свящ. Михаил Асмус
Поют ли Херувимы херувимскую песнь?
В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил – Херувимов и Серафимов – своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии (Ис. 6: 1-3) как стояние вокруг Него, словно телохранителей на страже своего господина, и возглашение таинственного ангельского восклицания: Свят, свят, свят Господь Саваоф («Господь [Небесных] Воинств»)! Исполнь («полна») вся земля славы Его!
Именно эта, «трисвятая» (поскольку слово свят повторяется трижды), ангельская песнь, дополненная восторженным приветствием: Благословен Грядый («Приходящий») во имя Господне! Осанна в Вышних («Спасение с Небес»)!, которым народ встречал Христа, входящего в Иерусалим (Мф. 21: 9), является одной из обязательных частей Евхаристического канона, большой молитвы, во время которой происходит таинственное пресуществление приносимых на Великом входе даров – хлеба и вина, смешанного с водой – в Святые Тело и Кровь Христовы.
Об этой-то трисвятой песни, исполняемой нами наподобие Херувимов, и говорится в первой части самой распространенной на сегодня «херувимской песни»:
Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе всякое ныне житейское отложим попечение:
«Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…»
Оставление всякой житейской заботы, тревоги, огорчения (в старопечатных книгах здесь так и стоит: печаль) есть непременное условие для предстоящей жертвы христиан своему Богу – жертвы хвалы и мира – во исполнение заповеди Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23-24).
О другом виде ангельского служения говорится в оставшейся части песнопения, выражающей основной смысл момента – подготовку к Причащению Святых Христовых Таин: яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. «…чтобы нам принять в себя Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов».
Хитрое слово дориносимый осталось наполовину греческим: дори – это копье или деревянный шест, обязательная принадлежность телохранителей еще с античных времен, а в Византийскую эпоху дорифор (букв. «копьеносец») означает просто «телохранитель».
Встреча Великого Царя
Со временем торжественная и благоговейная процессия Великого входа побудила уже в этих неосвященных дарах предвидеть Самого Христа, идущего на страдания, точно так же как и другие моменты Литургии постепенно приобрели различное символическое значение. Это предвидение Христа ясно выражено в другой «херувимской песни», исполнявшейся некогда не так редко, как у нас сейчас – в Великую субботу:
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: се бо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися («чтобы быть принесенным в жертву») и датися в снедь («чтобы дать Себя в пищу») верным…
В последней общеизвестной «херувимской песни» мы уже не символически, а совершенно реально встречаем Грядущего Царя. В Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой Великим постом, эта песнь сопровождает принесение ранее освященных Святых Даров – Святого Тела Христова, напоенного Святою Его Кровию – на Престол для причащения священника и людей. В ознаменование преклонения пред нашим Великим Царем, Иисусом Христом, приходящим к нам в Своих Теле и Крови, на все время принесения Святых Даров мы падаем ниц, благоговейно внимая пению:
Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится. «Ныне ангельские силы с нами невидимо служат: ибо вот, входит Царь славы! Вот, принесенная таинственная Жертва [- Христос] сопровождается [ангелами], словно телохранителями!».
Это глубокое созерцание увенчивается сердечным приглашением верующих к Божественной Трапезе: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем! «Приступим с верою и любовью [ко Христу], чтобы стать участниками вечной жизни!»
До скончания века повторяющаяся, но единственная по своему существу Вечеря Господня озаряет своей тайной и человеческий, и ангельский миры, сближая и сродняя нас друг другу через единство Цели нашего бытия, и – как средство в достижении этой Цели – в нашем служении Творцу.
Список литературы
Другие работы по теме:
Концепция ада и рая
В Христианстве Богу принадлежит право определять, попадет ли душа человека в ад или рай. Православная концепция гласит, что после грехопадения прародителей, в ад попадали души всех умерших. Анализ концепции рая в Православии. Понятие ада в православии.
Византийский Эдем: «время-в-пространстве»
Основополагающий образ Эдема византийцам был дан уже первыми листами Септуагинты, представлявшей — в соответствии с этимологией от др.-евр. edеn — "наслаждение" — Эдемом "райский сад", определяемый одним словом — parsdeisoj (Быт. 2:8).
Талмуд
Талмуд (от древнееврейского ла-мейд — учение) представляет собой многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившейся в течение многих веков — с IV в. до н. э. по IV в. н. э.
О почитании ангелов
Гипертрофированный интерес к теме инопланетных цивилизаций возник в безбожном ?? столетии не только благодаря научно-техническому прорыву в космической сфере. В сильном искажении он отразил многовековой опыт человечества.
