Три наиболее известных поединка русских богатырей (Илья Муромец и Соловей-Разбойник, Добрыня и Змей, Алеша и Тугарин) примечательны общей структурой боя: чудовище находится над богатырем (Соловей сидит на дереве, Змей и Тугарин парят в небе), герой поражает его с расстояния (Илья пускает стрелу, Добрыня кидает шапку с песком, Алеша произносит заклинание), однако чудовище остается живым и победа является неполной. Затем (но не обязательно сразу) следует второй бой, который, в отличие от первого, является контактным – богатырь мечом отрубает чудовищу голову. В былинах об Илье и Добрыне есть и третий бой – истребление богатырем "змеенышей", причем в былине об Илье он стоит между первым и вторым боями.
Итак, структура архаического поединка имеет следующий вид: I этап – герой поражает чудовище с расстояния, чем достигает неполной победы; II этап – герой, сойдясь в контактном бою, убивает чудовище; III этап (факультативный) – герой истребляет "змеенышей".
Такая структура боя является сюжетообразующей. Б.Н. Путиловым показано, как былина о Добрыне и Змее возникла из объединения двух сказаний – о бое со Змеем-хозяином вод и со Змеем-похитителем женщин [Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. М., 1971, с. 45], это объединение оказалось возможным потому, что двух- (трех-)этапный бой хорошо известен русскому эпосу.
Известен такой бой и западноевропейскому эпосу, однако занимает в нем периферийное место. Так, ничего похожего на архаический поединок мы не встретим ни в Старшей Эдде, ни в "Песни о Сиде", ни в "Песни о Нибелунгах". В "Песни о Роланде" лишь один поединок – Карла и Балигана – напоминает искомую схему, но в сильно трансформированном виде [строфы 257 – 261]. Однако в прозаической "Чудеснейшей истории о роговом Зигфриде" такой бой есть, и он является первым подвигом героя: Зигфрид, встретив в лесу дракона, кидает в него дерево, затем поджигает лес вместе с драконом и его змеенышами и, намазав себя их салом, обретает роговую оболочку [Песнь о Нибелунгах, Л., 1972, с. 279].
Много подобных примеров мы находим в ирландском эпосе. Таков первый бой Кухулина – поединок с чудовищным псом: сначала герой метнул в зверя серебряный шар, затем, ухватившись за его лапы руками, разорвал в клочья [Похищение Быка из Куальнге. М., 1985, с. 156]. Таков и важнейший из поединков ирландских богов – бой Луга с Балором: метнув камень из пращи, Луг выбивает Балору его смертоносный глаз, а затем отсекает голову [там же, с. 375, 493], эта победа предрешает гибель воинства Балора, что можно сравнить с третьим этапом. Однако в ряду бесчисленных поединков "Похищения" лишь один имеет искомую структуру – бой Илиаха, героя, обладающего ярко выраженными архаическими чертами: Илиах кидает в своих врагов огромные валуны, а когда его силы иссякают, он просит своего товарища Дохе отрубить ему голову, что тот и делает [там же, 284 – 286]. Интересный вид приобретает искомая схема в поединке Кухулина с Фср Диадом: от боя к бою герои сходятся все теснее, пока, наконец, со второго удара Кухулин поражает друга своим копьем га булга [там же, с. 251 – 262] – здесь мы видим явную трансформацию архаического поединка.
В античном эпосе бой подобной структуры – это самый главный бой в жизни героя: поединок Патрокла и Гектора, Гектора и Ахилла, Энея и Турна. Ту же структуру имеет и первый из двенадцати подвигов Геракла – бой с Немейским львом: после безуспешной попытки поразить зверя стрелой герой его душит.
