Государственный университет –Высшая школа экономики
Факультет права
Реферат
по профессиональной деятельности юриста
Буддизм – религия или философское учение?
Студентки 1-го курса
Группа № 158
Рудяк В.Ю.
Научный руководитель:
Скоробогатов В.Ю.
Дата сдачи:
18.10.2010
Москва 2010
Содержание.
Введение………………………………………………………... 3
Различные взгляды на понимание буддизма……………….. ..4
Заключение…………………………………………………….. 6
Список использованной литературы…………………………. 7
Введение.
С давних времен существует вопрос о понимании буддизма. Что это – религия или философское учение? У религиоведов нет однозначного ответа на этот вопрос. Многие определяют его как религиозно-философское учение, не давая преимущество никакому направлению. В данном реферате будут показаны разные точки зрения по данному вопросу и рассмотрены обоснования, которыми руководствовались известные ученые, историки-востоковеды, решая данный спор.
Различные взгляды на понимание буддизма.
Буддизм относится к одной из трех мировых религий, наравне с христианством и исламом, но он имеет, в свою очередь, существенные отличия от них. «Буддизм – единственная религия, основатель которой не объявлял себя ни пророком какого бы то ни было Бога, ни его посланцем. Будда целиком отрицал идею Бога как Высшего Существа».1 То есть, получается, что у данной религии есть именно основатель, который проповедует свое учение. Сами буддисты называют себя последователями учения Будды, который изначально был простым человеком, и только после того, как, пожертвовав всеми благами и роскошью во дворце, отправился на путь просветления называл себя "Просветленным" (buddha), духовным проводником. «Сторонники буддизма не считают его собственно религией. Он то, что на Востоке называется "путем освобождения", и в качестве такового вбирает и синтезирует элементы религии, философии и духовных практик».2 Религия предполагает веру в некое божество, сверхъестественное, а если придерживаться того мнения, что Будда-человек, то сложно назвать буддизм религией. Так, Дзонгсар Кхъенце , как ревностный приверженец буддистского учения, отмечает, что «буддизм нельзя назвать религией, и тем более теистической, его трудно излагать, не облекая в теоретические и религиозные понятия»3. В его статье отрицается характеристика Будды как Бога. «Многие ошибочно думают, что Будда — это Бог буддистов. Даже среди тех, кто живёт в так называемых буддийских странах — в Корее, Японии и Бутане, есть подобное представление о Будде и буддизме».4 Также автор данной статьи приводит раскрывает смысл самого учения Будды, говоря, что «сам Будда указал, что нужно чтить не человека, а мудрость, которой он учит».5
Другой точки зрения придерживается Элиаде М., отмечая, что учение Будды было направлено на спасение и освобождение людей. «Именно авторитет Будды-"Спасителя" превратил его проповедь в религию и довольно рано перевел историческую личность – принца Сиддхартху – в ранг божественного существа».6 Также Торчинов Е. А. дает доказательство к рассмотрению буддизма как мировой религии вместе с христианством и исламом: «Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями».7 Сходство буддизма с другой мировой религией-христианством, отмечает Кандалинцев В. : «буддизм, как и христианство, не колеблясь, определяет состояние земного человечества как критическое и предлагает радикальный духовный путь спасения из него в Нирване, своего рода буддийском Царстве Небесном».8
Заключение.
Таким образом, являясь старейшей из существующих религий, буддизм настолько многогранен, что споры между учеными о его сущности ведутся и в настоящее время. Но превалирующим мнением является признание буддизма религией. «Буддизм - это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение»9, одним из многих подтверждений этого является понятие тулку, которыми «называют высокое духовное лицо, которое вновь воплотилось в человеческом облике».10
Список использованной литературы.
1 Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2002. – С. 45.
2 Кандалинцев В. Параллели христианства и буддизма // Вопросы философии. – 2001. - № 3. – С. 168.
