Наиболее репрезентативным памятником древнего искусства Сибири являются оленные камни, широкая распространенность которых свидетельствует о том, что олень был едва ли ни самым мифологически значимым животным. В произведениях скифского звериного стиля роль оленя также одна из центральных. Однако интерпретация конкретной символики этих изображений затруднительна.
Иначе обстоит дело с хранящимися в Эрмитаже материалами раскопок знаменитых алтайских курганов. При захоронении коня на него надевали оленью маску с огромными рогами, изображение оленей было частью погребальной сбруи животного. Это свидетельствует о том, что именно олень, а не конь мыслился перевозчиком в потусторонний мир, и для успешного “путешествия” конь должен был быть символически превращен в оленя.
Перед нами отражение общеевразийского мифа об олене как посреднике между мирами. В европейской мифологии погоня за оленем (особенно белым) либо приводит охотника в сказочный мир, либо губит его. В азиатской мифологии самый яркий пример видим в “Рамаяне”, где погоня за золотым оленем является косвенной причиной переправы всех героев в потусторонний мир. Рассматривая эту мифологему не только в пространственном, но и в сущностном аспекте, мы видим ее отражение в зафиксированной иконографически легенде о Просветлении Будды, свидетелями которого были два оленя (так на уровне легендарном; на структурном мы легко распознаем в этих оленях причину Просветления). Не случайно изображение этих оленей над входом в ламаистский храм – как символических перевозчиков из светского мира в сакральный.
Возвращаясь к алтайским курганам, отметим, что сбруя одного из коней состоит из трехмерных изображений оленя, где четыре ноги распластаны в виде свастики, а голова им перпендикулярна. Это крестообразное изображение может быть сопоставлено с различными формами передачи символики Мирового Древа и четырех сторон света.
Связь оленя с Мировым Древом ярче всего видна в скандинавской “Эдде”, где фигурируют либо четыре оленя, стоящие у Древа, либо олень Эйктюрнир (последний символизирует средний мир наряду с орлом и змеем, символизирующими соответственно верхний и нижний). Аналогичный изображения часто встречаются на свадебных халатах коренных народов Сибири, что свидетельствует о типологическом единстве.
Уподобление рогов оленя ветвям дерева также носит универсальный характер и зафиксировано не только в искусстве, но и в лингвистике.
В мифологической структуре мироздания олень может означать не только средний мир, но также верхний и нижний. Примеры последнего мы уже приводили: в большинстве случаев переправа, причиной которой является олень, – это переправа в мир смерти. Заметим, что в мифологии нивхов хозяином устья мировой реки (т.е. мира смерти) является олень. Мотив смертоносного оленя известен и в Америке: так, в эпосе индейцев народа киче “Пополь Вух” боги, требующие регулярных человеческих жертв, велят в качестве доказательства их существования предъявлять оленью шкуру.
Известно, что другим зверем-проводником в евразийской мифологии является волк, реже собака, т.е. животные хищные. Устойчивая связь оленя с переправой в мир смерти позволяет говорить о том, что с мифологической точки зрения он тоже – хищник. Здесь же мы можем рассмотреть и образ греческой Артемиды – богини охоты, зооморфная ипостась которой – лань.
Сюда же относится и образ европейского Дикого Охотника, предводителя сонма мертвецов, голову которого венчают оленьи рога (согласно поверьям, встреча с Дикой Охотой грозит гибелью). Перед нами та же мифологема оленя–проводника в мир смерти; однако облик Дикого Охотника нуждается в отдельном разборе.
Мужчиной с оленьими рогами представлялся кельтский Кернунн – бог преисподней, владыка несметных сокровищ. Внешне ему тождествен один из второстепенных персонажей ламаистской мистерии “цам”. Это можно было бы счесть совпадением, если бы не наличие таких изображений в палеолите (культура Ориньяк, 40 тыс. лет до н.э.). Следовательно, перед нами древнейший мифологический персонаж человечества.
Переходя от подземного оленя к небесному, мы встречаемся с образом рогатой оленихи, нередко парным. Так, на Руси созвездия Большой и Малой Медведицы именовали Лось и Лосенок. Рога небесного оленя уподобляются солнечным лучам и в убранстве дома могут занимать то же место, что и атрибуты коня-солнца. В эвенкийских сказаниях две небесные женщины-оленихи являются хозяйками солнечных лучей.
