Монашество не было изобретением западно-европейского средневековья.Уже в первые века нашей эры в Египте,Сирии,Палестине и Малой Азии поя-вились люди,желавшие "послужить Богу" своим особенным образом.Они по-селялись в пещерах,пустынях,других тркднодоступных местах,питались ди-кими плодами,корешками трав,съедобными насекомыми.Этих отшельников по-читали как святых праведников-ведь они отказались от жизни в грешноммире рядом с грешными людьми и выбрали самый прямой путь к спасению.Первые монахи помнили о словах Иисуса обращенных к ученикам;Христоссоветовал им не заботиться о еде и крыше над головой.Если человек по--настоящему верит в Бога,то Бог даст ему все необходимое,как дает пти-цам небесным.Поэтому уединенная скудная жизнь монахов-отшельников былазнаком истинной,непоколебимой веры.
Многие из восточных монахов придумывали для себя дополнительные ис-пытания на стойкость:они годами не выходили из специально вырытых ямили же не сходили с особых возвышений,называвшихся "столбами".Некото-рые брали на себя обязательство молчать всю жизнь,не менять одежду ине мыться...Таких монахов называли "подвижниками" (по "подвигу" веры,который они совершали);они-то чаще всего и селились в горах и пусты-нях. Подвижники стремились избежать людского соседства и жили каждый поо-диночке.На западе Европы такое монашество прививалось с трудом-климатздесь был более суровым,да и привычка к общественной жизни была сильнаеще с римских времен.Поэтому в западной части Римской империи (в пер-вую очередь-в Италии) распространилась другая разновидность восточногомонашества:монашеские общежития,монастыри. Первоначально они были очень невелики.Несколько "братьев" (так назы-вали себя монахи) объединялись для праведной жизни под руководствомнастоятеля (его называли "отцом"),которого выбирали все члены монашес-кой общины.Нельзя сказать,что братья,вступившие в монастырь порывали смиром полностью,как это делали египетские столпники и молчальники.Про-сто монашеская община заменяла им большой мир,полный несправедливостейи насилия.
Все имущество братьев было общим,общим было и их небольшоехозяйство.Братья совместно молились Богу,вознося молитвы как за себя,так и за всех христиан,живущих мирской жизнью.Считалось,что молитвымонахов,людей "святой жизни",легче всего достигают Господа. Количество таких маленьких общежитий,обителей (как правило,5-10 че-ловек) стало быстро увеличиваться примерно с 500 г.,когда Западная Ев-ропа подверглась разрушительным варварским вторжениям.Теперь в обите-лях нередко спасали не только душу,но и жизнь,а подчас-и богатство.Мо-нашеские обители превращаются в убежища множества случайных людей,не-редко далеких не только от высоких помыслов о Боге,но и от веры воо-бще. К началу VI в. всем было ясно,что обители Запада нуждаются в самойсерьезной реформе.Кто-то должен был подать пример монастырской жизни,в которой братское обращение монахов друг с другом сочеталось бы сострожайшей дисциплиной.Молитву следовало сочетать с физическим трудом--ведь разрастающиеся монастыри вынуждены были содержать себя сами.Всеэти новшества были введены итальянским монахом святым Бенедиктом,про-исходившим из города Нурсия.
Главным творением святого Бенедикта стал устав монашеской жизни-пра-вила,которыми монахи должны были руководствоваться во время труда иотдыха.По имени создателя устав этот стал называться бенедиктинским,аисполнявшие устав монахи-бенедиктинцами. В обитель вступали для того,чтобы служить Богу,поэтому устав органи-зовывал всю жизнь монастыря вокруг церковных служб,в которых несколькораз в день участвовали все братья.Размеренный ритм монастырской жизниобозначался ударами колокола,сзывавшего братию то к совместной молитве,то к общей трапезе.Даже сон бенедиктинцев был подчинен церковному ри-тму и разделялся на 2 части всенощной службой,проходившей глубокой но-чью:"первый сон"-до всенощной,и "второй"-после нее.Правда,разрешен были короткий дневной отдых.От участия в совместных молитвах разрешениенастоятеля освобождало лишь больных и занятых работой в дальних мона-стырских владениях. Часть дня,свободную от божественных служб,монахи посвящали труду-какфизическому,так и умственному.Все они так или иначе занимались хозяй-ством-заготовкой дров,помолом зерна,уходом за скотом,пахотой;умствен-ный же труд сводился к чтению,разиышлениям над прочитанными богословс-кими книгами и переписыванию книг.Последние из занятий считалось осо-бенно угодным Богу;даже совсем маленькие бенедиктинские монастыри неп-ременно обзаводились "скрипториями" (так назывались мастерские по пе-реписыванию и украшению книг) и библиотеками.Именно бенедиктинцам мыобязаны тем,что хотя бы некоторые произведения греческих и римских ав-торов дощли до нашх дней.В основном же монахи,конечно,переписывалиБиблию и сочинения отцов церкви.Книга рассматривалась в бенедиктинскихмонастырях как сокровище,она могла изготавливаться несколько лет,укра-шалась богатыми иллюстрациями,фигурными заглавными буквами...
