Монгольские шаманы используют различные виды восхвалений, благопожеланий и наговоров, которые варьируются в зависимости от назначения и личности самого шамана. Среди них можно выделить некоторые фиксированные формулы, но назвать шаманские тексты невариативными и устойчивыми можно лишь в самом общем смысле. Все шаманы преследуют одинаковые цели при произношении того или иного текста, но каждый шаман индивидуально подбирает поэтические элементы и фразы для своего шаманского песнопения. Можно условно выделить восемь видов шаманских песнопений, составляющих шаманский ритуал:
1. Благопожелание всем божествам(боогийн онгодын магтал). Шаман позиционирует свой ритуал как пир и исполняет это песнопение как приглашение всем божествам разделить с ним его. Безымянные духи и духи-хозяева местности тоже приглашаются, чтобы избежать проклятий от неприглашённых божеств. Нередко этот вид песнопений является частью более длинных песнопений и лишь вступительной частью ритуала. Во время исполнения шаман окружен духами, которые вселяются в него и пытаются разговаривать с людьми, присутствующими при камлании. В частности, данное песнопение призвано не удержать духа в теле шамана, а лишь призвать его к сотрудничеству. Из многих духов, входящих в шамана, тот должен выбрать одного , с помощью которого собственно и войдёт в транс.
Данный вид песнопений можно назвать
2. Вызов шаманом конкретного божества(боогийн онгодын дуудлага). Очень часто исполняется после первого вида песнопений, поэтому иногда считается их продолжением. Тем не менее данный вид песнопений носит иной характер -он обращён к конкретному духу. Вызов включает в себя перечисление внешних признаков призываемого духа, особенности его поведения, его достоинства, описание его деяний. Во время этого этапа ритуала шаман не является главным действующим лицом, он отходит на второй план и его место занимает дух.
3. Обмен приветствиями между участниками ритуала и духом. Следующий вид песнопений, и следующая часть ритуала берёт начало по-видимому в традиции приветствовать гостем всех обитателей дома, по приезду. Существует множество вид приветствий, начиная от длинных поэм, и заканчивая короткими фразами и даже бытовыми приветствиями.
4. Требование духом подношения(онгодын нэкхэл уг). Требование подношений духом обычно является продолжением приветствия. Роль подношений выполняют чай с молоком, айраг, кислое молоко, вода, водка, табак, трубки и прочие предметы и пища сакрального характера. Некоторые духи могут потребовать особенную вещь, несущую в себе смысловой подтекст. Обычно участники ритуала заранее «знают» что попросит дух и готовят это. Такого рода подношениями могут быть фрукты, игральные карты, рыба, огонь и так далее.
5. Звериные голоса. Редкий вид песнопений и зачастую не входит в ритуал вовсе. Представляет собой голоса различных животных, описывающих песни или эмоции говорящего духа. Согласно шаманской традиции животных можно поделить на 4 группы:
1. Посланники и слуги( зарх, зардас, медээх, угтлага) духа, обычно птицы-кукушка, ворон, полярная сова. 2. Звери духа для нанесения вреда, проклятий или защиты( хандлага, тухиралга)-волк и рысь.3. Ездовые животные (холго, унаа)-олень, косуля, конь. 4. Животные для превращений-сова, орёл, медведь, бык. У каждого духа свой набор животных для выполнения различных функций. Так ворон не обязательно всегда посланник -у другого духа он может быть животным для превращения.
6. Рассказ о духе (онгодын тамлага). Где бы ни обитал дух, шаман рассказывает историю его жизни и описывает местообитание духа. Духи обычно имеют либо героическое, либо трагическое жизнеописание. Этот вид песнопений представляет собой скорее текст, чем поэтические строки и довольно неизменчив.
7. Признание(очил, очиг). Представляет собой диалог в поэтической форме. Участники ритуала, либо переводчик шамана говорят духу почему они проводят ритуал и воззвали к нему. Обычно участники ритуала рассказываю духу о своих жизненных неурядицах, и испрашивают их причину и способ избавления от них. Дух объясняет участникам ритуала причины проблем и неудач(всегда носящие мистический характер) и рассказывает о способах избавления.