В древнем и архаичном искусстве образ рогатой богини сливается с универсальным изображением женщины с поднятыми вверх руками. Последнее связано с мифологемой Богини Матери, один из символов которой – рука. Другим вариантом этого изображения является образ богини с птицами, сидящими на поднятых руках. Плавное перетекание одного образа в другой позволяет говорить об общности их семантики: рога-руки-птицы символизируют верхний мир, свет, жизнь, благо. (Мы опять вернулись в мифологеме Мирового Древа, поскольку Богиня Мать часто уподобляется ему.)
Как видим, небесная олениха противоположна подземному оленю. Противопоставление женского и мужского как жизни и смерти встречается в мировой мифологии достаточно часто.
Итак, мы обрисовали несколько мифологем оленя, переходящих друг в друга. Это проводник в потусторонний мир, олень как ипостась Мирового Древа, бог–владыка преисподней и богиня солнечного света. Примером слияния ипостасей может служить современное изображение Нового Года, едущего на упряжке златорогих оленей (проводник, бог, солнечный свет).
Детальное изучение выделенных нами мифологем способно прояснить символику первобытных изображений оленя.
Другие работы по теме:
Палеоазиатские языки и письменность
В действительности же можно говорить не о единой палеоазиатской, а о камчатской, юкагирской, эскимосо-алеутской, гиляцкой и кетской группах языков. На П. яз. говорят в СССР около 30 000 чел. и в Северной Америке и Гренландии около 35 000 человек.
Имя собственное
Имя собственное не обладает значением (см. ниже), но обладает смыслом (внутренней формой, этимологией). Поэтому, как будет показано ниже, имя собственное тесно связано с мифом, а это, в свою очередь, не менее тесно связывает его с культурой ХХ в.
Универсальный эволюционизм и самоорганизация
Дарвиновские принципы эволюции есть частное проявление более общих закономерностей развития, свойственных всем процессам в Универсуме, в том числе и процессам самоорганизации.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Половое влечение
В организме человека и животных заложена определенная программа, генетический код, направленный на обеспечение рода. Никто не учит птицу, рыбу, оленя или кошку совершать действия, необходимые для полового сближения.
Интимная хирургия
Во все времена человек хотел сделать себя красивее, довести тело до совершенства. Достижения современной хирургии позволяют творить со своим телом чудеса: восстанавливать утраченную девственность.
Близнечные мифы
Близнечные мифы - мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.
Артемида
Актеон. Актеон и Артемида. Гибель Актеона. Окружение Артемиды: нимфы.
Этиологические мифы народов коми
В сотворении различных животных в коми-зырянской и коми-пермяцкой мифологии принимали участие оба демиурга. В к.-з. мифах этот процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омoлем.
Стратегия выхода зарубежного бренда на Российский рынок
Тема практического задания: СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ЗАРУБЕЖНОГО БРЕНДА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК» Задание Разработать маркетинговую программу выхода одного из зарубежных брендов на российский рынок. Программу представить в виде презентации, краткое описание самого бренда, стратегических целей запуска бренда на российский рынок, конкурентный анализ +разработка стратегии продвижения бренда (план маркетинговых мероприятий по продвижению бренда с иллюстрациями рекламных материалов).
Краткое содержание Хоббит Джон Рональд Руэл Толкиен
Хоббиты (слово «хоббит», по версии самого Толкиена, сокращенная форма слова Holbytlan, т. е. Hole-dwellers — жители нор; по другим версиям, в нем соединяется слово rabbit (кролик) со среднеанглийским словом hob, которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции) — народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).
Приключения Герды в поисках Кая Ганс Христиан Андерсен
Во всех сказках датского сказочника Г. Х. Андерсена побеждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его сказок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозможные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обретают множество друзей, разрушают злые чары и выходят победителями.
Миф и символ как семиотические категории
Думается, что сложность определения мифа и символа заключается в том, что это под этими категориями понимаются если не противоположные, то всё же далеко отстоящие друг от друга сущности.
Ладатте Франческо
Франческо Ладатте (итал. Francesco Ladatte, Турин, 9 декабря 1706 – Турин, 18 января 1787) — итальянский скульптор. При рождении его фамилия была несколько иной - Ладетти (Ladetti) - имя Ладатте (или Ладатт) стало результатом "офранцузивания", после того, как Франческо перебрался из Италии в Париж.
