о. Вальдемар Мацкевич
В 1223 г. в Греччо св.Франциск устроил рождественскую мистерию, желая «отпраздновать рождение того младенца, который родился в Вифлееме, … вспомнить тяготы его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» (Фома Челанский. Первое житие св.Франциска). Несомненно, что св.Франциск сильно повлиял на традицию празднования Рождества Христова, особенно на Западе – во многих странах сегодня христиане сооружают вертепы, ведущие свое начало от Рождества 1223 года в Греччо, когда св.Франциск решил устроить своего рода наглядную проповедь о Рождественской тайне – для жителей Греччо, братьев и самого себя.
Он собрал животных, людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме в ту чудесную ночь, сам наслаждаясь рождественским представлением: нищетой, в которой родился Иисус, атмосферой любви, царившей в Вифлееме, людьми, окружавшими Его и верившими, что Он Бог.
Св.Франциск называл Рождество «Праздником праздников». В Рождество Сам Господь нисходит к людям, становится человеком, бездомным ребенком, которого они не принимают. Конечно, Рождество не было для св.Франциска выше праздника Пасхи. Праздник Рождества Христова для него - тоже праздник жертвы. Как на кресте Христос жертвует Себя за людей и воскресает, так и воплощается Он тоже ради нас, ради любви к людям, что есть своего рода жертва. Франциск глубоко чувствовал, что Сын Божий ради любви к нам становится человеком – и поэтому праздник Рождества был ему так дорог.
Празднование Рождества, устроенное св.Франциском, имело особую значимость в исторических условиях начала 13 века, когда Европу сотрясали непрекращающиеся войны, ереси, всякого рода болезни, уничтожавшие порой целые города. И вот в мире, полном ненависти, Франциск своей рождественской мистерией произносит проповедь о любви Бога к человеку, ради которой Всемогущий Творец принимает на себя все немощи мира, становясь подобным нам.
Во времена св.Франциска была сильно распространена ересь катаров (или альбигойцев – так их называли по имени города во Франции, где зародилось это движение). Катары однозначно связывали все материальное со злом, противопоставляя дух и материю. Они провозглашали идею бедности, понимая ее абсолютно иначе, нежели Франциск. По мнению катаров, через материю действовал сатана, и поэтому чем меньше человек пользовался материальным, тем менее был зависим от его влияния. Катары полагали, что Христос не имел настоящего тела, не признавали святых, крестов, реликвий, были противниками Евхаристии. Даже Евхаристический хлеб они считали уловкой сатаны, предназначенной для того, чтобы оторвать людей от духовного.
Св.Франциск своим вертепом в Греччо определенным образом вступает в полемику с катарами. Материя не зла, словно бы утверждает он, это творение Божие. Этой простой сценкой Рождества Франциск защищает Церковь, таинство Евхаристии. Если Бог воплотился в человека, сам захотел стать материальным, то значит Он не считает материю чем-то плохим.
Это очень важный момент в празднике Рождества Христова, который мы сегодня особо не замечаем. В то время, когда одни считали материю злом, от которого надо освободиться, а другие видели смысл жизни лишь в материальном, Франциск утверждает, что материя добра, раз Сам Господь, воплотившись, тем самым не отвергает ее; однако Он рождается в нищете, показывая этим, что материя в то же время – не цель человеческой жизни. Материя - и не зло, и не цель, а лишь своего рода средство, среда, в которой мы живем, развиваемся, и мы должны пользоваться ею правильно.
Отвергая материю, катары стремились пробудить у людей ненависть к ней. Однако ненависть к материальному способна породить и ненависть к самому себе. Св.Франциск Гимном Солнцу и вертепом в Греччо хочет показать, что материя добра, и к ней нужно относиться с уважением. А если с уважением, то не только не уничтожать, но и не злоупотреблять ею, знать ее место. Это означает иногда воздерживаться от использования земных благ, дабы не они над нами господствовали, а мы над ними. Господство выражается в том, чтобы пользоваться материальным в рамках необходимого – для нормального существования, здоровья и т.д. Господь рождается в бедных условиях, где есть лишь необходимое для жизни. Главное же условие для жизни человеческой – это любовь.
Катары считали огонь орудием сатаны, а Франциск говорит: «брат Огонь». Гимн Солнцу, написанный св.Франциском, призван обратить внимание людей на красоту мира, дабы они прославляли доброго Творца, подарившего нам все это. В иудаизме понятия «брат» и «сестра» относились лишь к иудеям, христианство распространяет их на всех людей. Св.Франциск идет дальше – он называет братьями и сестрами все творения Божии, тем самым как бы уговаривая нас уважать их. Мистерия в Греччо была также и своего рода проповедью о мире и гармонии между творениями, ибо Бог – Бог добра и мира.