Наконец,устав святого Бенедикта учил братьев доброте и терпимостидруг к другу.Бенедикт не был сторонником сурового отношения к себе и кближним людям.Он считал,что от человека не нужно требовать полного са-моотречения и самоуничижения-любовь к Господу может быть доказана иболее простыми и скромными средствами.Монаха украшают не столько "под-виги",сколько смирение и послушание... Долгое время монастыри оставались главными центрами науки,культуры иискусства:они задавали моду в архитектуре и книжной иллюстрации,содер-жали монастырские школы,в которых обучались дети знатных сеньоров.Име-нно монастырские мыслители напряженно обдумывали ответы на главные во-просы:когда и как Бог будет вершить Страшный суд ? Что ждет людей послесмерти ? Свободен ли человек в своих действиях в этой жизни или все егопоступки раз и навсегда предопределены волей Господней ? Оторванные отсемейных связей и общественных обязанностей монахи остро ощущали каждыйсвою индивидуальность,неповторимость.Их внутренняя,эмоциональная жизньбыла намного богаче переживаний,доступных мирянам.
Монах мог укрываться от мира за толстыми монастырскими стенами,илипроводить между собой и миром незримую грань-в любом случае он остаетсячастью общества,которое покинул.Монах не свободен от печалей и заботбольщого христианского мира;этому миру он дарит свои чувства и идеи,ро-жденные уединением и покоем.Монах вовсе не презирает оставленное им об-щество,просто он хочет жить в обществе,которое выбрал он сам.
Другие работы по теме:
Леонтьев Константин Николаевич
Мало кто из русских мыслителей, даже самых консервативных убеждений, решался столь откровенно и безаппеляционно заявлять о своей приверженности политическому обскурантизму.
Марк Эфесский
Введение 1 Жизнеописание 1.1 Юность и монашество 1.2 Ферраро-Флорентийский собор 1.3 Последние годы жизни 2 Богословское наследие Список литературы
Лабр, Бенедикт Иосиф
Бенедикт Иосиф Лабр (фр. Benoоt Joseph Labre — Бенуа́ Жозе́ф Лабр; 1748—1783) — католический святой, нищенствующий монах и юродивый. Биография
Аполлос Байбаков
Аполлос (Байбаков) 5 июня 1788 — 26 октября 1798Предшественник:Феоктист (Мочульский)Преемник:Досифей (Ильин)26 октября 1798 — 14 мая 1801Предшественник:Вениамин (Краснопевков-Румовский)Преемник:Евлампий (Введенский) Имя при рождении:Андрей Дмитриевич БайбатковРождение:1737 год(1737)
Монашество
Определение монашества. Происхождение монашества. Основатели монашества на Востоке и Западе. Монашество в католической Церкви. Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.
Святой Паисий Величковский
Паисий Величковский, Св. (1722–1794), преподобный, церковный писатель и мистик; почитается как основатель православного старчества нового времени.
Литературный герой УЛЬРИХ
Ульрих нем. Ulrich герой романа Р. Музиля Человек без свойств. В дневниках писателя на стадии замысла романа. Ахилл Андерс. У. сын известного юриста лет независим и обеспечен был офицером инженером затем alignjustifyульрих нем Ulrich герой романа.
Краткое содержание Крыжовник Антон Павлович Чехов
Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка.
Идейное содержание Повести о Петре и Февронии Муромских
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем‑Еразмом. Но этот текст не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической житийной традиции.
Культура Средневековья и крестовые походы
Инквизиция и крестовые походы. Монашество и крестовые походы. Народная культура Средневековья. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки.
Ириней Фальковский
Архиепископ Ириней (в миру Иван Акимович Фальковский ; 11 июня 1762 − 12 мая 1823) — епископ Русской православной церкви, учёный-просветитель и астроном.
Ксения Миласская
Ксения Миласская (Римляныня, в миру — Евсевия; ум. во второй половине V века) — христианская святая, почитаемая Православной церковью в лике преподобных. Память совершается 24 января (по юлианскому календарю).
Прямое имя
— на Руси в XIV—XVI веках христианское имя, которым младенец нарекался в честь того святого, память которого отмечалась в день его рождения. Являлось дополнительным, не «публичным» именем; в подавляющем большинстве случаев человека называли другим, основным именем, данным при крещении, которое было и ранее употребительным в его семье.
