Реферат: Виды песнопений, входящих в ритуал монгольского шамана - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Виды песнопений, входящих в ритуал монгольского шамана

Рефераты по религии и мифологиям » Виды песнопений, входящих в ритуал монгольского шамана

Монгольские шаманы используют различные виды восхвалений, благопожеланий и наговоров, которые варьируются в зависимости от назначения и личности самого шамана. Среди них можно выделить некоторые фиксированные формулы, но назвать шаманские тексты невариативными и устойчивыми можно лишь в самом общем смысле. Все шаманы преследуют одинаковые цели при произношении того или иного текста, но каждый шаман индивидуально подбирает поэтические элементы и фразы для своего шаманского песнопения. Можно условно выделить восемь видов шаманских песнопений, составляющих шаманский ритуал:


1. Благопожелание всем божествам(боогийн онгодын магтал). Шаман позиционирует свой ритуал как пир и исполняет это песнопение как приглашение всем божествам разделить с ним его. Безымянные духи и духи-хозяева местности тоже приглашаются, чтобы избежать проклятий от неприглашённых божеств. Нередко этот вид песнопений является частью более длинных песнопений и лишь вступительной частью ритуала. Во время исполнения шаман окружен духами, которые вселяются в него и пытаются разговаривать с людьми, присутствующими при камлании. В частности, данное песнопение призвано не удержать духа в теле шамана, а лишь призвать его к сотрудничеству. Из многих духов, входящих в шамана, тот должен выбрать одного , с помощью которого собственно и войдёт в транс.

Данный вид песнопений можно назвать


2. Вызов шаманом конкретного божества(боогийн онгодын дуудлага). Очень часто исполняется после первого вида песнопений, поэтому иногда считается их продолжением. Тем не менее данный вид песнопений носит иной характер -он обращён к конкретному духу. Вызов включает в себя перечисление внешних признаков призываемого духа, особенности его поведения, его достоинства, описание его деяний. Во время этого этапа ритуала шаман не является главным действующим лицом, он отходит на второй план и его место занимает дух.


3. Обмен приветствиями между участниками ритуала и духом. Следующий вид песнопений, и следующая часть ритуала берёт начало по-видимому в традиции приветствовать гостем всех обитателей дома, по приезду. Существует множество вид приветствий, начиная от длинных поэм, и заканчивая короткими фразами и даже бытовыми приветствиями.


4. Требование духом подношения(онгодын нэкхэл уг). Требование подношений духом обычно является продолжением приветствия. Роль подношений выполняют чай с молоком, айраг, кислое молоко, вода, водка, табак, трубки и прочие предметы и пища сакрального характера. Некоторые духи могут потребовать особенную вещь, несущую в себе смысловой подтекст. Обычно участники ритуала заранее «знают» что попросит дух и готовят это. Такого рода подношениями могут быть фрукты, игральные карты, рыба, огонь и так далее.


5. Звериные голоса. Редкий вид песнопений и зачастую не входит в ритуал вовсе. Представляет собой голоса различных животных, описывающих песни или эмоции говорящего духа. Согласно шаманской традиции животных можно поделить на 4 группы:

1. Посланники и слуги( зарх, зардас, медээх, угтлага) духа, обычно птицы-кукушка, ворон, полярная сова. 2. Звери духа для нанесения вреда, проклятий или защиты( хандлага, тухиралга)-волк и рысь.3. Ездовые животные (холго, унаа)-олень, косуля, конь. 4. Животные для превращений-сова, орёл, медведь, бык. У каждого духа свой набор животных для выполнения различных функций. Так ворон не обязательно всегда посланник -у другого духа он может быть животным для превращения.


6. Рассказ о духе (онгодын тамлага). Где бы ни обитал дух, шаман рассказывает историю его жизни и описывает местообитание духа. Духи обычно имеют либо героическое, либо трагическое жизнеописание. Этот вид песнопений представляет собой скорее текст, чем поэтические строки и довольно неизменчив.


7. Признание(очил, очиг). Представляет собой диалог в поэтической форме. Участники ритуала, либо переводчик шамана говорят духу почему они проводят ритуал и воззвали к нему. Обычно участники ритуала рассказываю духу о своих жизненных неурядицах, и испрашивают их причину и способ избавления от них. Дух объясняет участникам ритуала причины проблем и неудач(всегда носящие мистический характер) и рассказывает о способах избавления.


8. Слова прощания(онгод мордуулах уг хэллег). Могут исходит изначально как от духа, так и от участников ритуала. Этот вид песнопений маркирует окончание транса. Ритуал в данном случае имеет 2 варианта развития: либо после прощальной песни в тело шамана входит следующий дух и все предыдущие виды песнопений, кроме благопожелания всем божествам, повторяются, либо прощальное песнопение «объявляет» о конце ритуала и призывает духа вернуться туда, откуда тот пришёл. Безусловно, этот вид песнопений является непременной частью ритуала -шаман всегда должен закончить ритуал и не дать другим духам завладеть собой.


Шаманские ритуалы сложны и непохожи -в зависимости от региона, шамана и случая ритуал может включать в себя все 8 видов песнопений, либо не включать некоторые, либо объединять их. Тем не менее, можно сказать, что ритуал монгольского шамана имеет фиксированную основу, с нефиксированными внутренними элементами.