Рождество, Пасха, таинство Евхаристии связаны для св.Франциска уничижением Бога, отдающего себя в руки людей. В Рождество Всемогущий и Всесильный Бог стал маленьким, слабым и смиренным младенцем ради любви к нам. Страсти Господни – это тоже уничижение и жертва ради любви к нам. На каждой Святой Мессе Иисус становится хлебом – становится материальным ради нас, вновь вверяя себя в наши руки. Он воплощается в каждой Святой Мессе, которая есть воспоминание и Рождества, и Пасхи…
С 1223 года францисканцы несут безмолвную проповедь рождественских яслей по всему миру. Благодаря этому люди замечают доброту Бога, осознают, что Он любит не только человеческий дух, но и тело – нашу материальность. Мы любимы Богом, сотворившим нас и мир, во всей полноте.
Другие работы по теме:
Серрано, Франциск
План Введение 1 Биография Список литературы Серрано, Франциск Введение Франциск Серрано (фр. Francis Serrano OP [1], 4 декабря 1695(16951204), Гренада, Испания — 25 октября 1748, Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена доминиканцев, епископ епархии Фучжоу (26.05.1747 - 28.09.1748), миссионер, мученик.
Гонзага, Алоизий
Введение 1 Биография 2 Прославление Гонзага, Алоизий Введение Алоизий Гонзага (итал. Luigi Gonzaga, 9 марта 1568(15680309), Кастельоне-дель-Стивере, Италия — 21 июня 1591, Рим, Италия) — святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена иезуитов, покровитель молодёжи и студентов.
Салль, Жан-Батист де ла
Жан-Батист де ла Саль (фр. Jean-Baptiste de la Salle; 30 апреля 1651, Реймс — 7 апреля 1719, усадьба Сен-Йон под Руаном) — французский священник и педагог, католический святой.
Крещение Господне, Богоявление
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Кто такой Noel Baba
Сочинение-описание с элементами рассказа Noel Baba — Святой Николай — жил в Турции. Несмотря на то, что Турция - светское государство, религиозные праздники для основной массы людей есть более значащими и любимыми. Встреча Нового года, как вы понимаете, к таким праздникам не относится. Новый Год здесь не встречают так, как его встречают в странах СНГ и в Европе.
Обожествление природы - основа язычества
До принятия христианства в Киевской Руси господствовала языческая вера. Древние славяне обожествляли естественные явления, небесные светила. Они создали целое объединение богов, перед которыми низко склоняли голову. были бог неба Сварог, солнца - Даждьбог, ветра - Стрибог, плодородия и скотоводства - Велес (Волос), бог грома и войны - Перун.
Кисса
(англ. Cissa; VII век) — отшельник Линдисфарнский. Святой Католической церкви, память 23 сентября. Святой Кисса был отшельником в Нортумбрии, Англия. По преданию, он жил неподалёку от Линдисфарна (Lindisfarne).
Колумба
Введение 1 Ирландия 2 Интересная подробность (Святой Колумба и святой Патрик) 3 Битва при Куль Древне 4 Монастырь на острове Иона Список литературы Введение
Мастер Сан Франческо Барди
(итал. Maestro del San Fracesco Bardi, англ. Master of The Bardi Saint Francis, предположительно работал в 1240—1270 годах) — итальянский художник. «Мастером Сан Франческо Барди» назвал анонимного художника, автора большого алтарного образа «Св. Франциск и сцены из его жизни» из капеллы Барди в флорентийской церкви Санта Кроче, известный исследователь итальянской живописи Эдвард Гаррисон.
Святой Марин
Святой Марин (итал. San Marino diacono) — считается основателем старейшей существующей до сих пор в мире республики — Сан-Марино (301 год). Традиционно считается, что он был наёмным каменщиком, который прибыл с острова Раб по другую сторону Адриатического моря (современная Хорватия), спасаясь от гонений за свои христианские убеждения.
Неаполитанские Бурбоны
(итал. Borbone di Napoli или Сицилийский Бурбоны итал. Borbone di Due Sicilie) — младшая ветвь Испанских Бурбонов (с 1735 года). Неаполитанское королевство
Элеонора Австрийская
Элеонора Габсбург (15 ноября 1498, Лёвен — 18 февраля 1558, Талавера-ла-Реаль) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I.
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Иштван I Святой
Король Иштван I Святой Иштван Великий ) (венг. (Szent) I. Istvбn, в латинизированном варианте Стефан I ) (ок. 970/975 — 15 августа 1038) — нитранский князь (995—997), венгерский надьфейеделем (с 997) и первый король Венгерского королевства (с 1000/1001) из династии Арпадов.