Бранковичи
Введение 1 История рода 2 Влияние на историю Сербии 3 Поколенная роспись 3.1 Старшая ветвь Неманичей 3.2 Бранковичи Список литературы Введение Бра́нковичи (серб. Бранковићи) — род сербских вельмож, представители которого были последними правителями средневекового Сербского государства (1427-1459), видными государственными и церковными деятелями.
Безнин-Нащокин, Михаил Андреевич
Введение 1 Биография 1.1 Первые сведения 1.2 Опричнина 1.3 Монашество Список литературы Введение Михаил Андреевич Безнин-Нащокин — русский служилый человек, опричник. Жил в XVI веке. Происходил из дворянского рода Нащокиных.
Та Мок
(на кхмерском — «Дедушка Мок», это был псевдоним Чхит Чоеуна ; 1926 — 21 июля 2006) — один из руководителей Красных кхмеров. «Брат номер четыре». Родился в приличной семье китайско-кхмерского происхождения, в провинции Такео. Был буддистским монахом, но оставил монашество, когда ему было 16 лет. Та Мок был участником сопротивления против французского колониального правления и затем антияпонского сопротивления развернувшегося в 1940-х гг.
Возникновение монашества
ЧОУ ВПО «Заокский христианский гуманитарно-экономический институт» ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАШЕСТВА Контрольная работа № 1 (реферат) по дисциплине: ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА
Мещерская, Евдокия Николаевна
Введение 1 Биография 2 Монашество 3 Родственные связи Введение Евдокия (Авдотья) Николаевна Мещерская (в монашестве Евгения, урожденная Тютчева; 18 февраля 1774 —
Еропкины
́ (иногда пишутся как Яропкины ) - русские боярский и дворянские роды. Первый из них есть отрасль князей Фоминских и Березуйских. Потомок Рюрика в 17 колене, Иван Остафьевич Яропка взят был в плен литовцами под Суходровом (1445). Еропкин, Афанасий Иванович 27 декабря 1497 года был казнен по обвинению в заговоре вместе с сыном боярским Щавеем (Иваном) Тимофеевичем Скрябиным, Владимиром Гусевым и некоторыми другими детьми боярскими.
Смарагд Крыжановский
План Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Педагогическая деятельность 4 Архимандрит 5 Возрождение Полоцкой православной епархии 6 Православный архиепископ
Иосиф Многоболезненный
План Введение 1 Жизнеописание 2 О мощах преподобного Иосифа 3 Тропарь преподобному Иосифу Многоболезненному Список литературы Введение Иосиф Многоболезненный (XIV век) — монах Киево-Печерской лавры, почитается в Русской церкви как преподобный. Память совершается 4 апреля и 28 августа (в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих) по юлианскому календарю.
Принятие христианства на Руси 11
Принятие христианства. В княжение великого киевского князя Владимира Святославича произошло важнейшее событие в истории Древней Руси - принятие христианства.
Амбразанцев, Николай Дмитриевич
Амбразанцев, Николай Дмитриевич Николай Дмитриевич Амбразанцев (Амбразадзиев, Амбросадзе) (1754—1814) — генерал-лейтенант, генерал-инспектор артиллерии
Монастыри
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №750. ДОКЛАД по «Мировой художественной культуре». На тему: «Монастыри».
Трубецкой, Алексей Никитич
Алексей Никитич Трубецкой (ок. 1600—1680) — русский политический и военный деятель из княжеского рода Трубецких, дипломат середины XVII века, Великого государя ближний боярин и воевода и наместник Казанский.
Яновский, Семён Иванович
Яно́вский, Семён Иванович схимона́х Се́ргий (Яновский) (15 апреля 1788 — 6 января 1876) — капитан 2 ранга, главный правитель Русской Америки (20 октября 1818 — 11 сентября 1820). Автор дневника с описанием плавания от острова Ситка (Баранова) до Охотска и путешествия из Америки в Санкт-Петербург.
Догэн
Догэн (1200, Киото 1253), основатель буддийской дзэнской школы Сото и храма Эйхэйдзи (префектура Фукуи). Родился в аристократической семье. Принял монашество в 1213 в храме, принадлежавшем школе Тэндай.
Фоленго
Фоленго (Folengo Girolamo) — в монашестве Теофило, писал под псевдонимом Merlin Cocai (1496—1544) — итальянский писатель. Ф. получил образование в Мантуе и Болонье, после чего вступил в бенедиктинский орден.
Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий (330—379 гг.) родился в г. Кесарии в Каппадокии. С юных лет он старательно учился в различных школах и вскоре превзошел всех своих учителей. Ища новых знаний, Василий отправился в Константинополь, а затем — в Афины.
Вонифатьев Стефан
Протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Стоял во главе реформаторского кружка ревнителей благочестия и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел.