Загадочные животные, безжалостные демоны ночи? Или обычные представители canis lupus? История накопила предостаточно свидетельств того, что волк заслуживает несколько лучшего отношения, нежели простой хищник. И уж если стоит не на равных с другим безжалостным хищником homo sapiens, то уж заслуживает уважения. А в чем-то и превосходит человека. Но, речь пойдет не столько собственно о волках, сколько об их проявлениях в мифологии индоевропейцев и коренных жителей Северной Америки.
Хорт, или в просторечье волк, животное, без сомнения, хтоническое. Широко распространенные культы плодородия имеют достаточно тесную связь с его образом.
Так, при сборе зерновых культур, последний сноп посвящался богам (мы говорим о периоде, когда Европа была еще языческой), персонифицируясь, зачастую, в различных животных. За каждой посевной культурой, как правило, было закреплено сакральное животное, находящее прибежище в последнем снопе.
И если на Руси последние колосья оставляли "Велесу на бородку", то во Франции, Германии и в землях западных славян, скашивая последний кусок поля, жнецы выкрикивали: "Мы поймали волка за хвост".
Когда волны хлеба колышутся по ветру, крестьяне нередко говорили: "По хлебам проходит волк", "Ржаной (ячменный, овсяный и проч.) волк проносится по полю". Зачастую, когда дети собирались гулять по полю, собирая колосья и васильки, взрослые предостерегали их: "В хлебе сидит волк" он разорвет вас на куски".
Когда крестьяне в окрестностях Фейленгофа (Вост.Пруссия) видели бегущего по полю волка, они следили прежде всего за тем, поднят его хвост, или же он волочит его по земле. Если "полено" волочилось по земле "они бежали вдогонку, благодарили за то, что принес счастье и даже приносили жертвы (требы) путем разбрасывания на его пути еды. Но, если волчий хвост был приподнят - крестьяне проклинали волка и старались убить. В данном случае, волк выступал в роли духа зерна, чья сила скрывалась в хвосте.
С самим же волком дела обстоят так. В Германии, где вера в то, что в последнем снопе сидит волк (кстати этим и обусловлены состязания жнецов, кто быстрее выкосит), волком зовут и человека, скосившего его сноп, а так же женщину, вязавшую сноп. Прозвище сохраняется на протяжении одного года, т.е. до следующей жатвы. Более того, "люди-волки" обязательно должны были проявлять свою звериную натуру, подражая повадкам, вою, стараясь укусить жнецов или вязальщиц.
На острове Рюген (слав. Руян, остров, на котором находилось последнее крупное святилище славян, город Аркона, город тысячи храмов) женщина, связавшая последний сноп , непросто зовется волчицей, войдя в дом, она кусает хозяйку и служанок, что бы откупиться, ей отдают большой кусок мяса. Однако, следует заметить, что подобной чести всячески стараются избежать.
Считается так же, что волк живет в хлебе, пока его не прогонят ударами цепа. В Трирском округе(Германия) крестьяне молотят последний сноп до тех пор, пока он не превратится в сечку. Это считается самым надежным способом умертвить Хлебного волка.
Культ волка широко используется в шаманских практиках североамериканских индейцев и сибирских малых народов, в частности, при совершении юношеских инициаций. В данном случае, волк имеет непосредственное отношение к магии охотничьей и, параллельно, воинской. Юноша ритуально убивается (наносится не смертельная рана или рядом производится выстрел), за телом приходит шаман (или несколько шаманов) в волчих шкурах и масках. Причем, передвигаясь, они полностью копируют тотемное животное, т.е. в дом они входят на четвереньках. На следующий день тело "оживлялось". Кстати, период отсутствия юноши, мог длиться до года.
Обряд носил две основные функции: юноша становился мужчиной, официально принимался в клан и, соответственно, ему даровалось покровительство духов-защитников. Кроме того, в случае уже реальной смерти, он возрождался к жизни в виде волка. В данном случае речь идет об установлении сакральной связи между животным, духом покровителем и человеком, который частично или целиком отдает свою душу, получая за это в дар сверхъестественные способности.
