О.С. Борисов
Преподавание религиоведения как комплексной дисциплины, собирающей и анализирующей данные исследований в различных областях знания, должно опираться, как представляется, на философскую компаративистику. Эта методология, помимо сравнительного изучения всего того материала, который поставляется из арсенала этнологии, психологии, антропологии, социологии, структурной лингвистики, философии, теологии, истории, археологии, филологии и т.д., дает возможность посмотреть на предмет религии с разных точек зрения, т.е. использовать, по крайней мере, три религиоведческих подхода к предмету. Первый, нормативный подход, исходит из постулатов, догматики, доктрины, мифологии, культа конкретной религиозной традиции и концентрируется вокруг их истинности. Второй, дескриптивно-исторический подход, руководствуется принципом методологической нейтральности. Здесь воздерживаются от суждений оценки содержательной стороны религиозной системы. Однако, «сторонний наблюдатель» — категория условная. Как утверждал Н. Бердяев, отстаивая религиозную точку зрения, «на религию нельзя смотреть со стороны, — со стороны ничего почти не видно». Остаются религия как социальный институт или ее эстетические формы: архитектура, искусство, музыка. Но феномен религии в ее разнообразных измерениях есть и сложное социальное образование, и область внутреннего опыта и религиозных чувств. Отсюда отправляется третий вариант подхода в религиоведении, который можно обозначить как принцип вовлеченности исследователя в исследуемое, метод испытуемого погружения в переживание конкретной религиозной данности, эксплицируемой как иерофания (манифестация, проявление священного).
Концептуальное основание этого метода заключается в том, что наблюдатель и наблюдаемое, как субъект и объект, неразрывно связаны между собой, взаимообусловлены; являясь друг другу одновременно и причиной и следствием, они конструируют событие, каждый из адептов которого, будучи исключенным, тем самым исключает и все событие целиком. Таким образом, для того, чтобы событию быть необходимо равное участие его адептов, или явное присутствие его участников. Поскольку религию можно рассматривать с разных точек зрения, объективированных в конкретных науках, то все они раскрывают какой-то определенный аспект религиозного бытия, препарированного исходной посылкой. Ценность такого исследования, как мы определили, крайне условна, поскольку, как отмечает Н. Бердяев, «понять тайну всякой религии можно только религиозно. В исследовании религии не только объект, но и субъект должен быть религиозен, субъект должен переживать религиозные ценности» («Новое религиозное сознание и общественность»). Личное переживание, собирающее и организующее конкретный опыт, является источником, пролонгирующим этот опыт вовне. Здесь, в этом поле, возникают религиозные смыслы; и исследование формирования религиозных представлений, механизмов функционирования религиозного сознания и его продуцирования становится одной из центральных задач. Исследователь сам ограничивает себя, когда выстраивает субъектно-объектную дихотомию, пренебрегая собственным опытом. А именно так можно расценить позицию «стороннего наблюдателя», онтологически исключающего себя из существа того круга вопросов, на который надлежит получить ответ. Итак, для того, чтобы исследовать надлежащим образом феномен религии, необходимо быть в контексте религиозности, другими словами необходимо приобретать, а значит иметь, религиозный опыт.
Постулируемая вовлеченность исследователя в контекст религиозного бытия, охваченность бытием, есть в-нем-переживание. Более того, для сущности религиозного сознания становится действительно невозможным сохранение субъектно-объектной дихотомии. Последнее констатирует утрату переживания, суррогат которого все еще пытаются получить, но с действенными потерями для первичного переживания как такового, и только постфактум, поскольку «сознание — это движение, которое постоянно отвергает собственную исходную точку и только в конце обретает веру в себя. Иными словами, сознание — это то, что имеет свой смысл только в последующих фигурах, это новая фигура, которая может обнаружить поздним числом смысл предшествующих фигур» (П. Рикер). Таким образом, пройдя этот исследовательский круг, возможно понимание. И сущность религии можно понять только принимая ее ценности и нормативные правила «игры», то есть в со-знании религиозного способа данности мира конкретной традиции.
Обозначив три подхода в религиоведении, можно заключить, что они выражают не только плюрализм современной культурной ситуации, но и демонстрируют возможности религиозной толерантности, а значит и пластичности сознания. С одной стороны, как культурного обучающего принципа, с другой — как перспективы религиозной синергетики, идущей обратным путем, от секуляризированной рациональной отстраненности и нормативной традиции к эмоциональной вовлеченности.
Другие работы по теме:
Лигвистическая апологетика
Лигвистическая апологетика - направление аналитической философии, своеобразная аналитическая философия религии, толкующая отношения человека с Богом как языковую игру.
Основные законы и принципы экологии
Рассмотрение принципов теории Бари Коммонера, законов минимума, необходимости, пирамиды энергии, понятия сукцессии (последовательная смена сообществ пол влиянием времени), биоценоза, толерантности, сопротивления среды, устойчивости природного сообщества.
Атеистический экзистенционализм
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Атеистический экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все позволено. Иначе говоря, человек живет в мире, где религиозная надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати.
Толерантность 3
Реферат по философии Тема: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» Выполнил: студент 2 курса заочной ф.о. Иванов П.С.. Санкт-Петербург 2010 Введение…………………………………………………………………………3
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Ведизм и язычество
В узком смысле ведическая и языческая культура - суть народная религиозная культура. Общей идейной основой сей культуры является вера в бытие духовного мира и разумного начала в окружающей природе.
Религиозная жизнь в Москве
План. Религиозная жизнь в Москве ...................... 3 Новые тенденции в религиозной жизни Москвы .. 6 Религиозная жизнь москвичей, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей города как в пошлом, так и в настоящем.
Политология
Религиозная концепция. Политическая мысль средних веков.
Роль рынка в эволюции рекламы
Виды рекламы в древности. Регулирование городскими властями. Религиозная реклама. 18 век - колонизация, трансконтинентальные компании. Новые открытия.
Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде
Агеева Н.А. студентка 5 курса психологического факультета РОСИ Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Параграфа
Мау В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России // Вопросы экономики. 1996. № С. 25–41
Диспитуитаризм юношеский
Диспитуитаризм юношеский - дисфункция гипоталамо-гипофизарной системы с увеличением секреции адренокортикотропного гормона и гормона роста, нарушением секреции тиреотропного и гонадотропных гормонов.
Толерантность
Сочинение-рассуждение В Украине проживают люди 134 национальностей. Каждая имеет свою самобытную культуру, историю, традиции. Но всем нам следует быть толерантными по отношению друг к другу.
Нужна ли нам толерантность
Автор: Сочинения на свободную тему Что такое толерантность, наверное, знает не каждый. Вообще это слово толкуется в русском словаре – как умение быть терпимым, снисходительным к поступкам других людей, готовность к примирению. Любой человек должен быть толерантным по отношению к другому. Он должен всегда оценивать свои поступки и отвечать за них.
Религиозная дискриминация 2
Религиозная дискриминация Религиозная дискриминация — ограничение людей в правах по признаку их религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу.
Словарь по культурологии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Религиозная нетерпимость
Введение 1 История 2 Современное положение и практика Список литературы Введение Религиозная нетерпимость — это нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым. Она проявляется как на культурном уровне, так и в качестве части догмы некоторых религиозных групп.
Каролинская белка
Каролинская серая белка в парке Сент-Джеймс (Лондон) Научная классификация Латинское название Sciurus carolinensis Gmelin, 1788 Систематика на Викивидах
Каролинский лес
(англ. Carolinian forest) — биом в восточной части Северной Америки. Характеризуется в первую очередь преобладанием мелколиственных или широколиственных пород деревьев. Термин Каролинский лес используется в основном в Канаде. В США используют термин
Битва на реке Бойн
План Введение 1 Армия Вильгельма III 2 Армия Якова II 3 Битва 4 Потери 5 Итоги 6 Религиозная война 7 12 июля в Северной Ирландии Введение Битва на реке Бойн — (англ. Battle of the Boyne, ирл. Cath na Bуinne) — крупнейшее сражение в истории Ирландии, решающая битва в ходе Славной революции.
Стиль одежды
План Введение 1 Классификация стилей одежды по критериям 1.1 возраст 1.2 пол 1.3 профессия 1.4 социальный статус 1.5 принадлежность к субкультуре 1.6 личный вкус человека
Дин-и иллахи
План Введение 1 Описание доктрины 1.1 История существования религии 2 Религия дин-и иллахи сегодня Список литературы Введение Дин-и иллахи (араб. دين إلهي «божественная вера») — синкретическая религиозная доктрина, созданная могольским императором Акбаром Великим в попытке объединить индуизм, ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства, джайнизма и зороастризма.
Институт креационных исследований
Институт креационных исследований (ИКИ) — религиозная некоммерческая неправительственная организация в США, основанная Генри М. Моррисом в 1972 году, который стал её первым президентом.
Религиозная дискриминация
План Введение 1 Исторический обзор 1.1 Древний мир 1.2 Средние века 1.3 Новое время 1.4 Новейшая история 1.4.1 Российская империя, СССР, СНГ 1.4.1.1 До революции
Олденбарневелт, Йохан ван
План Введение 1 Жизнеописание 2 Двенадцатилетнее перемирие 3 Арест и суд Введение Йохан ван Олденбарневелт (нидерл. Johan van Oldenbarnevelt; 14 сентября 1547(15470914), Амерсфорт — 13 мая 1619, Гаага) — нидерландский государственный деятель и дипломат игравший видную роль во время нидерландской буржуазной революции.
Толерантность в обществе и в практике паблик рилейшнз
Для полноценного толерантного диалога всех субъектов общества необходима дискурсивная демократия, при которой журналистика является средой распространения необходимых установок на взаимопонимание всех групп общества в условиях плюрализма.
Коми
Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне - народ общей численностью 345 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 336 тыс. чел., в т.ч. Республика Коми - 292 тыс. чел.
Заболевания печени у собак
Традиционно в отечественной ветеринарии во всех болезнях так или иначе принято винить печень. Печень принимает активнейшее участие во всех видах обмена веществ, выполняет детоксикационную и целый ряд других, не менее важных функций.