Хурриты
говорили на хурритском языке, который вместе с урартским образовывал
хуррито-урартскую языковую семью. Её родственные связи являются не до конца
выясненными, однако согласно наиболее обоснованное гипотезе (С.А. Старостин)
эта семья родственна северокавказским языкам, особенно нахско-дагестанским.
Мелкие хурритские царства
стали возникать в начале 2 тысячелетия до н. э. Самым известным из них было
государство Митанни, (XVII — XIII вв. до н. э.) на территории Северной
Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город Вашшукканне.
Наивысшего расцвета Митанни достигло в XV — XIV вв. до н. э. Митаннийская
культура оказывала долгое и сильное воздействие на культуру Сирии, малоазийских
областей хеттского царства, а также районов, лежащих к северо-востоку от
Митанни, за Тигром. Цари носили индоиранские имена; возможно, что
«хурритизировавшаяся» династия происходила с Иранского нагорья. Войско Митанни
владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и
позволило династии Митанни объединить мелкие хурритские племенные группы
Месопотамии и подчинить семитские (аморейско-аккадские) города-государства. В
период расцвета Митанни стояло во главе аморфного союза мелких царств и
городов—государств, от побережья Средиземного моря и гор Малоазийского Тавра до
окраинных гор Ирана. В 3 — 2 тыс. до н. э. аккадцы и шумеры называли
государство хурритов — Субарту, а жителей — субареями.
В
1 тыс. до н. э. хурритские царства исчезают, однако хурритские имена ещё
употребляются в аккадских текстах. Затем остатки хурритов, видимо, растворяются
среди арамеев, урартов, армян, лувийцев, мидийцев. Занимающие ныне часть
территории хурритов курды не являются их прямыми потомками, в частности
курдский язык является индоевропейским и происходит не от хурритского, а от
мидийского языка. Поэтому не имеют ничего общего с наукой попытки представить
хуррито-урартские языки как «протокурдские», так как хуррито-урартские языки не
только не принадлежат к иранской группе индоевропейской языковой семьи, но и не
входят даже в ностратическую макросемью. Ссылка на наличие эргативного строя
(частично это явление характерно и для пушту) и некоторое количество общих
изоглосс в хурритском и курдском слишком неубедительны, а кроме того могут
объясняться предполагаемым хурритским субстратом
Согласно
мифопоэтичеким представлениям хурритов, мир делится на три сферы: небо
заселённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное
царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа») или
минувшие, древние боги. Хурритская мифология не знала единого пантеона. Более
известны локальные пантеоны: анатолийские (малоазийские), западносемитские, митаннийские.
При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубидит,
Кужух, Шимиге, Шавушка. Верховное божество анатолийского пантеона — бог грозы
Тешуб. Его спутники — быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и
обожествлённые горы Намни. Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга
Тешуба. Отцом всех богов считался Кумарби. Наибольшее развитие в хурритской
мифологии получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени
восходящие к месопотамским.
Боги хурритов
КУБА́БА,
в хурритской мифологии богиня плодородия. Изображалась сидящей на троне между
двух львов. Во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. была включена в
пантеон хеттских богов, позднее почиталась во Фригии, где отождествлялась с
Кибелой
КУ́ЖУХ,
в хурритской мифологии бог луны. Изображался с полумесяцем на головном уборе.
КУМА́РБИ,
в хурритской мифологии божество плодородия. Почитался как «отец богов», сын
Ану. Изображался с колосом в руках.
ТЕШУ́Б,
в хурритской мифологии божество грома. Сын Кумарби, муж Хебат. Сверг с престола
своего отца, который породил мстителя Улликумме. Тешуб победил Улликумме, а
также и других соперников. Изображался чаще всего в образе быка.
УЛЛИКУ́ММЕ,
в хурритской мифологии хтоническое существо, лишенный зрения и слуха живой
камень-чудовище, который побеждает бог Тешуб
ХЕ́БАТ,
в хурритской мифологии богиня-мать, супруга бога Тешуба; центр культа — город
Халеб.
ША́ВУШКА,
в хурритской мифологии божество любви и плодородия, отождествлялась с
вавилонской Иштар.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта throneofice.ucoz/
Другие работы по теме:
Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой
Отсутствие единства в определении числа языков обусловлено тем, что в лингвистике до сих пор не выработан единый критерий проведения границы между языком и диалектом. Ее часто проводят исходя из наличия или отсутствия взаимопонимания между говорящими.
