МОСКОВСКАЯ
ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
ЗАОЧНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ
СОЧИНЕНИЕ
студента
1-го класса
А.
Гулинова (о.
Стефана)
по
катехизису
Молитва
и святые таинства
- средства для
стяжания
благодатных
даров
Святаго
Духа
Целью
земной жизни
человека, как
учат Святые
Отцы, является
стяжание благодати
Духа Святаго.
Она, освящая
все составные
части человеческого
естества, возводит
человека на
высоту Богообщения.
Благодаря
благодати Духа
Святаго первый
человек пребывал
в раю в блаженном
состоянии, мог
слышать неизреченные
глаголы Господа
Саваофа "ходящего
в раю во время
прохлады дня".
Будучи умудренным
от этой благодати,
Адам нарек
имена всем
скотам и птицам
небесным, и
зверям полевым,
и призван был,
исполняя заповеди
Божии и подчиняя
свою волю воле
Божественной,
стяжать все
большее число
даров благодати
Духа Святаго,
тем самым все
более приближаясь
к своему Создателю.
Но совершилось
грехопадение
и человек мгновенно
лишился Богообщения
и благодатных
даров Духа
Святаго. Прежде
всего, дара
мудрости. Адам,
тот самый Адам,
который дал
имя всем тварям
земным, прячется
от Бога между
деревьями сада!
Такому человеку
уже не было
места в раю,
он, как ветвь
отломленная
от древа и потерявшая
живительную
силу соков,
текущих по
стволу, становится
посторонним
для того места,
где происходило
общение с Богом.
И человек изгоняется
из рая. Перед
началом Великого
Поста есть
особенная
служба, которая
посвящается
изгнанию Адама
из рая, и там в
одной из стихир
есть слова:
"Седе Адам прямо
рая и плакашеся".
Адам плачет
о том, что он
утратил, о том,
как он согрешил
и что с ним
случилось, и
обращается
к Богу с молитвой
и просит у Него
прощения. Адам
и его потомки,
желая воплотить
свою молитву,
свое покаяние,
создают первое
богослужение.
История знает,
что это богослужение
носило характер
жертвы. Что
такое жертва?
Это отнятие
у себя чего-то
очень дорогого
и отдание тому,
кого мы любим.
Ветхозаветное
богослужение
знает множество
жертв - умилостивительные,
очистительные,
благодарственные.
Но ни одна из
них не давала
человеку возможность
соединиться
с Богом, вернуть
благодать Духа
Святого. Человек
потерял Бога
и не может Его
найти. Тогда
Бог сам приходит
на землю для
того, чтобы
Себя соединить
с человеком.
Господь наш
Иисус Христос
принял на Себя
нашу плоть и
Своим Божеством
освятил ее и,
приняв на кресте
смерть, принес
Себя в жертву
за грех всего
человечества.
По вознесении
Своем Господь
послал на землю
Духа Святаго.
Благодать
Духа Святого
была ниспослана
на учеников
Господа в день
Пятидесятницы.
Выразилось
это в чрезвычайных
дарованиях
Апостолам:
знамений, исцелений,
пророчеств,
дара языков
и в благодатных
силах, ведущих
верующих во
Христа к духовному
совершенствованию
и спасению. Эти
благодатные
силы пребывают
в созданной
Господом Святой
Церкви.
Первые
христиане жили
в благодати
Духа Святаго.
Они руководствовались
не канонами,
не Писанием,
не Преданием,
которых еще
не было, а непосредственным
знанием воли
Божией. Об этом
в Деяниях упоминается
таким образом:
"Прошедше чрез
Фригию и Галатийскую
страну, они не
были допущены
Духом Святым
проповедывать
слово в Асии"
Этому древнему
восприятию
христианской
жизни совершенно
тождественно
учение преподобного
Серафима Саровского.
"Если вы, ваше
Боголюбие, в
Духе Святом,
то нечего
беспокоиться,
значит все
хорошо, а если
почему-либо
вы чувствуете,
что Дух Святой
оставил вас,
значит, что-то
вы не так сделали,
значит, вы погрешили,
и надо молиться
и вопрошать
Господа: в чем
я согрешил? И
каяться в этом
и добиваться
прощения, пока
Господь Дух
Святой снова
не придет к
вам", - говорит
преподобный
Серафим Мотовилову.
Из
этих слов вытекает,
что молитва
является средством
стяжания Духа
Святаго. Об
этом с убедительной
ясностью говорит
Святое Евангелие.
"Отец небесный
даст Духа Святого
просящим у
Него"(Лк.11,13). Через
все Священное
Писание Нового
Завета проходит
заповедь непрестанной
молитвы. (1 Фесс.
5,17, Ефес. 6,18, Лук.
