Реферат: Политическая демография - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Политическая демография

Рефераты по социологии » Политическая демография
Политическая демография. План лекции: 1. Политическая демография как область знаний и демографическая политика. 2. Демография и этнополитические конфликты. 3. Электоральная демография (гендерные различая в выборе). 4. Демографическая проблематика в программах политических партий РФ. 5. Уровень вмешательства государства в демографическую ситуацию и его последствия.
1. Политическая демография как область знаний и демографическая политика. Политическая демография изучает комплекс социально – политических последствий демографических процессов как в стране, так и в мире в целом. Тактика проведения политических акций и мероприятий обязательно должны учитывать специфику демографического состава населения. Он оказывает влияние на политические процессы через состав населения - национальный, половозрастной, образовательный и т.п. Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных специальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Демографическая политика может быть представлена как система практических деятельностей, объединенных единой целью – качественное воспроизводство народонаселения. В рамках демографической политики взаимосвязанно сосуществуют следующие направления: социально – демографическая политика, политика населения, семейная политика, миграционная политика, планирование населения, контроль рождаемости, управление демографическим процессами. 2. Демография и этнополитические конфликты

Этнополитические конфликты представляют собой столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, определением ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации, и по крайней мере одним из субъектов является этническая группа (А.Р. Аклаев, "Этнополитическая конфликтология) Человеческие жертвы - наиболее значимый и наиболее зримый результат вооруженных конфликтов. Основные потери несет гражданское население, причем эти потери прямо зависят от интенсивности военных действий и применяемого вооружения, а также, в меньшей мере - от продолжительности конфликта. Даже спустя годы после завершения конфликта, в зонах конфликта сохраняется повышенная интенсивность насильственных смертей - следствие повальной вооруженности населения. Вооруженные конфликты влекут массовые перемещения населения и сдвиги в расселении. Вооруженные конфликты на этнической почве резко меняют этнический состав населения территорий совместного проживания конфликтующих общин. Массовые перемещения, характерные для периода конфликта, существенно изменяют возрастно-половой состав населения. Конфликты не могут не сказаться на репродуктивном поведении населения, которое испытывает сильное влияние неопределенности, неуверенности относительно собственной судьбы, провоцирующих женщину и семью к отказу от рождений либо их откладыванию. Во многом снижение рождаемости - следствие разрыва и ослабления семейных связей, что характерно для конфликтных ситуаций.
3. Электоральная демография.
Электоральное поведение населения является наиболее ярким проявлением его политической активности и важнейшим элементом демократического развития страны. Однако во многих случаях неразработанность теоретических и методологических вопросов политической и электоральной демографии в России не дает возможности исследователям объективно оценить истинную ситуацию, глубину проникновения демократических начал в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь. Порою за общими проявлениями прогрессивных демократических перемен скрываются факты ущемления прав различных социально-демографических групп населения. В частности, на правовом поле России давно уже зафиксировано равенство по половому признаку почти во всех сферах деятельности. В статье 136 Конституции РФ специально оговорено наличие избирательных прав у женщин. Однако законодательное наличие прав автоматически не гарантирует осуществления их на деле, как не гарантирует и их легитимизации в общественном сознании. Анализ электорального поведения в развитых странах показывает, что чем выше уровень демократического и социально-экономического развития страны, тем больше масштабы вовлеченности женщин в выборы как в статусе избирателя, так и избранника. Мониторинги общественного мнения, регулярно проводимые ВЦИОМ, регистрируют гендерные различия в процессе голосования. В массовом сознании существует распространенное мнение, что "наибольший интерес к политике проявляют мужчины". Этот стереотип противоречит многим фактам, доказывающим неоднородность политического поведения женщин и мужчин. В настоящее время трудно организовать и провести результативную предвыборную кампанию без учета избирательной активности женщин. Несмотря на это, в программах многих политических лидеров гендерный подход отсутствует. Электоральное поведение женщин во многом зависит от общественного мнения. И каждый раз в предвыборных кампаниях оно превращается в средство преобразования общества, защиты прав и интересов женской части населения. В сложной социально-экономической ситуации 90-х годов, когда почти все население (в том числе женщины) находится в стрессовом состоянии, испытывает чувство социальной незащищенности, трудно сохранять иерархию жизненно важных ценностей и быть политически активными. В этих условиях наиболее значительными становятся ценности более низкого уровня, чем в условиях социальной и экономической защищенности. Такая ситуация заставляет женщин смещать ценностную иерархию от политических к индивидуальным и семейным ценностям. Если суммировать главные особенности поведения в выборных кампаниях женского электората современной России, то следует отметить: избирательные кампании 90-х годов прошли с заметным разрывом в электоральных установках россиян по полу, что отражает наличие разноплановой гендерной асимметрии в обществе; анализ итогов федеральных выборов и результатов отдельных исследований по электоральному поведению женщин страны позволяет сделать вывод о тенденции повышения голосовательной активности женщин; однако, несмотря на определенный рост активности женщин в политической жизни страны, в массовом сознании недооценивается значение участия женщин в выборах как инструмента построения демократического общества. 4. Демографическая проблематика в программах политических партий РФ.