8. Слова прощания(онгод мордуулах уг хэллег). Могут исходит изначально как от духа, так и от участников ритуала. Этот вид песнопений маркирует окончание транса. Ритуал в данном случае имеет 2 варианта развития: либо после прощальной песни в тело шамана входит следующий дух и все предыдущие виды песнопений, кроме благопожелания всем божествам, повторяются, либо прощальное песнопение «объявляет» о конце ритуала и призывает духа вернуться туда, откуда тот пришёл. Безусловно, этот вид песнопений является непременной частью ритуала -шаман всегда должен закончить ритуал и не дать другим духам завладеть собой.
Шаманские ритуалы сложны и непохожи -в зависимости от региона, шамана и случая ритуал может включать в себя все 8 видов песнопений, либо не включать некоторые, либо объединять их. Тем не менее, можно сказать, что ритуал монгольского шамана имеет фиксированную основу, с нефиксированными внутренними элементами.
Другие работы по теме:
Лесопатологический мониторинг
"...17. Лесопатологический мониторинг (далее - ЛПМ) - система постоянных наблюдений за состоянием лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также за неблагоприятными факторами, влияющими на это состояние..."
Ева и змей
На протяжении длительного периода времени повсеместно существовала церемония, состоявшая в том, что для осуществления дефлорации девственниц отдавали животному.
Шаманизм 2
Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендетальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом.
Алтайские шаманы
Алтайский шаманизм - древняя политеистическая бесписьменная религия с ярким ритуальным культом, неотъемлимой частью которого является экстатическое состояние и действия во время молений его служителей - шаманов. Он сложился в рамках древнего дуалистического мировоззрения, базирующегося на олицетворении и почитании окружающей природы и ее стихийных, космических сил.
Магические ритуалы и обряды
Деревенские знахари и знахарки, колдуны и ворожеи. Русское жречество и его категории. Обереги и их значение. Жреческая система образования. Мифологическое осмысление мира. Ритуалы, их проведение и исполнители. Обряд - развернутое символическое действие.
Шаманы, колдуны, маги
Латинская Америка неслучайно остается самым магическим континентом планеты. Здесь до сих пор существуют древние магические практики, насчитывающие тысячелетний опыт.
Мир духов
О шаманах говорят разное: большинство людей их боится, многие считают шарлатанами, ученые пытаются измерить их энергетическое поле различными (и вполне научными) методами.
Религиозное бичевание
Ритуал Эвандра. Бичевание в монастырях. Ритуальные истязания. Ритуал бичевания в Южной Америке.
Далай-лама
Далай-лама (монг. «океанская ширь (мудрости)», «океан-учитель», т.е. «учитель, чьи знания бесконечны как океан»), титул духовного и политического (до 1951) владыки Тибета.
Шаманство
Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте.
Славильные песни Русского Средневековья (Х-ХVII вв.)
В Киевской Руси еще до принятия христианства существовала традиция исполнения славословий (в том числе — вокальных) в адрес князя и его доблестной дружины по случаю смотра войска, выступления в поход, возвращения с победой.
Обрезание
Обрезание новорожденных мальчиков, по медицинским или гигиеническим соображениям, широко практикуется в Северной Америке, но в странах Западной Европы и многих других частях света является редкостью.
Шаманизм
Комсомольск-на-Амуре KOST AKRED COST@AMURNET.RU ШАМАНИЗМ Вероятно, самая древняя система целительства в мире. Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий, поразительно схожие между собой.
Мистика как культурная традиция
Что такое мистика? Это разновидность Веры в сверхъестественное. Она родная сестра Религии. В мистике может быть и Вера в богов, и представление о некоей колдовской силе (психическая энергия, существующая вне человека, разум вселенной). Мистика - это презрение к научному мышлению. Она делает упор на интуицию.
Церемония и ритуал
Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.
Блаженны в русских церковно-певческих книгах
Гусейнова З. М. Песнопения, входящие в нотированные Октоих, Триодь и Обиход и определяемые в них термином "Блаженны", связаны с сюжетом о "благоразумном разбойнике", изложенном в апокрифическом "Исправлении о двою разбойнику". События повествования охватывают два эпизода: первый повествует о бегстве Иосифа с Марией и младенцем в Египет, когда они попадают в руки разбойников; второй – о распятии Иисуса Христа, когда по обе стороны креста по приказу Пилата были распяты два разбойника – сыновья тех, кто в свое время пленил Иосифа.
Источники драматургии Димитрия Ростовского
Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, поклоненияпеснопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя.