Как правило, указанные инициации проводились по достижению юношами половой зрелости, что свидетельствует еще и о том, что одна из опасностей, которая подстерегала будущих воинов, была напрямую связана с отношением полов.
В Европе, да и на Руси, волк считался одним из наиболее почитаемых животных, наряду с медведем-бером. Когда волк нападал на скотину, добычу у него, как правило, не отнимали. Бытовало поверье, что тот, кто назначен в жертву волку, от судьбы не уйдет.
Если обратиться к наиболее характерному отражению волка народном сознании, а именно к сказаниям, сказкам и былинам, то налицо следующее: "практически всегда используются обороты речи, скандинавами именуемые "кеннинг", т.е. волк-хорт именуется "серым", "разбойником" и проч. Следовательно, собственно имя "волк/хорт" для славян имело сакральный смысл. Также, несмотря на натуру, волк никогда не выступает в роли отрицательного персонажа, как минимум - нейтральный. Как правило (простейший пример: "Сказка про Ивана-царевича и серого волка") волк выступает в роли магического персонажа, связанного, в том числе и с воинским искусством.
Собственно, северная воинская традиция произошла напрямую от "магии охоты". В т.н. "героический" период она превратилась в боевое искусство, основа подготовки которого базировалась на духовных началах. Позже, в средние века, тотемные животные превратились в геральдические эмблемы.
Основными стилями, условно, можно считать, культы трех животных волка, медведя и кабана, как наиболее опасных хищников леса. Так же можно упомянуть о стилях рукопашного боя, когда тотемом являлось одно из трех названных животных. Берсерки (люди-медведи), вместо кольчуги, надевали на себя медвежьи шкуры, которые свидетельствовали, с магической точки зрения, что в битве воин собрать в себе всю силу зверя.
Множественные литературные свидетельства скандинавских саг говорят о том, что в бою воин находился в т.н. "измененном состоянии сознания" и ощущал себя именно медведем. Отряды берсерков служили телохранителями норвежских конунгов.
В отличие от берсерков, ульфхетнары вместо кольчуг носили волчьи шкуры. И сражались они не отрядами, а поодиночке. Кстати, то же "Слово о полку Игореве" упоминаются воины, волками рыскавшие. Т.е. уместно сказать, что воины-волки, охотники-одиночки, имели прямое отношение к оборотничеству.
По крайней мере, если оборотничество физическое относится для большинства к области иррационального, то факты оборотничества духовного, когда воин ощущал себя, был зверем, отрицать никто не будет.
Радогор
Другие работы по теме:
Мифология Индии
Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.
Мифологические существа
Text Text Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Graphics
Роль оленя в мифологическом универсуме
Наиболее репрезентативным памятником древнего искусства Сибири являются оленные камни, широкая распространенность которых свидетельствует о том, что олень был едва ли ни самым мифологически значимым животным.
Мексика: Мария де Гваделупа
Культ Пресвятой Девы Гваделупской - это часть более широкого культа Девы Марии, который распространен на всей территории Латинской Америки. С 1540 г. до наших дней этот культ господствует в церквях и даже целых городах.
Женщина в шаманизме
Отличительной особенностью шаманизма от других эзотерических, философских, религиозных и мистических систем является отсутствие четких границ между добром и злом, божественным и демоническим, созиданием и разрушением.
Литературный герой ГАЙАВАТА
ГАЙАВАТА (англ. Hiawatha) - герой поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1855). Образ Г. имеет мифологические и исторические прототипы. Исторический Г. жил в XVI в. в Северной Америке и стал одним из основателей лиги пяти ирокезских племен. Сначала он был одним из вождей племени онондагов, где ему противостоял энергичный и честолюбивый вождь Атотаро.
Литературный герой КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Красная шапочка фр. Petit Chaperon Rouge героиня сказки Ш. Перро Красная Шапочка из сборника. Сказки моей матушки. Гусыни или. Истории и сказки былых времен с нравоучениями. Ключ к образу К. Ш.
