К. Абдольхофф
Традиция в Таджикистане — это способ жизни и образ мышления населения этого края. Ислам в Таджикистане приобрел в своем развитии новую форму, которая тесно связана с традиционным образом жизни коренных жителей таджикских сел и городов, а также местных кланов, суфийских братств, исмаилитской общины и т. д. Лидеры таких общественных групп происходят чаще всего из привилегированных социальных слоев, таких как сеиды — потомки пророка Мухаммеда, ходжа — потомки правоверных халифов, суфийские шейхи, исмаилитские ишаны и пиры.
Сторонники традиционализма в Таджикистане борются за создание нового исламского социума, за защиту исламской религии от влияния чуждых таджикской культуре политических и культурных течений.
Исламскую партию возрождения Таджикистана (ИПВТ) можно назвать «политизированной общиной», т. е. эта партия имела больше традиционалистский, нежели фундаменталистский характер в своей политической деятельности. Военизированный костяк данной партии состоял из членов махалли (араб. «городской квартал»), можно сказать, традиционной формы совместной жизни таджиков.
На заднем плане суфизма находится так называемый народный ислам, который перенял многие традиционные доисламские обычаи и обряды, такие как вера в магию и чудеса, почитание святых и мест их захоронений (еще до установления советской власти в Таджикистане почти каждый город или селение имели собственные места паломничества: могилы святых, камни, колодцы и т. д.). К святым местам, относятся и те места, где жили суфийские шейхи. Таджики называют их кадамджа, т. е. место, где жили или проходили суфийские авторитеты.
С середины 20-х годов жители малых городов и селений Таджикистана переселялись в большие центры региона. Люди при этом сохраняли и почитали принесенные с собой обряды и обычаи.
Американский востоковед Мехрад Хагайеги дал ответ на основу получения традиционного аспекта ислама у центральноазиатских народов. Во-первых, ислам был принесен в этот регион арабскими миссионерами и торговцами мирным путем. Арабы не практиковали массового уничтожения местного населения, а новые завоеванные земли включили в состав Арабского Халифата. Во-вторых, географическое положение Средней Азии, где происходило соприкосновение культур оседлого и кочевого населения, и определяло мирный характер ислама. В-третьих, в Средней Азии доминировал ислам ханифитского толка, который по своему содержанию и форме не проявлял каких-либо форм насилия. Все упомянутое объясняет и демонстрирует старые местные религиозные верования и отличает ислам в Средней Азии от ислама на Ближнем Востоке во всей его классической форме [1
].
Таджикистан не имеет морских коммуникаций, и его безопасность полностью зависит от стабильности в соседних государствах. В этой республике к середине 90-х годов процесс формирования таджикской нации еще не был завершен. Политические силы, которые пришли к власти в стране в 1993 г., на тот момент имели мало опыта в политическом и экономическом строительстве государства [2
]. Исходя из этого, можно заключить, что Таджикистан, как.монолитное государство, еще не сформировался к тому времени. Во-вторых, эта республика, как соединение различных административных регионов с собственными центрами (Ходжентом, Гармом, Курган-тюбе, Хорогом), до сих пор стоит перед выбором между консолидацией с СНГ, мусульманскими странами или со cтранами третьего мира.
Ислам в Таджикистане служит всегда в качестве базиса самоопределения. В условиях формирования таджикской нации, особенно после крушения Советского Союза, ислам может действовать параллельно и при укреплении национального самосознания и при стимулировании национальной идентичности.
Эйфория по поводу возвращения таджикского общества в лагерь исламского мира после провозглашения республикой национальной независимости в 1992, завершена. Надежда таджиков на широкую финансовую поддержку со стороны состоятельных исламских стран для экономического подъема страны исчезла. Вся помощь этих стран ограничивалась посылкой религиозных миссионеров и литературы, а также финансированием некоторых исламских политических группировок в стране.
Социальные противоречия между религиозными и светскими элитарными кругами таджикского общества, экономический кризис в начале 90-х годов, использование исламских ценностей в политических интригах со стороны различных противоборствующих политических группировок и др. явились результатом сильного воздействия исламского фактора на развитие политического процесса в республике; ислам был втянут в политическое развитие государства.
[1]
Haghayeghi, Mehrdad. Islam and Politics in Central Asia». N.Y., 1995.
[2]
Малашенко А. Ислам в центральноазиатском обществе. Динамика воздействия. Восток, № 5.
Другие работы по теме:
Десакрализация
Обесценивание сакральных (священных) образцов, религиозных представлений, мировоззренческих установок и т.д.
Ислам особенности вероучения и культа
Ислам: особенности вероучения и культа Ислам – возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. Появлению предшествовали учения ханифов – ранняя форма арабского монотеизма. Последователи ислама – мусульмане. Основатель – Муххамед (Магомет) – глава первого мусульманского теократического государства.
Билеты по религиоведению
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Сущность религии. Различные подходы к объяснению религии. Сущность и предпосылки возникновения атеизма как типа мировоззрения.
Христианское вероучение
Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств.
Билеты по религиоведению
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Сущность религии. Различные подходы к объяснению религии. Сущность и предпосылки возникновения атеизма как типа мировоззрения.
Хезболла
Партия Аллаха, Ливан. Организация исламских фундаменталистов шиитсткого толка.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Обычаи, традиции и обряды
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Таджикские традиции
Таджикистан – государство в Центральной Азии – не такой крупный центр туризма, как, например Турция. Но желающих приехать сюда отдохнуть, наверное, не меньше. Туристов манит прежде всего экзотика этой страны. Ее обычаи и традиции, которые в укромных уголках сохранились практически с древних времен.