Египетский пантеон богов
Египетский пантеон богов Внешний вид Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра.
Карло Гоцци. Король-Олень
Как-то в город Серендипп пришел великий маг и волшебник Дурандарте. Король этого города, Дерамо, принял гостя с небывалой роскошью и любезностью, за что благодарный волшебник оставил ему в подарок две удивительные магические тайны.
Благородный олень
Введение 1 Подвиды 2 Внешний вид 3 Распространение 4 Питание 5 Размеры участков обитания 6 Гон 7 Размножение 8 Враги 9 Использование пантов 10 Геральдика
Гинцбурги баронский род
, ведущий начало от коммерции советника Евзеля Гинцбурга, возведенного в баронское достоинство грамотою великого герцога Гессен-Дармштадтского в 1874 г. Его сыновьям, Горацию и Соломону-Давиду Гинцбургам, Высочайше разрешено было пользоваться этим титулом в России, в 1879 г. Из этого рода: Гораций Осипович Гинцбург (1833—1909), известный еврейский общественный деятель и филантроп; сын его, Давид Горациевич (1857—1910) — ориенталист, автор многих работ в специальных изданиях, соредактор «Еврейской Энциклопедии», еврейский общественный деятель; собрал ценную библиотеку редких книг и рукописей по еврейской и арабской письменности.
Белохвостый олень
Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Поведение 4 Угрозы и защита 5 Разное Список литературы Введение Белохвостый или виргинский олень[1] (лат. Odocoileus virginianus) — наиболее распространённый вид оленевых в Северной Америке. Он заметно меньше и изящнее вапити (подвида благородного оленя), встречающегося, как правило, в тех же регионах.
Лесная кошка
Лесная кошка Научная классификация Латинское название Felis silvestris Schreber, 1777 Подвиды Felis silvestris brockmani Felis silvestris cafra Felis silvestris catus
Культурные ценности
План Введение 1 Термины опубликованные в научной литературе России 2 Официальное толкование 2.1 Международные правовые акты 2.2 Правовые акты РФ Список литературы
Печать Аризоны
Введение 1 Описание 2 История Список литературы Печать Аризоны Введение Больша́я печа́ть шта́та Аризо́на (англ. Great Seal of the State of Arizona) — один из официальных символов штата Аризона, США.
Евразийская фауна
Рыжая лисица Лисица относится к роду волчьих. Она - очень хитрый и искусный охотник, который может найти жертву по ее следам. Чаще всего ее добычей становятся кролики или мыши. Увидев их, лиса начинает погоню и быстро догоняет свою жертву. У рыжей лисицы хорошо развит слух.
Ханты
Народ - ханты - в настоящее время проживает в основном в Тюменской области. Их насчитывается около 25 тысяч человек.
Коряки
Численность - 9242 человека. Язык - чукотско-камчатская группа палеоазиатской семьи языков. Расселение - Корякский автономный округ Камчатской области.
Юкагиры
Самоназвание одул - вадул "сильный", "могучий", сосуществовало с названием отдельных территориальных и племенных групп: чуван, анаул, ходын, омок и т.д.
Ненцы
Численность - 34 670 человек. Язык - самодийская ветвь урало-юкагирской семьи языков. Расселение - Ненецкий автономный округ Архангельской области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Ороки
Самоназвание ульта, уильта, ольча, от ула, ола "олень". Так же ороков называли орочи и ульчи. Другое самоназвания нани, как и у ряда других народов Приамурья. Местные русские называли их орочонами.
Нганасаны - малые народы России
Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы (устаревшее название). Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том числе Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе 849 человек.
Волки
Волки (Canis), род хищных млекопитающих семейства псовых, или волчьих (Canidae), включающий волков, собак, койота (лугового волка), а по мнению многих специалистов, и шакалов.
Обробка поросят кроликів і м яса диких тварин
РЕФЕРАТ на тему: Обробка поросят, кроликів і м’яса диких тварин” 1. Обробка поросят У підприємства масового харчування поросята надходять без щетини і нутрощів. Для видалення залишків щетини поросят натирають борошном, обсмалюють, зачищають шкіру ножем, добре промивають у холодній воді.