Саид Мансуров
Первым, кто ввел в оборот понятие «метафизика», был знаменитый древнегреческий философ Аристотель. Понимая всю сложность и многогранность окружающего мира, он отбросил архаичные представления предыдущих античных философов, которые искали первоначало материального мира в каком-либо конкретном элементе (скажем, в огне или воде), либо в соединении группы «первоэлементов» (некоем сочетании воды, воздуха, огня и т.д.). Аристотель понимал, что окружающий материальный мир преходящ и непостоянен, он не может быть творцом самого себя. Поэтому всю свою философию он поделил на два основных раздела: физику — охватывающую все явления и процессы, происходящие в материальном, воспринимаемом нами мире, и метафизику (досл. «то, что до физики») — охватывающую учение о первоначалах. Таким образом, метафизика начинает выступать как наука, изучающая первоначала, первопричины бытия. Позже метафизика отделилась от философии и обрела широкое развитие. Со временем появились сторонники различных взглядов на первоначало всего, существующего во вселенной.
Сторонники божественного сотворения мира утверждали первопричиной материального мира Бога-Творца. Сторонники же материализма, отрицая Бога, предлагали в этом качестве различные вариации случайностей. Но объединяющим моментом их теорий была вера в возникновение вселенной без руководства свыше, вследствие случайного соединения химических элементов. Существовала и еще одна точка зрения, согласно которой вселенная считалась вечной и неизменной, никем и никогда не сотворенной. Эта теория рухнула первой — с открытием факта возникновения всех звезд, галактик и планет в определенный момент времени. Стало совершенно ясно, что вселенная не вечна, что она возникла в какой-то далекий период времени и снова прекратит свое существование! Итак, остались лишь два противоположных лагеря — сторонники случайности и сторонники сотворения мира по божественному умыслу. Третьего, как говорится, не дано...
Большинство религиозных учений предлагают свою картину сотворения мира, в соответствии со своими догматами. Для мусульман слово «метафизика» звучит довольно непривычно, хотя ничего страшного в этом слове нет. Более того, можно с уверенностью говорить о существовании метафизики ислама. Поскольку ислам утверждает о сотворенности мира, то вполне приемлемо задать следующие вопросы: кто все сотворил?, что было до возникновения материального, физического мира?, каковы причины сотворения мира?, и т.д.
Дав ответы на эти вопросы, ислам тем самым декларировал свою картину мира, свою метафизику. Общеизвестно, что исламское вероучение твердо настаивает на божественном сотворении мира и начисто отрицает хоть какую-нибудь случайность. Всевышний Аллах выступает не только изначальным Творцом бытия, но и Тем, Кто знает и контролирует все без исключения процессы во вселенной. Абсолютно все! «Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает. Воистину, Он ведает обо всем сущем.» (Коран, 42:12). Это очень существенное отличие от иных взглядов. Некоторые сторонники сотворенности мира заявляли, что Бог, сотворив мир вещей, предоставил его самому себе и не вмешивается в происходящие во вселенной процессы. Что заставило их высказать такую абсурдную точку зрения? С одной стороны, понимание ими необходимости существования Всеведущего Творца столь гармоничного мира, а с другой — их нежелание признать Его своим Господом, повиноваться Ему, жить в соответствии с Его предписаниями и указами.
Нужно быть целостным в мировоззрении, ибо в противном случае мы ввергаем себя в подобные жестокие и неразрешимые противоречия. Ислам целостен. Его модель мира идеальна и совершенна. Все, кто берется критиковать ислам, цепляются к чему угодно, но только не к его мировоззрению. Оно совершенно, а потому и несокрушимо. Ведь против Бога ничего «не попишешь»...
Но вернемся к метафизике. Всевышний Аллах выступает как извечный Творец, т.е. Тот, Кто был, есть и будет всегда. Человеку трудно понять вечность, ибо мы мыслим образами и подобиями. Не имея под рукой чего-то вечного, нам не с чем сравнивать, и поэтому понятие вечности трудно осознаваемо. Итак, в определенный момент времени Всевышний Аллах начал творение нашего мира. Не нужно задавать вопрос: как?, нам ведь этого все равно не понять. В Священном Коране можно не раз встретить фразу, в которой Аллах говорит нам о творении: «Если Он пожелает чего-либо, то скажет: «Будь!», и это возникает» (Коран, 36:86). В других местах Корана Аллах сообщает нам о том, что сотворить что-либо не составляет для Него никакого труда, и Ему не в тягость надзирать за своими творениями и знать все обо всех.
Некоторые мыслители задаются вопросом: из чего Бог сотворил мир? Пытаясь найти логический ответ на этот вопрос, они вдавались в бесконечное и пустое философствование, которое всегда приводило в тупик. Сам Аристотель пришел к неожиданному мнению, что наряду с Богом существует некая первоматерия, из которой Бог и создал все вещи. Аристотель наделил эту первоматерию некоторыми божественными атрибутами, например, такими, как вечность. Получались уже две божественные субстанции... С точки зрения метафизики ислама, наряду с Богом не было и нет ничего такого, что подобно Ему в божественных качествах и атрибутах. Таким образом отрицается любая извечная первоматерия. Впоследствии, в ответ на вопрос «из чего?» некоторые мыслители громогласно заявили, что Бог сотворил весь материальный мир из Самого Себя (!), — а это, однако, ничем не подтверждено. Что натолкнуло их на такой вывод, мне до сих пор не известно. Ведь будучи совершенно бездоказательным, это предположение, однако, имеет весьма чреватые последствия. Ислам не приемлет эту идею. Нигде в источниках исламского вероучения мы не встретим даже ее косвенных подтверждений. Да и зачем? Нужно помнить, что Всевышний Аллах — Всемогущ и Самодостаточен. Если пожелает, Он может сотворить вселенную из ничего! Те, кто пытается рассуждать в поисках ответа на вопросы «как?» и «из чего?», просто до конца не верят во Всемогущество Аллаха или не осознают его. Аллах не пояснил, как именно Он творил и как была сотворена воспринимаемая нами материя, следовательно, человек не должен задаваться этими вопросами, ему этого все равно не понять. Такие вещи являются сакральной тайной, непостижимой для ограниченного человеческого разума. «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное, а [люди] не знают даже, когда их воскресят.» (Коран, 27:65). Всегда нужно помнить хадис, в котором сказано: «И о некоторых вещах Аллах умолчал, но не по забывчивости, а из жалости к вам, так не стремитесь же понять это!» С другой стороны, Всевышний пожелал открыть нам некоторые тайны, и они важны для человека. К примеру, Он поведал о том, что человек сотворен из земли, из глины звучащей. Ангелы сотворены из света, а джинны — из огня. Подробно изучить такие вещи мы не в состоянии, однако способны понять принципиальные различия между Его творениями.
Метафизика ислама теологична. Творец здесь — Бог, Который Всемогущ и Всевластен, и при этом творения наделены свободой воли и выбора (касается людей и джинов). Для этой метафизики характерна завершенность и ясность в вопросе первоначала, а также сакральность в отношении процессов творения. Основное ее отличие от других подходов к происхождению мироздания — в недопустимости вольнодумия и дискуссий по вопросам, не освещенным Богом.
Другие работы по теме:
Альтернативы диалектики 2
Понятие «диалектика» появилось еще в античной философии. В тот период диалектикой называли искусство спора, искусство вести беседу. Альтернативой считалась софистика или искусство спора ради победы, искусство нечестного спора. Софисты, первые платные учителя философии, учили, как побеждать в спорах независимо от того, прав ты или нет, истинно твое мнение или нет, используя всевозможные уловки, сознательно делаемые ошибки.
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Аристотель
Учение Аристотеля о материи как субстанции и первоначале.
Диалекткика и метафизика
Исторические формы диалектики. Метод – путь, способ познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Методом может стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования.
Спешнев Николай Александрович
Спешнев Николай Александрович - сторонник утопического коммунизма, член кружка петрашевцев. Ставил задачу подготовки восстания с целью уничтожения крепостного строя. Материалист и атеист, сторонник сенсуализма в теории познания.
Дебольский Николай Григорьевич
Дебольский Николай Григорьевич- философ, математик, переводчик Гегеля. В своем "феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления теизма.
Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа
Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений.
Догматика ислама
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит.
Ислам особенности вероучения и культа
Ислам: особенности вероучения и культа Ислам – возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. Появлению предшествовали учения ханифов – ранняя форма арабского монотеизма. Последователи ислама – мусульмане. Основатель – Муххамед (Магомет) – глава первого мусульманского теократического государства.
Ислам как образ жизнис
Три мировых религии — буддизм, ислам и христианство — оказывали и оказывают сегодня воздействие на все сферы деятельности человека и общества. Религию мусульман сегодня исповедует каждый пятый житель нашей планеты.