Волк и лиса
В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка «Волк и лиса» — это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается о том, как ловко и остроумно она обманывает волка и всегда остаётся победительницей. Лиса советует волку наловить рыбы хвостом в проруби, а когда хвост серого примёрз, сама бежит в деревню звать народ, а потом ещё и катается на избитом волке, издевательски приговаривая: «Битый небитого везёт».
Красная Шапочка 2
Красная Шапочка Автор: Перро Ш. КРАСНАЯ ШАПОЧКА Жила однажды в далекой деревушке маленькая прелестная девочка. Ее мать и бабушка любили ее без памяти. Бабушка сшила ей красную шапочку, которая была ей так к лицу, что все и стали звать девочку Красной Шапочкой.
Басня «Волк на псарне»
Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования — эзопов язык. .
Толстой Волк
Лев Николаевич Толстой Волк Толстой Лев Николаевич Волк Л.Н.Толстой ВОЛК Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
Толстой Белка и волк
Лев Николаевич Толстой Белка и волк Толстой Лев Николаевич Белка и волк Лев Николаевич Толстой Белка и волк Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
Толстой Волк и кобыла
Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Толстой Лев Николаевич Волк и кобыла Лев Николаевич Толстой Волк и кобыла Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
Эгет-Хаус
Руины «Агатового дома». Эгет-Хаус (англ. Agate House, букв. «Агатовый дом») — частично реставрированное комплексное жилое сооружение древних пуэбло на территории Национального парка окаменевшего леса (en:Petrified Forest National Park) в штате Аризона. Дома индейцев-пуэбло были полностью выполнены из окаменевшей древесины.
Пандора кукла
Пандора — кукла, названная по имени героини греческой мифологии Пандоры (в переводе с греческого — всем одарённая) и предназначенная для демонстрации моделей одежды.
Подводная Пантера
Введение 1 Описание 2 Фигурный курган «Аллигатор» Список литературы Введение Подводные пантеры — могучие мифические существа в мифологии индейцев региона Великих озёр.[1] На языке оджибве существо называлось Mishibizhiw («Mishipizhiw», «Mishipizheu», «Mishupishu», «Mishepishu»), что переводится как «Великая Рысь»[2], или Gichi-anami’e-bizhiw («Gitche-anahmi-bezheu»), что переводится как «сказочная ночная пантера»[1], или «большой подземный (или подводный) дикий кот».[3]
Цанкави
Руины Замка Герцогини. Цанкави , Tsankawi — отдельно лежащий участок Национального памятника Бандельер в штате Нью-Мексико близ города Уайт-Рок. Здесь находятся многочисленные, ещё не изученные археологами руины древних пуэбло, пещеры, вырубленные в мягкой туфовой породе, и петроглифы.
Джек Лондон. Белый Клык
Отец Белого Клыка — волк, мать, Кичи, — наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. На Севере часто приходится голодать, это и погубило его сестер и братьев.
Бойня на ручье Вундед-Ни
Введение 1 Бойня 2 В культуре Список литературы Бойня на ручье Вундед-Ни Введение Бо́йня на ручье́ Ву́ндед-Ни́ (англ. Wounded Knee Massacre) была последним крупным вооруженным столкновением между индейцами сиу Дакоты и армией США, и одной из последних битв Индейских войн. Бойней это столкновение назвал генерал Нельсон Майлз в своём письме комиссару по делам индейцев[1].
Великая война сиу
Противники США Шошоны Кроу Пауни АрикараЛакота Северные Шайенны АрапахоКомандующиеНельсон Майлз Джордж Кастер † Альфред Терри Джордж Крук Уэсли МэрриттСидящий Бык #
Каспианы
каспии (греч. Κάσπιοι Kaspioi, арам.: kspy, перс. کاسپین ) - греческий этноним, упоминавшийся Геродотом, для обозначения сатрапов Дария [1] и упомянутый позже Страбоном [2] для обозначения населения, обитавшего на южном и юго-западном побережье Каспийского моря.
1752 год
— високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. События В Великобритании и её североамериканских колониях принят Григорианский календарь.
Мита
Введение 1 Мита в Империи Инков 2 Мита в испанских колониях в Америке 3 Источники Введение Мита (исп. mita, на языке кечуа — обязательная очерёдность) — форма принудительного труда в сельских общинах Империи Инков, а позже в испанских колониях в Америке, при которой выделение людей на общественные работы производилось с помощью жеребьёвки.
Дорога слёз
Введение 1 Предыстория 2 Переселение афроамериканцев Список литературы Введение Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.
Прикаспийский волк
План Введение 1 Ареал 2 Размер 3 Питание Введение Прикаспийский волк (Canis lupus cubanensis) — так западными биологами называется подвид серого волка, обитающий на территории между Каспийским и Черным морями. В отечественной науке термин не используется.
Мэллори, Джеймс Патрик
План Введение 1 Биография 2 Сочинения 2.1 Книги 2.2 Статьи Список литературы Введение Джеймс Патрик Мэллори (англ. James Patrick Mallory, род. 1945) — североирландский и американский археолог, исследователь индоевропейской проблематики, профессор Университета королевы в Белфасте (en:Queen's University, Belfast).
Сан-Уотч
Археологический парк «Индейский посёлок Сан-Уотч» — воссозданное поселение индейцев, относившихся к археологической культуре Форт-Эйншент. Расположено у побережья Большой реки Майами у г. Дейтон в штате Огайо.
Браун, Ди
Доррис Александр «Ди» Браун (англ. Dorris Alexander «Dee» Brown; 29 февраля 1908, Альберта, Луизиана — 12 декабря 2002, Литл-Рок, Арканзас) — американский романист и историк. Его наиболее известная работа, «Схороните моё сердце у Вундед-Ни», изданная в 1970 году, посвящена кровопролитной борьбе коренных американцев с американским экспансионизмом.
Государство иезуитов
На территории аргентинской провинции Мисьонес (бывших землях Парагвая) и в бассейне реки Парана (Парагвай) в начале 17 века было создано одно из самых таинственных государств за всю историю человечества –империя иезуитов.
Чайлд, Лидия Мария
Лидия Мария Чайлд (англ. Lydia Maria Child; 11 февраля 1802— 20 октября 1880) — видный представитель американского аболицианизма, активист движения за защиту прав женщин, борец за права индейцев, писатель и журналист.
Гринвилльский договор
Первая страница Гринвилльского договора Гринвилльский договор — письменное соглашение между правительством США и племенным индейским союзом «Западная Индейская Конфедерация». Договор назван именем форта Гринвилл (сегодня — город Гринвилл в штате Огайо), в котором он был заключён после поражения индейцев в ходе военных сражений Северо-западной войны.
Каньон Де Шейи
находится: США, Аризона, площадь составляет 33 930 га Национальный монумент Каньон Де Шейи (англ. Canyon de Chelly National Monument) — основан 1 апреля 1931 года как подразделение Национальной службы парков США. Расположен на северо-востоке штата Аризона в пределах резервации навахо. Здесь сохранились руины индейцев анасази, а также позднее занявших эти земли навахо.
Палатки Аризона
Памятник национального наследия Палатки , англ. Palatki Heritage Site расположен в Национальном лесу Коконино, Седона, штат Аризона (примерно 34 55' 3.58"N, 111 53' 58.85"W). Здесь обнаружены руины вырубленных в утёсах из красного камня жилищ индейцев синагуа (одна из субкультур древних пуэбло).
Волки
Волки (Canis), род хищных млекопитающих семейства псовых, или волчьих (Canidae), включающий волков, собак, койота (лугового волка), а по мнению многих специалистов, и шакалов.
Волк
Волк, который нападает на овец или на домашних оленей, приносит людям вред. Но этот же волк в лесу или в тундре чаще охотится за слабыми, больными животными — ведь таких животных легче поймать.