3 Дзонгсар Кхьенце. Отчего вы не буддист. М., 2010.
4 Там же, стр.8
5 Там же, стр. 8
6 Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2002. – С. 45.
7 Торчинов Е.А. Введение в буддизм. Курс лекций. М., 2005. – С. 7.
8 Кандалинцев В. Параллели христианства и буддизма // Вопросы философии. – 2001. - № 3. – С. 168.
9 Корнев В.И. Буддизм // Вопросы истории. – 1970. - № 12. – С. 145.
10 Монгуш М.В. Тибетские тулку: Кто они? // Этнографическое обозрение. – 2008. - № 3. – С. 161.
Другие работы по теме:
Истоки философии: мифология и религия
Первый философ - Пифагор. Система общих знаний о мире. Раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мифологическое и религиозное миропонимание как предпосылка, предтеча философии.
Школа Чистой Земли
Ещё одной школой махаяны, зародившейся в Китае, была школа Чистой Земли. Её основные идеи были взяты из индийских почти одноимённых сутр, которые были составлены почти через триста лет после смерти Будды и назывались «Сутрами Чистой Земли».
Хинаяна в жизни людей
Первоначально хинаяна являлась философским учением только для монахов, но в силу развивавшейся традиции превратилась в массовое религиозное учение и заняла таким образом определённое место в жизни населения буддийских стран.
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Кожевников Владимир Александрович
При помощи многочисленных цитат из буддийской литературы Кожевников дает яркое изображение буддийского абсолютного отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло, что источник личного существования - себялюбие.
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Философия и Религия 7
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо
Кроссворд по философии
Раздел философии, учение о бытии. Философское учение о природе ценностей. Процесс получения и обновления знаний. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Совокупность взглядов, оценок, принципов.
Система дзен-буддизм
Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания.
Богоискательство
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен.
Буддизм в Таиланде
Буддизм играет важную роль в жизни тайцев. Поскольку практически все население в Таиланде - буддисты, буддийские ритуалы обязательно сопровождают все знаменательные события в жизни тайцев.
Мировые религии 3
Мировые религии. Одной из древнейших форм культуры является религия. Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках, - буддизм, христианство и ислам.
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
История Буддизма
Предпосылки возникновения Буддизма - самой распространенной религии в мире. Учение о Четырёх Благородных Истинах. Деление Буддизма на Великую Колесницу и Малую Колесницу. Три Поворота Колеса Дхармы. Буддизм как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.
Буддизм 7
Буддизм - одна из величайших религий, получившая свое распространение во многих странах мира среди народов, говорящих на разных языках. Имея многовековую историю, буддизм не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот - и по сей день остается живым для миллионов людей, составляя основу их мировоззрения и играя важную духовную, эстетическую и политическую роль в жизни ряда государств.
Буддизм
Литературные источники учения Будды. Биографические сведения о Будде. Сущность буддизма.
О культуре и религии Бали
В большинстве государств с древности и до наших дней культурные ценности являются неотъемлемой частью религии, а соблюдение религиозных канонов становится основой жизненной философии.
Эстетика и религия
Самарская государственная академия культуры и искусств Реферат на тему: Эстетика и религия Выполнила: Студентка д/о,гр. Б-45 Коннова О.С. Преподаватель:
Наньчжао
Введение 1 Основание и этнография 2 Расцвет и экспансия 3 Упадок 4 Смены династий 5 Гибель 6 Религия 7 Правители Наньчжао Введение Наньчжа́о (кит. трад. 南詔, упр. 南诏, пиньинь Nбnzhāo) — королевство народа бай, основная территория которого располагалась в современной провинции Юньнань в Китае.
Осевое время
(нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры.
Маздакизм
Маздакизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака, сына Бамдада
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Будда
Гаутама Будда, чье первоначальное имя было принц Сиддхартха Гаутама, был основателем буддизма, одной из величайших религий мира.