XIII век
Введение 1 Важнейшие события 1.1 Путешествия 1.2 Крестовые походы 1.3 Русь 2 Персоналии Введение Тринадцатый (XIII) век длился с 1201 по 1300 годы по григорианскому календарю.
Меркурий Кесарийский
Для термина «Святой Меркурий» см. другие значения. Меркурий Кесарийский (Каппадокийский; III век) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 24 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 11 ноября.
Братья Ленен
План Введение 1 Биография 2 Наследие Введение Луи Ленен. Счастливое семейство, 1642. Лувр Братья Ленен (фр. Le Nain), Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 -20 апреля 1677) — французские художники.
Погром в День святой Схоластики
Погром в День святой Схоластики (англ. St Scholastica Day riot) произошёл в Оксфорде 10 февраля 1355 г. в день памяти святой Схоластики — католической святой и сестры-двойни св. Бенедикта Нурсийского.
Итальянская война 1536 1538
Итальянская война (1536—1538) ПротивникиФранция Османская империяСвященная Римская империя ИспанияКомандующие Франциск I Хайр-ад-Дин Барбаросса Карл V
Шестой крестовый поход
Шестой крестовый поход — поход императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена. Поход начался в 1228 году. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем. В марте Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли.
Битва при Павии
План Введение 1 Предыстория 2 Стороны сражения 3 Ход сражения 4 Потери 5 Исход сражения 6 Последствия 6.1 Политические последствия 6.2 Последствия для военного искусства
Франциск I король Обеих Сицилий
Франциск I , Франческо I (итал. Francesco I; 14 августа 1777, Неаполь — 8 декабря 1830, Неаполь) — король Обеих Сицилий в 1825—1830. Сын Фердинанда I. Дважды назначался отцом регентом: в 1812—1815, в Сицилии, и в 1820, во время революции в Неаполе.
Франциск II король Обеих Сицилий
Франциск II , Франческо II (итал. Francesco II; 16 января 1836, Неаполь — 27 декабря 1894, Арко, Италия), последний король Обеих Сицилий в 1859—61, представитель династии Бурбонов.
Франц Гиацинт герцог Савойский
Франц Гиацинт (Франциск, Франческо Жасинто) Савойский (итал. Francesco Giacinto di Savoia; 14 сентября 1632, Турин — 4 октября 1638, Турин) — маркграф Салуццо, герцог Савойский, князь Пьемонта и граф д 'Аоста, Мориана и Ниццы в 1637—1638 годах.
Дюре, Франциск Жозеф
Франциск Жозеф Дюре (фр. Francisque Joseph Duret; род. 19 октября 1804 г. Париж — ум. 1885 г. Париж) — французский скульптор — романтик. Жизнь и творчество
Франциск III герцог Бретани
План Введение 1 Дофин Франции 2 Герцог Бретани 3 Смерть Франциска 4 Причины смерти Введение Франциск, дофин Франции, (фр. Franзois, Dauphin de France), также Франциск III, герцог Бретонский (фр. Franзois III, duc de Bretagne), (28 февраля 1518, Амбуаз, Эндр и Луара, Франция — 10 августа 1536, Турнон-сюр-Рон, Ардеш, Франция).
Франциск Феб
Франциск (Франсуа) Феб (фр. Franзois Phйbus, исп. Francisco Febo; 1467(1467) — 30 января 1483, Памплона) — король Наварры с 1479, граф де Фуа и де Бигорр, виконт де Беарн и пэр Франции с 1472, сын Гастона де Фуа, виконта де Кастельбон и принца Вианского, и Мадлен Французской, дочери короля Франции Карла VII.
Мадлен Французская
(фр. Madeleine de France; или Мадлен де Валуа (фр. Madeleine de Valois); 10 августа 1520 — 7 июля 1537) — первая супруга короля Шотландии Якова V[1]. Биография
Клод Французская
(фр. Claude de France, брет. Klaoda Bro-C'hall; 13 октября 1499, Роморантен-Лантене, Франция — 20 июля 1524, Блуа, Франция) — королева Франции с 1 января 1515, жена короля Франциска I, старшая дочь его предшественника Людовика XII и Анны Бретонской, герцогиня Бретани (1514—1524).
Чжан Жун, Франциск
Чжан Жун, Франциск Франциск Чжан Жун (кит. 張榮 方濟, 1838 г., провинция Шаньси, Китай — 9.07.1900 г., Тайюань, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, член третьего францисканского ордена, мученик.
Остров Святой Елены
Территория общей площадью 410 кв. км, состоит из острова Святой Елены, острова Вознесение, островов Тристан-да-Кунья и ряда необитаемых островов. Рельеф: наличие малых плато, равнин и вулканов. Климат тропический.
Франциск Скорина
Скорина (Франциск [Георгий]) - русский ученый начала XVI в., медик (д-р лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье.