У этого термина существуют и другие значения, см. Род (значения).
Род — по мнению сторонников родноверия, ссылающихся на работы Б. А. Рыбакова, общеславянский бог, создатель всего живого и сущего, упомянутый в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников.
Историю появления Рода в поле зрения специалистов по славянской мифологии Л. С. Клейн излагает так:
В 1846 году И. И. Срезневский рассматривал Рода как дух или привидение в славянской мифологии. Но после открытия в 1850 году С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом об идолах» («Слово святаго Григория изобретено в толпех о том, какое перьвое погани сущее языци кланяшеся идолом и требы им клали») вынужден был пересмотреть свое представление о Роде и уже вскоре писал о нем как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Слову «Родъ» Срезневский, цитируя поучения, дает синоним «геена, огонь неугасимый». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни — мойрами», но и с греческой Тихе, богиней судьбы. В те же годы вышли и специальные статьи о Роде — Д. О. Шеппинга и А. Н. Афанасьева.
Греческий оригинал «Слова об Идолах» посвящен развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам:
«Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — роду и рожанице…».
Оригинальный текст (русск.)
Иже бесятся жроуще матери бесовьстеи афродите богыни. Kopoyне. короуна же боудеть и антихрисця мати. и артемиде. проклятеи. диомисее. стегноражанию и недоношеныи породъ. и бог мужеженъ ... тем же богомъ требоу кладоуть и творять. и словеньскыи языкъ. виламъ. мокошьи. дивЕ. пероуноу. хърсоу. родоу. и рожаници...
Затем этот мотив развенчивания рожаницы и рода развивается и еще более усиливается: речь идет о тех, которые почитают «…проклятого же Осирида (то есть Осириса.) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам роду и рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу роду и рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: так славяне стали ставить трапезу роду и рожаницам».
Оригинальный текст (русск.)
...проклятого же осирида. рожение. мати бо его ражающи оказися. а того створиша богомъ… и от техъ извыкоша древле халдеи, и начаша требы творити своима богома родоу и рожаници. по того рожению. проклятого. и сквьрнаго бога ихъ. осирида того же оирида скажеть книга лъживая и сквьрньная. срачинскаго жьрца. моамеда. и бохмита проклятаго. яко нелепымъ проходомъ проиде, рожаяся. того ради и богомъ его нарекоша… оттоуда же начаша елини. ставити трапезоу. родоу и рожаницамъ. таже егюптяне. таже римляне. даже и до словенъ доиде. се же словене начали трапезоу ставити родоу и рожаницамъ…
В этом тексте христианская Богородица и ее непорочно рожденный сын-Бог должны вытеснить прочих языческих «рожениц» и «родов» с их противоестественными и гадкими обстоятельствами появления на свет.
Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу:
«То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род»
По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.
В XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос:
«не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»
Слависты конца XIX — начала XX века стали на ту точку зрения, что Род — собственное имя забытого славянского бога, а в 1970-90-х Род становится главным славянским божеством в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым. Уже в 1993 г. о концепции Рыбакова иронически отзывается болгарский славяновед Иван Панчовски. В 2004 г. славяновед Л. С. Клейн высказал сомнения в рыбаковской трактовке цитированных выше текстов, показав возможность их прочтения и в случае, если Род — «дух, демон, некая сверхъестественная сила не очень высокого разряда». Н. В. Зубов, а также В. Я. Петрухин[источник?], отказал Роду и в этом. По его мнению, в «Слове об Идолах» род и рожаница последовательно относятся то к египетской «рожаничной» паре, то к халдейской, то к эллинской, римской, и употребляются в нарицательном смысле: род — это «тот, кто родился»; рожаница — это «та, которая рождает».
Резкую критику попытки «ниспровержения» Рода встретили в родноверческой публицистике, в рамках которой существование Рода как верховного божества увязывается с представлением об абсолютном старшинстве славянской мифологической системы по отношению к иудеохристианской и любой другой: по словам Валерия Чудинова, «Л. С. Клейн не знал, что христианство возникло именно из русского язычества и что новая ипостась Рода, Яр, как раз и считается отцом Иисуса Христа» и т. п.
Список литературы
Срезневский И. И. Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков, Университетская типография, 1846.
Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, § 3
Мильков В. В. Древнерусские апокрифы (Памятники древнерусской мысли; исследования и тексты. Вып 1.), Спб., 1999. CC.95,101,333, 366—367.
Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
Азбукин А. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе// Русский философский вестник. 1896. № 2.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1997. CC. 593—634.
Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб, 2004, 480 с.
Н. И. Зубов. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.
Шеппинг Д. О. Опыт о значении Рода и Рожаницы // Временник Московского Общества истории и древностей Российских, кн. IX, с. 25-36.
Афанасьев А. Н. О значении рода и рожаниц // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, кн. 2, полов.1, с. 132—134.
Панчовски И. Г. Пантеонът на древните славяни и митодологията им. София, 1993
Другие работы по теме:
Неомифологическое сознание
Неомифологическое сознание - одно из главных направлений культурной ментальности ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Неомифологическое сознание было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в.
Истоки философии: мифология и религия
Первый философ - Пифагор. Система общих знаний о мире. Раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мифологическое и религиозное миропонимание как предпосылка, предтеча философии.
Контрольная работа по Философии 10
Вопросы: 1. Понятие "мировоззрение". Исторические типы мировоззрения ? 2. Возникновение философии ? 1. ПОНЯТИЕ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ". ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия о происхождении и сущности человека
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего.
Исторические типы философии 3
Исторические типы философии 1)Мифология как форма мировоззрения. 2)Особенности древневосточной философии.(древне индийская и древне китайская).
Понятие, сущность содержание мировоззрения
Мировоззрение шире, чем философия. Мировоззрение - система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально- политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Ферекид
К орфической космотеогонии примыкает мировоззрение Ферекида. Его мифология - плод сознательного мифотворчества. Родина Ферекида - небольшой остров Сирос, расположенный неподалеку от Делоса - центра общегреческого культа Аполлона.
Кельтская мифология
Кельтская мифология широко распространилась по всей Европе в I тысячелетии до н.э, когда кельты расселились по огромной территории вплоть до Британских островов. Она достигла своего максимального развития в последние века до нашей эры.
Скандинавская мифология
Как и остальные народы древности, живущие родоплеменным строем, древние германцы были разделены на различные племена. Это приводило к значительной разнице в их верованиях, в составе племенных божеств, в степени влияние на их воззрения соседей.
Египетская мифология
Египетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.
Мифология Индии
Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.
Мифология скифов
Скифы жили в I тысячелетии до н.э. в степях к северу от Черного моря. Это был народ, говоривший на индоиранском языке, как и древние обитатели Приднепровья, в котором зарождалось восточное славянство.
Мифология. Функции мифа. Мифологические школы
Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение.
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.
Мифология Скандинавии и Германии
Основой мифологии Северной Европы послужили традиции народов, принадлежащих к германо-скандинавской этнической группе — голландцев, датчан, германцев, исландцев, норвежцев и шведов; причем мифология скандинавов представлена достаточно полно.
Римский миф
Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожетсвляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков.
Мифология древней Греции
Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Низшая мифология кельтов
Низшая мифология — мифология суеверий, поэтому ее персонажи зачастую являются предсказателями или предвестниками надвигающегося события.
Бренд как религия
Философская идея того, что сознание современного человека в наш «атеистический» век остается предельно мифологизированным и, в какой-то мере, религиозным уже давно стала общим местом.
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Кельтская мифология 2
Кельтская мифология Никто не может с полной уверенностью сказать, откуда в самом центре современной Западной Европы, на стыке Франции, Германии и Швейцарии, на рубеже 2-го тысячелетия до нашей эры появились воинственные племена, называвшие себя кельтами. Первоначально эти племена ничем особенным не выделялись на фоне своих соседей.
Искусство древнего Египта
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии.
Фейхо-и-Монтенегро, Бенито Херонимо
Бенито Херонимо Фейхо-и-Монтенегро (исп. Benito Jerуnimo Feijoo y Montenegro; 8 октября 1676, Оренсе, Испания — 26 сентября 1764, Овьедо, Испания) — испанский учёный, писатель и монах-бенедиктинец.
XL век до н. э.
XL век до нашей эры — промежуток времени между 1 января 4000 года до н.э. и 31 декабря 3901 года до н.э.. События Возникновение цивилизации в области Плодородного полумесяца (в Месопотамии, в районе современного Ирака).
Кэмпбелл, Джозеф
Введение 1 Биография 2 Джозеф Кэмпбелл и Джордж Лукас 3 Библиография 4 Фильмография 5 Издания на русском языке Введение Джозеф Джон Кэмпбелл (англ. Joseph John Campbell; 26 марта 1904, Нью-Йорк — 31 октября 1987, Гонолулу) — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению.
Ау Ко
Введение 1 Мифология 2 Во вьетнамской литературе 3 Значение 5 Внешние ссылки Введение Ау Ко (Хан ту: 嫗姬, Вu Cơ), согласно вьетнамским мифам, была бессмертной горной феей, взятой замуж Лак Лонг Куаном, драконом-государем Лаков. Она породила мешок яиц, из которых вылупились сто детей, известных как Белые Вьеты, или Юэ — предки вьетнамского народа.
Переливница тополёвая
План Введение 1 Описание 2 Вариабельность 3 Ареал 4 Время лёта и местообитания 5 Гусеница и куколка 6 Замечания по охране Список литературы Введение Переливница тополёвая, или радужница малая[1] (лат. Apatura ilia) — дневная бабочка из сем. Nymphalidae. Илия (римская мифология) — Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, родоначальница римлян.
Блокула
Введение 1 Мифология 2 Прообраз 3 Блокула в современной культуре 4 Гора для шабаша в разных странах Список литературы Введение Блокула (швед. Blеkulla) — одинокая скала посреди моря в Швеции, легендарное место шабаша ведьм.
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".