Изображения женщины с поднятыми вверх руками широко представлены в прикладном искусстве славяно-финского региона. Наиболее известные образцы – это вышивки северорусских полотенец, древнерусские фибулы, пермские бляшки. В некоторых случаях руки проработаны условно, в других кисть изображена отчетливо, в третьих - вместо ладоней изображены птицы, в четвертых - перед нами либо гипертрофированные кисти с гигантскими растопыренными пальцами (большие пальцы прижаты к вискам), либо рогатая женщина, руки которой касаются рогов. Мы полагаем, что эти изображения имеют сходную мифологическую семантику, однако их нельзя свести к единой "праформе".
Ядром этой мифологемы является Мировое Древо. Отождествление Мирового Древа с женщиной присуще многим культурам. Приведем лишь избранные примеры. На печатях протоиндийской (хараппской) культуры изображена богиня (Богиня-Мать?) либо под деревом, либо в развилке его ветвей; наследием этого образа является общебуддийский иконографический сюжет "Рождение Будды", где его мать Майя стоит под деревом, держась за него рукой. В Древнем Египте Исиду (иногда - с Осирисом или младенцем Гором) изображали в кроне дерева или под деревом. В якутской мифологии богини жизни и здоровья Айыысыт и и Иеихсит живут внутри Мирового Древа. В Скандинавской "Эдде" три норны живут у корней мирового ясеня Игдрассиля. В народной русской традиции на Троицу березку наряжали как девушку. Отождествление Мирового Древа и богини, имеющей черты Богини-Матери, дает ключ к семантике изображений оленерогой женщины. Образ оленя тесно связан с Мировым Древом (самые яркие примеры дает "Эдда" - Эйктюрнир или четыре оленя, маркирующие четыре стороны света), отождествление рогов оленя и лося с ветвями дерева известно не только на мифологическом, но и на лингвистическом уровне ("сук" - "сохатый"). В мифологической картине мира рога оленя устойчиво соотносятся с небесной сферой. Кроме того, эти рога часто предстают золотыми и в некоторых случаях могут символизировать солнечные лучи (Керинейская лань, эвенкийские богини - рогатые оленихи). Отсюда можно предположить, что изображение оленерогой женщины есть частный случай реализации мифологемы "Богиня-Мать как Мировое Древо", где рогатая голова символизирует верхний мир, туловище до пояса - средний, туловище ниже пояса - нижний. О подобной символике человеческого тела много писал Б.А. Рыбаков на языческом материале; на христианском материале эта проблема была разработана Н.И. Толстым.
Если отождествление рук-рогов с верхним миром нуждается в сложных доказательствах, то отождествление рук-птиц с небесной сферой очевидно. Птицерукие женщины, вышитые на северорусских полотенцах, суть то же самое, что оленерогие азиатские богини.
Как известно, Богиня-Мать есть воплощение двуединства жизни и смерти, поэтому нередко она предстает воительницей. В этом смысле чрезвычайно любопытно былинное описание дочери Ильи Муромца (вариант былины о Сокольнике): на ее правом плече сидит соловей, на левом - жаворонок. Эти характеристики не переносятся на мужской вариант данного персонажа. Это описание можно считать актуализацией архетипа птицерукой Богини-Матери (на сугубо подсознательном уровне; ни о каком осколке древнейших верований нет и речи).
Рассмотрим третий вариант этого образа - собственно женщину с воздетыми руками. Иконографическое отождествление рога-руки в ряде случаев очевидно; можем ли мы говорить об отождествлении мифологическом? Мы полагаем, что да. Руки как символ солнечных лучей известны в частности древнеиндийской мифологии (Савитар в Ригведе), однако для нас важнее чисто женская реализация этого представления, ярче всего выраженная в адыгейском сказании об Адиюх. Вкратце оно выглядит так: Адиюх - это женщина со светозарными руками, она живет в башне за рекой, куда можно перебраться только по полотняному мосту, каждую ночь она высовывает руки в окно, благодаря чему ее муж переходит через реку, однажды она этого не сделала и он утонул. Крайне рационализированным вариантом этого мифа является история Геро и Леандра, где нет ни сияющих рук, ни полотняного моста, а есть только светильник в окне Геро. Этот же миф лежит в основе сербской эпической песни "Женитьба краля Вукашина", где Ефросинья, сестра Момчилы (соперника Вукашина), дабы спасти раненого брата, спускает с крепостной стены полотенце, по которому тот пытается взобраться, однако влюбленная в Вукашина жена Момчилы отсекает Ефросинье руки и губит мужа. Как видим, в сербской песне образ рук акцентирован, хотя иначе, чем в адыгейской. Нет сомнения, что сербская песнь мифологична, поскольку рационалистически поступок Ефросиньи необъясним (держать руками полотенце, по которому взбирается мужчина в полном доспехе). Сюжетное ядро трех сказаний просматривается четко: дева со светозарными руками, путь к которой пролегает по полотенцу.
Это полотенце возвращает нас к началу - к образу женщины, вышитому на нем. Полотно и нередко вообще ткань - символ Богини-Матери, мост между земным и сверхъестественным. Это отдельная огромная тема, из которой мы упомянем лишь распространенный у всех народов обычай в священных местах вешать ленточки на деревья (и то, и другое связано с Богиней-Матерью).
Приведенный материал (как фольклорный, так и этнографический) показывает, что женщина с воздетыми руками ассоциируется с Мировым Древом, а ее руки-рога-птицы в данном случае маркируют небесную сферу.
Другие работы по теме:
Философия текста
Философия текста - разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. (семиотики, лингвистической и философской прагматики, логической семантики, теоретической поэтики).