Мифология и общество Древнего Двуречья
Государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э. Социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства. Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии. Особенности героического эпоса Древнего Двуречья.
Единое происхождение имен богов Яхве и Зевс
Происхождение имени Яхве. Происхождение библейского имени Ной. Анализ библейской и ближневосточной ономастики. Близкие мотивы в мифах народов Севера, Европы и Ближнего Востока. Имя бога, как описание его основного свойства. Индоевропейское соответствие.
Немного о Месопотамии
Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова по культурологии на тему: «Немного о Месопотамии……» Выполнила: студентка I-го курса психологии
Культура древних цивилизаций Месопотамии
Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.
Культура Древней Месопотамии
Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.
Чеченский этнос
Далекие предки. Легенда о происхождении чеченцев. Этногенез современных чеченцев.
Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы
1). Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы Согласно географическому детерминизму, определяющее значение в историческом развитии культур играют природные условия. Теоретически такое понимание историко-культурного процесса оформилось у Ш. Монтескье. По его мнению, культурное развитие и даже форма государственного управления зависят от климата, плодородия почвы и других естественно-природных факторов.
Аккадская мифология и ее отображение в литературных текстах
Особенности мифологии Древнего Аккада и ее отражение в литературных текстах. Некоторые страницы истории данной цивилизации, ее языка и литературы. Структура аккадского пантеона и модель мироздания. Связь шумерской и аккадской мифологических систем.
Этногенез армян 2
Введение 1 История изучения армянского этногенеза 1.1 Мифологическая версия 1.2 Миграционная гипотеза 1.3 Изучение армянского этногенеза в Армении до Второй мировой войны
Основные этапы развития письма
Реферат ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА Выполнил Проверил 2007 Содержание 1. Предыстория письма………………………………………… 3 2. Основные этапы развития письма………………………… . 6
История Армении 2
Содержание 1 Древняя история 1.1 Доисторическая эпоха 1.2 Формирование армянской народности 2 Античная Армения (VI век до н. э. — V век н. э.) 2.1 Армения в эпоху Ахеменидов
История Сирии
План Введение 1 Доисторический период 2 В тени древних цивилизаций 3 Арам 4 Под скипетром восточных царей 5 Античный период 6 Средневековая история 7 Османский период
Арменоиды - аристократия древности
Определение "арменоидного" антропологического типа, его определяющие признаки. Антропологические данные "предысторических людей". Свидетельства высокого уровня развития их цивилизации. Деформация черепа как признак высшей знати. Современные арменоиды.
Археология. Бронза
Одна из самых ярких ранних энеолитических провинций. Территория Балкано-Карпатской Европы и юга Восточной Европы. Объединяющий фактор. Одинаковая «чистая медь» с опр. примесями на всей этой территории. Типы выпускаемой массивной продукции (3): «крестообразные» втульчатые топоры-тёсла, топоры-молотки; уплощённые тёсла-долота.
Понятие и типы цивилизаций
Возникновение цивилизаций. Индустриальная цивилизация. Понятие цивилизация в доиндустриальную эпоху. Типы цивилизаций. Характерные черты цивилизации. Цивилизации и рабовладельческая формация.
Митанни
Хурриты. Ашшур под властью Митанни. Ослабление Митанни.
Финикия и Палестина
Расположение древней Финикии. Город Библ как центр торговли строевым лесом. Алфавит, государственное устройство Финикии. Значение и устройство Карфагена. Описание климата и природных условий Палестины. Происхождение и древняя история Иерусалима.
Палестина
Палестина во II тыс. до н.э. Страна и ее население. Образование племенных союзов в Палестине. Религия и культура древнейшей Палестины. Появление израильских племен в Палестине. Войны с филистимлянами.
Озеро Ван
Озеро Ван — самое большое озеро Турции, самое большое содовое озеро в мире и четвёртое по величине непересыхающее бессточное озеро.
Древняя Месопотамия
Министерство образования Российской Федерации Кубанский государственный университет ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ Географическая среда Природные условия Месопотамии. От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией что в переводе обозначает «Междуречье».
Эребуни
Содержание 1 История изучения 1.1 Отождествление урартского Эребуни с развалинами на Арин-Берде 1.2 Вопрос взаимосвязи Эребуни и Еревана 1.3 Другие результаты археологических раскопок