Нельзя не отметить, что в мифологических и эпических сказаниях народов Азии архаический поединок встречается едва ли ни чаще, чем в Европе. Намеки на него просматриваются в гимнах Ригведы при упоминании боя Индры с Вритрой, причем неполная победа для Индры нередко принимает вид временного поражения. В шумерской мифологии это бой бога Нинурты с демоном Асагом, так же содержащий мотив временного поражения [Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991, с. 180]; в ассиро-вавилонской – важнейший из поединков богов – бой Мардука с Тиамат [Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981, с. 41 – 42]. В эпосе о Гильгамеше искомую структуру имеет первый бой героя – победа над Хумбабой, которого сначала повергают восьмью ветрами, затем убивают, а после уничтожают его лучи-одеяния [там же, с. 147]; заметим, что следующий бой Гильгамеша – поражение Быка – подобной структурой не обладает. В индийском эпосе архаический поединок трансформирован до неузнаваемости за счет многократного повторения первого этапа (ср. выше – бой Кухулина с Фср Диадом); самым интересным примером можно считать бой Рамы и Лакшманы с Индраджитом, который поражает их стрелами-змеями, отчего герои умирают, а после воскрешения Лакшмана поражает Индраджита [Три великих сказания Древней Индии: Сказание о Раме. Сказание о Кришне. Сказание о великой битве потомков Бхараты / Литературное изложение Э.Н.Темкина и В.Г.Эрмана. М., 1978, с. 219 – 220]. О чрезвычайной архаичности искомой структуры говорит то, что она присутствует в алтайских героических сказаниях [Сказки и предания алтайских тувинцев / Собраны Эрикой Таубе. М., 1994, с. 132 – 134]. Встречаем мы ее и в нартском эпосе – это бой Сосруко и Тотреша, причем он очень похож на поединок Алеши и Тугарина: Сосруко насылает туман и пугает коня Тотреша, так что тот сбрасывает всадника (Алеша вызывает тучу, она смачивает крылья коню Тугарина, и конь со всадником падают на землю); затем нарт убивает врага, подобно русскому богатырю, не самым честным образом [Нарты: Адыгский героический эпос. М., 1974, с. 199 и др.]. Список примеров может быть продолжен.
Приведенный материал явственно показывает, что бой искомой структуры является признаком архаичности текста (в литературном эпосе он отсутствует или чрезвычайно видоизменен); архаический поединок – это либо первый бой героя, либо самый важный бой в его жизни; структура архаического поединка, вероятно, восходит к доэпическим сказаниям, послужившим источником как эпоса, так и мифов о деяниях богов. Возникает закономерный вопрос: почему архаический поединок обладает именно такой структурой? Наш ответ носит предположительный характер.
Давно доказано, что противник Змея приходится ему родней [Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986, с. 276 – 280], т.е. он наполовину Змей, наполовину человек. Оружие героя на первом этапе – как правило, стрела, которая в мифологии ассоциируется со змеей (см. выше, а также: [Голан А. Миф и символ. М., 1994, с. 17]). Таким образом на первом и втором этапе герой проявляет свою змеиную природу, что оказывается недостаточным для победы, а на втором этапе – человеческую, благодаря чему и торжествует.
В заключение следует сказать, что анализ архаического поединка не только полезен как средство определения архаичности текста, но и позволяет по-новому взглянуть на русские былины, которые в чистом виде сохраняют мотивы, большинством европейских народов давно утраченные.
Другие работы по теме:
Философия о происхождении и сущности человека
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего.
Язык и стиль Гомеровских поэм
Язык гомеровских поэм в течение многих столетий оставался для греческой литературы языком эпического жанра. В историческом отношении он представлял собой смешение различных греческих диалектов, некогда самостоятельных языков отдельных племен.
О феномене «Манас»
Есть ученые, которые утверждают, что события, описанные в эпосе «Манас», относятся к тысячелетней давности, и эпос как литературно-философское произведение в основном сформировался 1000 лет назад.
Раса и этнос в былинах
В вопросах этнического самосознания очевидно первостепенную роль играют принципы, по которым народ определяет "своих" и "чужих". Нельзя не заметить, что в самосознании современных Русских фактор расы, "крови" играет ничтожно малую роль.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом Белинский
В эпосе Л. Н. Толстого «Война и мир» повествуется о двух войнах, но большее внимание уделено войне 1812 г., которая прошла через судьбы большинства героев книги. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия. Полумиллионная армия, руководимая Наполеоном, обрушилась на Россию, надеясь в короткие сроки завоевать огромную богатую страну.
Повесть А.И. Куприна Поединок как протест против обезличивания и душевной пустоты
Автор: Куприн А.И. В купринском «Поединке» речь идет о весьма консервативной и застойной общественной среде — среде кадрового российского офицерства конца XIX — начало ХХ века. Писатель изобразил быт офицеров полка в провинциальном захолустье. Здесь он использовал собственный опыт военной службы армейским подпоручиком в пехотном полку в Подольской губернии.
Образ культурного героя в карело-финском эпосе.
Автор: Лённрот Э. "Калевала" - эпическое произведение, состоящее из рун. Главный герой поэмы - вековечный песнопевец Вяйнямёйнен. Это не только герой - войн, но и "культурный герой" - устроитель земли, приносящий людям зачатки культуры, строящий лодку при помощи слова, создающий музыкальный инструмент кантеле, Рождение его было неким чудом.
Мир и человек в былине Садко
Мир и человек в былине "Садко" Автор: Разное Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные).Разница проявляется в деталях (речевые обороты, присказки, обращение к зрителям).
Скальные жилища Стэнфилд-Уорли
Введение 1 История 1.1 Долтонская зона 1.2 От среднего архаического по миссисипский период 2 Археологическое значение Список литературы Введение Скальные жилища под утёсом Стэнфилд-Уорли, англ. Stanfield-Worley Bluff Shelter обнаружены в округе Колберт, северо-запад штата Алабама, США. Это один из наиболее важных археологических памятников палеоиндейского (литического) периода.[1] Скальные жилища находятся в Сэндерсон-Коув вдоль притока реки Кейн-Крик примерно в 11 км к югу от Теннесийской долины.
Эджуотер-Парк
Раскопки Эджуотер-Парка Эджуотер-Парк , англ. Edgewater Park — археологический памятник позднего Архаического периода североамериканской истории возрастом около 3800 лет. Находится на реке Айова в г. Коралвиль, штат Айова (en:Coralville, Iowa). Судя по обнаруженным здесь останкам растений, обитатели Эджуотера находились на ранней стадии окультуривания растений, что по аналогии с культурами доисторической Европы примерно соответствует началу мезолита.
Былины
Происхождение и роль былин в отечественной культуре.
Бельский, Иван Иванович
Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств.
Набат
Наба́т (от арабского «наубат» — барабанный бой) — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем. Также устаревшее название большого барабана, применявшегося в русских войсках, либо литавры[1].
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Архаическая Греция
Введение 1 Периодизация 2 Общество 2.1 Города 3 Искусство 3.1 Керамика 3.2 Архитектура 3.3 Скульптура 3.4 Примеры архаического греческого искусства
Всероссийский съезд русских людей
— периодические совещательные собрания русских монархических, черносотенных организаций, в период после революции 1905 года в России.[1] Решения Всероссийских Съездов Русских Людей носили только рекомендательный характер.
Конгресс русских американцев
— общественная организация США, объединяет американских граждан русского происхождения отрицающих коммунистическую идеологию. Большинство членов организации придерживается верований Русской Православной Церкви и отрицает какой-либо антагонизм между людьми — расовый, национальный, этнический или религиозный.
Англо-русская конвенция 1825
План Введение 1 Условия соглашения Список литературы Англо-русская конвенция (1825) Введение Англо-русская конвенция 1825 года — конвенция между Россией и Великобританией о разграничении их владений в Северной Америке (в Британской Колумбии).
Культура Кочис
План Введение 1 Фаза Чирикауа (Chiricahua phase) 2 Фаза Сан-Педро (San Pedro phase) Введение Культура/традиция Кочис, англ. Cochise Tradition/Cochise Culture — археологическая традиция (в прежних работах — археологическая культура) архаического периода юго-запада США. Хронологически охватывала весьма длительный период, около 5000 — 200 гг. до н. э.
Киевская Русь
Киевская Русь при князе Владимире. Крещение Руси в 988 году. Славянские миссионеры Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Возвышение Москвы.
Илья Муромец
Лучшее свидетельство огромной популярности образа ильи муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем.
Богатыри киевского и новгородского цикла
Исследователи почти единодушны в мнении, что когда-то Киевский цикл былин не был единственным и, подобно сохранившимся новгородским, существовали былины рязанские, ростовские, черниговские, полоцкие, галицко-волынские.
Построение базы данных боксерской организации
Порядок проектирования системы, которая хранила бы всю информацию о боксерах, титулах, боксерских поединках, отвечала на ряд запросов и формировала необходимые отчеты. Типы сущности и связи в программе. Составление условной блок-схемы базы данных.