Трансляционная и теоретико-модельная семантика
Идея трансляционной семантики, понимаемой в духе Катца, заключается в том, чтобы построить отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего языка с четкой структурой.
Комплекс упражнений по физической культуре
Повороты головой по часовой и против часовой. Поочередные махи руками (по часовой и против часовой можно вместе). Ноги на ширине плеч, руки вперед, прогнуться назад и коснуться левой руки левую пятку также правой рукой правую пятку.
Комплекс вправ ранкової гімнастики
Реферат Комплекс вправ ранкової гімнастики Ходьба на місці високо піднімаючи коліна 25-30 с. В.п – О.С. 1-3 Ліву на крок в бік, три круга руками на зовні н. В. п. Те саме з кроку правого. Повторити 4-6 разів Т.П.
Секс как средство воздействия на мужчину
1. женщина использует Зачастую женщины, пытаясь показать свое превосходство, наказывают мужчину, лишая его секса. В войне между полами это, пожалуй, самое сильное оружие. И хотя с его помощью можно добиться многого, лишиться можно еще большего, к примеру, уважения со стороны мужчины. Ведь всем понятно, что эта крайняя мера используется от простого женского бессилия.
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Мифологические существа
Text Text Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Graphics
Миф и литература
Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов.
Антропогонические и этногонические мифы
Наиболее распространённой у коми-зырян и коми-пермяков версией происхождения человека была признающая приоритет в его сотворении верховного божества Ена, который сделал первочеловека из земли или глины.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Литературный герой НОРА
НОРА (норв. Nora) - героиня пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа).
Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова
Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе «Обломов», нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально приближен к идеалу. Автор так и поступил: Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только русский художник мог вызвать из той русской жизни.
Роль женщины в обществе
Женщина… Самое загадочное творение Всевышнего. Природа предоставила женщинам важнейшие функции, ведь назначение женщины на Земле — продолжать род человеческий. Но в разные периоды существования человечества роль женщины в обществе не была одинаковой.
Женские образы в романе Ивана Тургенева Отцы и дети
Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.
Бажання
Автор: Михайль (Михайло) Семенко. Чому не можна перевернути світ? Щоб поставити все догори ногами? Це було б краще. По-своєму перетворити. А то тільки ходиш, розводячи руками.
Трагедия любви в лирике А. А. Блока
Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с годами этот образ только лишь слегка изменяется.
Отброшенный
Автор: Киплинг Редьярд. Молодой англичанин не готов для жизни в колонии. Там обыденная жизнь, скука. Он все воспринимает очень серьезно: и проигрыши в карты, и неудачи у женщин. Одна женщина говорит ему какие-то слова, мы не знаем какие. Он едет на охоту. Майор и рассказчик едут за ним, т. к. им странно, что он уехал.
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Явление образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г., в последние годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в среде русского народа сохранялись крепкие моральные устои.
Жё-де-пом
(фр. jeu de paume, от jeu — игра и paume — ладонь) — старинная игра c мячом, прообраз тенниса, в которой мяч перебивался через сетку или верёвку ракетками (первоначально руками, затем битами).
Эрни, Барбара
Барбара Эрни (нем. Barbara Erni, 15 февраля 1743 — 26 февраля 1785) — женщина из Лихтенштейна, совершавшая кражи в постоялых дворах по всей Западной Европе. В лихтенштейнских легендах она известна как «Golden Boos». Она была последним человеком, казнённым на территории Лихтенштейна.
Бланк, Антоний
А.Бланк. Портрет Абрахама Штерна(1823) Ян Антоний Бланк (польск. Jan Antoni Blank; род. 6 мая 1785 г. Ольштын — ум. 20 февраля 1844 г. Варшава) — польский художник — классицист.
Экзотический эротизм
— художественное направление преимущественно XIX века, акцентирующее внимание на красоте женщины в экзотическом (восточном) обрамлении. Предшествующие направления эротизма использовали преимущественно античные, мифологические и библейские сюжеты, в которых подчёркивалась либо чистота и целомудренность (неоклассический эротизм) либо давался отстранённый, «холодный» взгляд на страсти, присутствующие в античных сюжетах.
Арт Оэнфер
Арт Оэнфер (др.-ирл. Art Уenfer, «Арт Одинокий»)[1], также Арт мак Куинн (др.-ирл. Art mac Cuinn, Арт, сын Конна) (II век) — легендарный Верховный король Ирландии, сын Конна Ста Битв. Согласно саге «Приключение Коннлы», у Конна было двое сыновей — Коннла и Арт. Перед Коннлой явилась женщина из сказочной страны, которая подарила ему волшебное яблоко, а затем увлекла его за собой; Арт остался единственным сыном короля и поэтому был прозван «Одиноким»[2].
Коржибски, Альфред
План Введение 1 Биография 1.1 Ранний период жизни и карьера 2 Общая семантика 3 Коржибски и «быть» 4 Влияние Список литературы Введение Альфред Коржибски (Корзыбский, Кожибски, Коржибский, Корзибски) (Alfred Habdank Skarbek Korzybski) (3 июля 1879, Варшава — 1 марта 1950, Лейквилл, штат Коннектикут) — основатель общей семантики.
История семантики
Билет 23.2. Сема́нтика — раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. В конце XIX — начале XX века семантика часто называлась также семасиологией (от др.-греч. sēmaino — указываю, означаю). Также «семантикой» может обозначаться сам круг значений некоторого класса языковых единиц («семантика глаголов движения»).
Никола Пуссен
Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665) французский живописец и рисовальщик.
Личная гигиена 2
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Т е м а: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ» Задание 1 Рассмотри картинки. Задание 2 Прочитай текст. Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с соба-