Административное деление СССР
Введение 1 Общая структура 2 Союзные Советские Социалистические Республики 3 1926 год 4 1939 год 5 1966 год 6 1960-1980-е (кроме РСФСР) 7 1989 год 8 1991 год
Герб Таджикской ССР
Герб Таджикской ССР — один из государственных символов Таджикской ССР. В соответствии со Статьёй 131 Конституции Таджикской ССР (1978), Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики
Амударьинский клад
Введение 1 Общее описание клада 2 Стиль 3 История 4 Галерея 5 Экспонаты из клада Список литературы Амударьинский клад Введение Амударьи́нский клад или иначе Сокро́вища О́кса - коллекция из 170 золотых и серебряных предметов, датирующихся периодом правления Ахеменидов (с 550 и 200 г. до н. э.), найденная в 1877 г. на развалинах древнего городища на берегу реки Амударья (Окс) на территории современного Таджикистана (Древняя Бактрия).
Сонгай империя
Введение 1 История 2 Архитектура Список литературы Введение Сонгай — торговое государство, созданное в XV—XVI вв. народом сонгаи вдоль среднего течения реки Нигер на территории современных государств Мали, Нигер и Нигерия.
Бибиков, Борис Владимирович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре 3.3 Фильмография Список литературы Введение Борис Владимирович Бибиков (1900—1986) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, театральный педагог, лауреат Сталинской премии третьей степени (1950), заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1959).
Юлдашев, Тахир Абдулхалилович
Тахи́р Абдулхали́лович Юлда́шев (Тахир Юлдаш, Мухаммад Тахир Фарук) (2 октября 1968 — 27 августа 2009, Пакистан) — лидер Исламского движения Узбекистана, ветеран Вазиристанской войны. Как лицо, тесно сотрудничающее с международной террористической организацией, находился в списке Совета Безопасности ООН по применению санкций против Аль-Каиды.[1] В средствах массовой информации он получил имя «центральноазиатского террориста № 1» [2].
Аль-Каида в странах исламского Магриба
Организация Аль-Каида в Исламском Магрибе , известная ранее как Салафистская группа проповеди и джихада (араб. الجماعة السلفية للدعوة والقتال (al-jamaa`atu l-salafiyyatu li l-da`wati wa l-qitaal); фр.
Исламский Эмират Афганистан
Введение 1 История 2 Дипломатическое признание Исламский Эмират Афганистан Введение Исламский Эмират Афганистан (пушту د افغانستان اسلامي امارات) — самопровозглашённое частично признанное государство на территории Афганистана.
Католические короли
Католические короли Ф. Гальего, «Мадонна Католических королей» изображает Фердинанда и Изабеллу с детьми, предстоящими перед Богоматерью Католические короли
Среднеазиатский военный округ
План Введение 1 История 2 Военные силы САВО на 1988 год 3 Командующие войсками САВО 4 Источники Список литературы Введение Среднеазиа́тский вое́нный о́круг (САВО) — оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооружённых сил СССР, существовавшее в 1926-1945 и 1965-1989 годах.
Резня евреев в Гранаде
Резня евреев в Гранаде (30 декабря 1066 года или по еврейскому календарю 9 тевета 4827 года) — самая кровавая резня сефардских евреев иберийскими мусульманами на территории мусульманской Испании Аль-Андалус. Погибло более 4 тысячи человек. Поводом к резне послужило недовольство мусульманской толпы тем, что самый важный пост главного визиря при дворе гранадского эмира занял этнический еврей Юсуф ибн Нагрела, которому эмир был многим обязан.[1] После данной резни золотой век евреев в Испании, равно как и относительное мирное сосуществование трёх общих (иудаистской, христианской и мусульм.) в рамках исламского государства (так называемая конвивенсия), окончательно подошли к концу.
Бухарская Народная Советская Республика
План Введение 1 Основные сведения 2 История Введение Бухарская Народная Советская Республика (БНСР; узб. Buxoro Xalq Sho'ro Jumhuriyati, тадж. Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро, перс. جمهوری خلق شوروی بخارا) — государство, возникшее после ликвидации Бухарского эмирата 2 сентября 1920 года. 14 сентября 1920 были окончательно сформированы Ревком и Совет назиров (комиссаров), Бухарская Советская Народная Республика была провозглашена 8 октября 1920.
Муратбаев, Гани
План Введение 1 Биография 2 Память о Гани Список литературы Введение Гани Муратбаев (3 июня 1902 — 15 апреля 1925) — известный общественный деятель, основатель комсомола в Казахской ССР.
Партия исламского возрождения Таджикистана
(тадж. Ҳизби Наҳзати Исломии Тоҷикистон) — оппозиционная политическая партия Таджикистана, единственная исламистская партия, официально действующая на территории Средней Азии.
Бедиль
Мирза Абдулкадир (1644—1721) — поэт и мыслитель, писал на фарси. Родился в Азимабаде (Бенгалия) в семье военнослужащего. С 1685 года до самого конца жизни жил в Дели. Выступал за объединение Индии.
Таджики
Таджики (самоназвание - тоджик), нация, основное население Таджикистана. В России общая численность таджиков - 2136 тыс. чел. (1970, перепись); из них в Таджикистане - 1630 тыс. чел., Узбекистане - 449 тыс. чел., Кыргизстане - 22 тыс. чел.
Татары
Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Общая численность 6.648,7 тыс. чел. (1989). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.).
Ориген
Ориген (185—254 гг.) родился в семье христианина и с юных лет познал гонения на новую веру — его отец был казнен за свои религиозные убеждения. Но это не отвратило молодого Оригена от христианства.