18,1). И это естественно,
ведь именно
молитва соединяет
каждого члена
Церкви с Небесным
Отцом. Благодаря
молитве мы
очищаем нашу
зараженную
страстями душу
и она становится
готовой к принятию
благодатных
даров Духа
Святаго. Молитва
по выражению
преп. Исаака
Сирина является
как бы плугом,
которым мы
призваны возделывать
свое окаменелое
сердце: "Самое
оставление
молитвы делает
землю сердца
вещественной,
(грубой), и она
производит
терние по естеству
своему. Точно:
страсти - это
терние, прорастающее
от семени,
находящегося
в нас". Освободившись
от этого терния,
сердце человека
становится
способным
воспринять
величайший
дар - благодать
Духа Святого.
Благодать эту,
проникающую
внутреннее
существо человека,
ведущую его
к духовному
совершенствованию
и спасению,
человек получает
в Таинствах
Церкви. Что
такое Таинство?
В духовной
жизни Церкви
все Таинственно,
в том смысле,
что ничего
нельзя исследовать
чисто научным
способом. Тем
не менее Православная
Церковь особым
образом выделяет
семь священнодействий
и называет их
Таинствами.
Это крещение,
миропомазание,
причащение
- Евхаристия,
покаяние, священство,
брак и елеосвящение.
Эти священнодействия
выделены потому,
что в них таинственным
образом благодать
Божия дает
человеку какое-то
новое качество,
возводит на
какую-то новую
ступень. "В
крещении человек
рождается в
жизнь духовную,
в миропомазании
получает благодать
возращающую
и укрепляющую,
в причащении
питается духовно,
в покаянии
врачуется от
болезней духовных
- от грехов, в
священстве
получает благодать
духовно возрождать
и воспитывать
других посредством
учения, молитвы
и Таинств, в
браке получает
благодать,
освящающую
супружество
и естественное
рождение и
воспитание
детей, в елеосвящении
врачуется от
болезней телесных,
посредством
исцеления от
духовных".
(Пространный
Христианский
Катехизис).
Таким
образом, каждое
из Таинств
сообщает человеку
какой-либо
благодатный
дар Святаго
Духа. Точнее,
может сообщить.
Благодать
никогда не
действует
насильно, не
стесняет воли
человека. Часто
люди приступающие
к Таинствам
не получают
от них того,
что они могут
дать: или не
открыты для
благодати
сердца их, или
не поберегли
они принятых
даров Божиих.
Поэтому нужно
различать
действительность
Таинства от
его действенности,
т. е. от того,
насколько
принимающий
Таинство
удостаивается
его благодатной
силы. Таинства
- это средства
для оправдания
и освящения
человека, для
получения
благодатных
даров Духа
Святаго, но
если человек
приступает
к ним недостойно,
то они могут
повлечь за
собой не оправдание,
а осуждение.
Но если человек
принимает
Таинство с
верой, молитвой
и смиренным
сознанием
своего недостоинства,
то Господь,
через это Таинство
приближает
человека к
Себе, делает
его чадом Своим
и удостаивает
его Царства
Небесного.
Другие работы по теме:
Крещение
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 1. Совершитель Таинства Крещения……………………………………………6 2. Крестные родители – восприемники…………..…………………………….8
Мы и херувимы
В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил – Херувимов и Серафимов – своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии.
Администрация церквей
Первоначальная миссия Церкви. Первоначальная форма церковного управления. Глава Церкви. Порядки, которые царят в Церкви. Виды служения, существующие в поместной церкви. Пример апостола Павла.
Евхаристический канон
Правило благодарения - именно это и означает известное в церковной жизни выражение «Евхаристический канон», или «канон Евхаристии», вошедшее в историю христианства в момент его основания, если принимать за этот момент заключение Иисусом Христом Нового Завета (т.е. «Договора») на Тайной вечери.
День Святой Троицы
День Свято́й Тро́ицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Таинства Церкви миропомазание
Миропомбзание (греч. Миро - благовонный елей) это Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной.
Зов апостольства
В них как бы олицетворяются обе стороны апостольского служения: иерархическая -- в лице старейшины апостольского собора апостола Петра, и учительственная -- в лице апостола Павла, более всех потрудившегося в проповедании Евангелия.
Диалог церквей в Европе
Предыстория. Желание церковного сближения и проведения богословских собеседований. Знакомство друг с другом во время богослужений. Вера и добрые дела. Святость и святые. Таинства и проповедь. Церковь и духовное служение - священство.
Христианское вероучение
Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств.
Святые великомученницы.
Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 30 (17) сентября — память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София пострадали в Риме около 137 года при императоре Адриане. Святая София, твердая христианка, сумела воспитать своих дочерей в горячей любви к Господу Иисусу Христу.
Причащение
Причащение — это такое Таинство, в котором верующий причащается, принимает Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Причащение совершается во оставление грехов и в жизнь вечную.
Евхаристия
Евхаристия (греч. eucharistia – благодарение), главное христианское таинство.
Празднование Всем святым
Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов.
Преображение Господне
В круге церковных праздников три сопряжены чертами сходства, сближены друг с другом особой родственной близостью. Это Пятидесятница, Богоявление и Преображение Господне. Праздники объединены друг с другом своей Троичной природой.
Икона и Святой Дух
Икона и Дух Святой — этой теме уделяется все еще мало внимания. В богословии иконы недостаточно определенно подчеркивается благодатное присутствие Святого Духа, Его "дыхание" в генезисе и бытии церковного образа, во взаимосвязи образа с Первообразом.
Теория богослужебного пения
Богослужебное пение в данном материале рассматривается как мелодическое отражение Божественного Порядка, наивысшим тварным проявлением которого является устройство небесной ангельской иерархии.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Стихотворение В. А. Жуковского Невыразимое
Стихотворение В. А. Жуковского "Невыразимое" Автор: Жуковский В.А. "Что наш земной язык пред дивною природой?" – такой вопрос, не требующий ответа, ставит перед собой и нами Жуковский. Это не вопрос, а утверждение, приглашение к размышлению о том, как несовершенен, беден, бессилен наш язык как человеческое творение адекватно отразить творение Божие.
Идейно-художественный анализ М.Ю.Лермонтов Молитва
Идейно-художественный анализ М.Ю.Лермонтов "Молитва" Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю.Лермонтова часто сравнивают с А.С.Пушкиным. И это справедливо. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич создал огромное количество литературных шедевров и вполне мог претендовать на лавры метра отечественной литературы.
Кисса
(англ. Cissa; VII век) — отшельник Линдисфарнский. Святой Католической церкви, память 23 сентября. Святой Кисса был отшельником в Нортумбрии, Англия. По преданию, он жил неподалёку от Линдисфарна (Lindisfarne).
Святовацлавский Хорал
Введение 1 История 2 Текст 3 Источник Введение Святовацлавский Хорал — чешский церковный гимн, корни которого прослеживаются вплоть до XII века. Оригинальная версия состояла из трех пятистрочных строф с рефреном Kyrie eleison (греч. — литургический возглас «Господи помилуй»). Содержание — простая молитва к святому Вацлаву, князю и святому покровителию Чехии, чтобы он молил Бога о своем народе и его спасении, оградил от бед.
Нестяжатели
— духовное и политическое течение реформаторско-гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.
Камень веры
Камень веры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление») — полемическое произведение митрополита Стефана Яворского, направленное против протестантской проповеди в России.
История Уганды
История Уганды 1894—1962 — протекторат (генерал-губернаторство) Великобритании. 1962—1971 — первое правление Мильтона Оботе. 1971—1979 — диктатура Иди Амина. Изгнание «азиатов» (выходцев из Индии, населивших Уганду в годы британского владычества и составивших угандийскую «мелкую буржуазию»)
Земли короны Святого Иштвана
Землями короны Святого Иштвана длительное время назывались государства, объединённые с Венгерским королевством личной унией. Варианты названия Венгерское: Szent Istvбn Koronбjбnak Orszбgai —
Корона святого Эдуарда
Корона св. Эдуарда — официально используемая корона при коронации нового монарха Великобритании. Была создана в 1661 году для коронации короля Карла II. Как предполагают, для её изготовления использовали золото из венца святого Эдуарда Исповедника, английского монарха, который правил в XI веке.
Домбрабадское кладбище
План Введение 1 История кладбища 1.1 Храм Святого князя Владимира Список литературы Введение Домбраба́дское городское кладбище — русское городское кладбище № 2 в Ташкенте, расположенное в Чиланзарском районе города недалеко от станции метро «Олмазор»[1]. Поскольку раньше это место Ташкента носило название Домбрабат, то отсюда и название кладбища.
Карл I де Бурбон архиепископ Руанский
Карл де Бурбон (22 сентября 1523 — 9 мая 1590) — французский кардинал, архиепископ Руанский, первый принц крови и командор ордена Святого Духа (1579). После смерти последнего из Валуа (1589) провозглашён Католической лигой королём Франции под именем Карла X, но реально не правил.
Борис и Глеб
Святые мученики Борис и Глеб - сыновья святого равноапостольного великого князя Владимира.
Молитва перед тетраподом
ПОЧАТКОВА МОЛИТВА (перед тетраподом) + В ім я Отця, і Сина, і Святого Духа. Амінь (3 рази). І стація ІСУСА ХРИСТА ЗАСУДЖУЮТЬ НА СМЕРТЬ ІІ стація ІСУСА ХРИСТА ОБТЯЖУЮТЬ ХРЕСТОМ