Проблема происхождения христианства
Исторические условия, культурные предпосылки возникновения христианства. Особенности эволюции первоначального христианства. Становление христианской церкви. Условия, причины разделения церкви. Оформление раскола на восточную и западную ветви христианства.
Иконостас
Возникновение иконостаса. Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным.
Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
В Архангельском соборе Московского Кремля до наших дней сохранилась чтимая икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится на своем историческом месте в иконостасе по левую сторону от царских врат.
Ангелы в Священном Писании
Наименование «ангел» значит «вестник». Этим словом определяется, главным образом, их служение роду человеческому. И человечество от дней своего райского состояния знало об их существовании. Отражение этого факта видим и в других древних религиях.
Христианские обряды
Молитва. Культ икон. Поклонение кресту. Культ реликвий. Культ мощей. "Святые" места. Культ святых.
Непрощенные
Западная стена, стоящая в центре Иерусалима, на иврите называемая Котел Маарави и известная всему миру как Стена Плача, — все, что осталось от легендарного Иерусалимского Храма. Для иудеев эти древнейшие на земле руины, по преданию, освященные благодатью
Бог. Ангелы. Божья кара
Сущность Бога и его имя у разных религий. Древнеегипетская легенда о Сотворении. Проведение параллелей между "Папирусом" и Библией. Вера в сверхъестественных посланцев богов - ангелов. Небесные иерархии и Божья кара в легендах, мифах и преданиях.
Эволюция старообрядчества. Сектантство XVIII в.
Анализ классовой борьбы в России, которая выражалась в религиозных учениях, противопоставлявшихся учению официальной церкви - сектантских движениях. Характеристика и отличительные черты основных направлений старообрядчества - поповщины и беспоповщины.
Об изображении Святой Троицы
Икона Троицы является исповеданием триипостасного единства Бога, не менее полноценным, чем то, которое выражено словом и является источником догматического исповедания Святой Троицы.
по краеведению на тему
В этом же году Шуя была отдана одному из потомков суздальского князя, который и получил свою фамилию – Шуйского. Официально установленная дата образования Шуи – 1539 год
Концепция Эволюции
Структурные результаты эволюции человечества. Наука в структуре эволюционного процесса. Эволюция идеи эволюции.
Загадочный канон Рамоса де Парехи
Историк, изучающий музыкальную культуру в ее совокупности, не может игнорировать любые свидетельства этой культуры, если такие свидетельства способны приблизить нас к адекватному восприятию музыки.
Предменструальный синдром
По современным медицинским классификациям выделяется четыре типа этого синдрома, в зависимости от преобладания той или иной гормональной нестабильности.
Русский вертепный театр в традиционной культуре
В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с Вертепом. Деревенские дети в бумажных коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках -это "персидские цари", пришедшие поклониться Богомладенцу
Франсиско Сурбаран
Франсиско Сурбаран (Zurbaran) (крещен 7.11.1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, — 27.8.1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—1628), с 1628 года — в Севилье. Особенно характерны для Сурбарана были композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта ("Молитва св.
Краткая история иконографии Сербия XIII-XIV вв
Краткая история иконографии. Сербия XIII Васильева А. В. Основные евхаристические композиции Изображения на сюжет установления Господом Таинства Евхаристии сложились еще в ранневизантийский период (VI в.) в двух основных иконографических типах. Один из них, называемый Н.В. Покровским "историческим", иллюстрирует евангельские тексты о Тайной Вечере (мозаика в нефе церкви Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна; миниатюра в евангелии Россано), другой, "литургический"2, повествует о ней в образах актуального обряда причащения (сирийское Евангелие 586 г. монаха Раввулы, Россанский кодекс VI в., дискосы из Риха и из Стума 568-578 гг., Сирия).
Живопись Доменико Цампьери
Творчество Доменикино - поборника академических принципов в искусстве. Анализ его живописной практики, которая полностью игнорируют все завоевания итальянской живописи в области цвета, колорита, светотени, а концентрирует внимание на статическом рисунке.
Южный Ильинский храм
Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. Эта церковь, при постройке в X веке, была посвящена св. пророку Илии.
Греко-буддизм
План Введение 1 История явления 2 Взаимопроникновение культур 2.1 Александр Македонский (331—325 гг. до н. э.) 2.2 Империя Маурьев (322—183 гг. до н. э.)
Две разновидности интертекста в романе В Орлова Альтист Данилов
Две разновидности интертекста в романе В. Орлова "Альтист Данилов" И. А. Суханова Часть 1 В нашей предыдущей работе [1] мы рассматривали семантические преобразования, которым подверглись в тексте романа Владимира Орлова "Альтист Данилов" прямые отсылки к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".