Аллах
Аллах (араб. «Бог»). Археологические и лингвистические данные, а также сведения из иных источников свидетельствуют, что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклонялись высшему Богу, называя его Аллахом.
Нация ислама
Нация ислама (The Nation of Islam) – сектантское, воинствующее религиозное движение, исповедующее идеи черного национализма и сепаратизма в США.
Священные книги народов мира как памятки мировой культуры
Священные книги народов мира вдоль тысячелетий побуждают людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей. Веды - одна из древнейших книг мира, памятка давней индийской литературы. Веды помогают понять духовную культуру Индии и многих народов Азии, ведь они стали основанием для создания разных религиозных и философских учений.
Философские взгляды Сократа 3
Философские взгляды Сократа Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.
Кара Юсуф
Введение 1 Борьба за Тебриз 2 Война на два фронта 3 Оценка правления Список литературы Введение Кара Юсуф (азерб. Qara Yusif; 1389—1420) — предводитель государства Кара-Коюнлу, умелый полководец, государственный деятель. Значительно расширил пределы государства, присоединил Азербайджан, Западный Иран, Ирак.
Меджлис аш-Шура Саудовская Аравия
Введение 1 Комитеты Список литературы Введение Меджлис аш-Шура или Консультативный совет (араб. مجلس الشورى السعودي) — законосовещательный орган в системе управления Саудовской Аравии.
Шура-и-Улема
(араб. «Совет духовенства») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. В организацию входили представители мусульманского духовенства, местных феодалов, национальной буржуазии.
Трифкович, Срджа
Ср́джа Три́фкович , серб. Срђа Трифковић, литературный псевдоним — Серж Трифкович , англ. Serge Trifkovic (род. 19 июля 1954, Белград) — американский писатель сербского происхождения, с 1998 г. — обозреватель по международным делам палеоконсервативного журнала Chronicles. Доктор истории Саутхэмптонского университата, директор Центра международных отношений (Center for International Affairs) [1] Рокфордского института, публикующего журнал Chronicles.
Кавказская исламская армия
«» / «Армия Ислама» — турецко-азербайджано-дагестанское военное формирование активное в последние годы первой мировой войны. Согласно договору о дружбе подписанному между Азербайджанской Демократической Республикой и Османской Империей в июне 1918-го года, это подразделение было сформировано в Азербайджане с целью помощи в самозащите азербайджанцев от аттак армянских нерегулярных частей.
Шура-и-Ислам
(араб. «Совет ислама» или «Исламский совет») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма.
Хиджаз
План Введение 1 История Список литературы Введение Хиджа́з (араб. الحجاز) — территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама — здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина.
Парк Боевой славы Ташкент
Содержание 1 Парк боевой славы 2 Монумент «Клятва Родине» Список литературы 1. Парк боевой славы «Парк боевой славы» [1] был открыт вТашкенте в мае 1975 года в честь 30-летия победы СССР в Великой отечественной войне. Парк располагался перед зданием музея «Истории ТуркВО».
Икс, Малкольм
Малкольм Икс (англ. Malcolm X, настоящая фамилия — Литтл , англ. Little, 19 мая 1925 — 21 февраля 1965) — американский борец за права темнокожих, идеолог движения «Нация ислама», оказавший огромное влияние на «чёрных пантер» и движение за сецессию «чёрных штатов».
Аварцы
Самоназвание - маарулал. Язык - аварский. Аварцы (577 тыс. человек по данным 1996 г.; иберийско-кавказская языковая группа) расселены в центральном и западном Дагестане, в бессейне притоков реки Сулак.
Доброхотов Александр Львович
В историко-философских работах рассматривается историческая судьба западноевропейской метафизики как особого способа теоретической мысли, не сводимого ни к естественно-научной рациональности, ни к субъективно-личностной экспрессии.
Кампанелла Томмазо
Кампанелла (Campanella) Томмазо (1568-1639), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец.
Царица Тамара
Краткая биография Святой благоверной царицы Грузии Тамары Великой.
Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад Ибн Мухаммед
Иранский теолог и философ ислама. Был мистиком в духе суфизма, оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал ярым противником философии ("Опровержение философов") и новооснователем ортодоксальной теологии.
Отто Вейнингер
Отто Вейнингер (1880-1903) - австрийский философ. В своей книге "Пол и характер" Вейнингер стремился обобщить значительный естественнонаучный, прежде всего биологический, психологический материал, особенно касающийся биологии пола