Ритуал переодевания
Происхождение платья. Мужчины и платье. Мантии ученых. Старики и женская одежда.
Г. Нарекаци. Книга скорбных песнопений
Вардапет Григор, ученый монах Нарекского монастыря, поэт и мистик, автор толкования библейской «Песни песней», а также гимнографических сочинений и похвальных слов Кресту, Деве Марии и святым, в «Книге скорбных песнопений» смиренно обращается к Богу.
Допяны династия
Введение 1 Исторический очерк 2 Князья Допяны Список литературы Введение Допяны (Դոփյաններ) — армянский княжеский род Хачена (Арцах) с конца XII-го[1] по XVI века. Наследственные правители Верхнего Хачена и Сотка.
Карбонарий
Карбонарии (итал. carbonaro) — члены тайного, строго законспирированного общества в Италии в 1807—1832 гг. Карбонарий по-итальянски означает «угольщик». Это название связано с тем, что в обществе карбонариев наряду с другими обрядами существовал ритуал сожжения древесного угля, символизировавший духовное очищение членов общества.
Клятва верности флагу США
Введение 1 История 2 Ритуал 3 Практика 4 Текст клятвы 5 Интересные факты 6 Сноски Введение Клятва верности американскому флагу — клятва американцев в верности своей стране, произносимая ими перед флагом США.
Земан титул
Земан (словацк. Zeman, венг. Nemes) — самый низкий дворянский титул в Венгерском королевстве, находящийся ниже барона. Словацкое название «земан» происходит от слова «zem» — «земля». Титул был в основном распространён на территории Словакии, находящейся в то время в составе Венгрии. Титул «земан» широко даровался королём Белой IV после монгольского нашествия 1241—1242 годов в знак благодарности за службу.
Джалаириды
Джалаириды — династия султанов (1340—1410) в Передней Азии, происходившая из монгольского племени джалаир. Султаны-Джалаириды вели род от одного из приближённых Чингис-хана Джочи-Тармалэ, чей сын Илга (Илгай, Элькэ) был крупным военачальником при ильхане Хулагу (1261—1265). Сын Илга-нойона Акбука, казнённый в период борьбы Байду-хана и Гайхату (1295), и его сын Хусейн, наместник Хорасана (ум. ок. 1320 г.), были мужьями Олджейтей-хатун, старшей дочери ильхана Аргуна.
840-е до н. э.
Датированные события Приблизительные датировки: Ок.850 — Создание в Южной Сирии государства Хамат, опирающегося на Ассирию. 840—830-е годы — Царь дануниитов Азитавадд.
Битва на реке Шайо
План Введение 1 Предпосылки 2 Соотношение сил 3 Ход битвы 4 Последствия Битва на реке Шайо Введение Битва на реке Шайо (на реке Сайо, Солёной; в долине Мохи) — сражение 11 апреля 1241 года между войсками венгерского короля Белы IV и его брата, хорватского герцога Коломана, с одной стороны, и монгольскими войсками во главе с Батыем, Шибаном, Каданом и Субэдэем, действовавших в рамках Западного похода монголов 1236—1242 годов и, в частности, похода на Юго-Западную Русь и в Центральную Европу 1240—1242 годов.
Монгольские вторжения в Венгрию
План Введение 1 Первое вторжение (1241-1242) 2 Последствия 3 Поздние вторжения (1280-е) Список литературы Введение Монгольские вторжения в Венгрию — вторжения монголов в Венгерское королевство, происходившие в XIII веке.
1494 год
— невисокосный год, начинающийся в понедельник по григорианскому календарю. События 4 января — издан свод православных песнопений «Осмогласник» — первая книга в южнославянских государствах, напечатанная кириллицей.
Якутский язык
, один из тюркских языков; образует якутскую подгруппу уйгуро-огузской (по классификации Н.А.Баскакова) группы или же относится к условно выделяемой «северо-восточной» группе (см. ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ). Распространен в Республике Саха (Якутия), где наряду с русским является государственным (и, согласно Конституции республики, называется языком саха – по самоназванию якутов), в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе и некоторых других районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Бабур
Бабур (Baber/Babur/Babar) (1483–1530), завоеватель Индии и основатель Могольской династии.
Жан Жене
Жене, Жан (Genet, Jean) (1910–1986), французский драматург и прозаик.