Далеких предков наших… И нету дат, и нет имен… Николай Флеров. «Предки» Топорова Татьяна Викторовна 2010г. Цель: формирование умений и навыков в изучении своей родословной, изучение способов ее изображения и описания; развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи.
Пётр Кнафей
Пётр Кнафе́й (греч. γναφεύς — «сукновал, суконщик», так как в молодости был валяльщиком сукна; V век) — антиохийский патриарх (471—488), монофизит.
Карагеоргиевичи
, Караджорджевичи (серб. Карађорђевићи) — княжеская (1842—1859) и королевская (1903—1941) династия в Сербии и Югославии. Соперничала с династией Обреновичей.
Уи Нейллы
И Нейллы (ирл. Uн Nйill , читается "и нейл" — От Ниалла) — ирландские и шотландские династии, произошедшие от Ниалла Девяти Заложников, полуисторического Верховного короля Ирландии, умершего около 405 г.
Констанция Арагонская
Введение 1 Королева Венгрии 2 Жена императора Фридриха II 3 Браки и дети Введение Констанция Арагонская (1179 — 23 июня 1222 года, Катания) — принцесса из Арагонского королевского дома (Барселонская династия). В первом браке — королева Венгрии, во втором — императрица Священной Римской империи, королева Германии и Сицилии.
Юль дворянский род
Юэль (дат. Juel, Juul) – североютландский дворянский род, к которому принадлежали многие выдающиеся датские государственные и военные деятели. Герб Юлей состоял из шестиконечной золотой звезды (впоследствии семиконечной), помещённой над тремя серебряными реками в голубом поле. Подобный же герб в XIV в. носили несколько лиц, проживавших в Рибе, однако их связь с Юлями не доказана.
Теория Раскольникова и жизнь
Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет. Иоганн Гете. Рассказывают, что В.Г.Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: "Цените ваш дар и будете великим художником". Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело " государственного преступника" Достоевского.
Доброхотов Александр Львович
В историко-философских работах рассматривается историческая судьба западноевропейской метафизики как особого способа теоретической мысли, не сводимого ни к естественно-научной рациональности, ни к субъективно-личностной экспрессии.
Эрнст Геккель
Геккель, Эрнст Генрих (Haeckel, Ernst Heinrich) (1834–1919), немецкий естествоиспытатель и философ.
Тенгиз Евгеньевич Абуладзе
Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич (1924–1994), русский и грузинский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1980).