В настоящее время в России существуют несколько оппозиционных друг другу по демографическому вопросу партий. Первый сценарий - закреплять за Россией и дальше положение сырьевого придатка цивилизованного мира. Согласно этому сценарию, демографическая катастрофа заключается не в депопуляции, а в низких темпах депопуляции. Второй сценарий - восстанавливать страну как мировую державу, которая способна не только на равных выступать на мировой арене, но и являться лидером в решении ряда общезначимых мировых проблем. Проект программы Политической партии "Союз Правых Сил" Горизонт 2007-2017. Вернуть России будущее. обеспечить и поддерживать оптимальный демографический баланс страны, основанный на росте эффективной рождаемости поколений, характеризующийся тем, сколько людей из числа рожденных выживают, социализируются, участвуют в экономической деятельности, становятся взрослыми и приходят на смену своим родителям; построить четкую миграционную политику государства на принципах привлечения на рынок труда недостающих категорий трудоспособного населения из-за рубежа и определения четкого порядка получения ими прав на трудовую деятельность в России, а также гражданства России при условии их приобщения к русскому языку и российской культуре; контролируемая государством миграция необходима стране с убывающим населением; миграционные барьеры не должны строиться по этническому признаку; стимулировать усыновления гражданами РФ детей, оставшихся без родителей, в том числе из стран СНГ; резко повысить доступность детских дошкольных учреждений в том числе путем либерализации рынка услуг по уходу за детьми, включая частные (семейные) детские сады; VII Съезд принял Программное заявление партии "Единая Россия" Первая задача. Сбережение российского народа. Партия провозглашает принцип бережного отношения к каждой человеческой жизни как бесценному достоянию. Существующая сегодня тенденция к сокращению численности населения страны создает прямую угрозу ее суверенитету и государственности. Мы предлагаем программу сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни. Меры профилактики, выявление заболеваний на ранней стадии, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, доступной всем слоям населения, позволят уже в ближайшие годы значительно сократить смертность от заболеваний, наиболее существенно влияющих на продолжительность жизни людей. Программа Коммунистической партии Российской Федерации: Программа-минимум предусматривает первоочередные меры по реализации стратегических целей партии. Эта программа вызрела в самых широких слоях трудящихся. Была поддержана ими на Народном референдуме, в ходе многочисленных протестных акций, манифестаций и собраний. Поэтому в современных условиях КПРФ считает необходимым: - установить власть трудящихся, народно-патриотических сил; - остановить вымирание страны, восстановить льготы для многодетных семей, воссоздать сеть общедоступных детских садов, обеспечить жильём молодые семьи; - национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан; - восстановить ответственность власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установить плату за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10% дохода семьи, прекратить выселение людей на улицу, расширить государственное жилищное строительство. " 5. Уровень вмешательства государства в демографическую ситуацию и его последствия. Искусственный аборт, контрацепция и стерилизация — это формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. В ХХ веке такое вмешательство становится все шире и приобретает массовый характер. Это сопровождается принципиальным изменением юридического статуса и нравственных оценок медицинской репродуктивной практики. Цивилизованный мир — прежде всего государства Европы, США, Россия — пытается освободиться от предшествующей многовековой традиции, по которой аборт подвергался морально-религиозному осуждению и законодательному запрещению. Хорошо известно, что плодоизгнание каралось смертной казнью во всех европейских государствах на протяжении не одного столетия. Вопрос о легализации абортов остается поводом для дискуссий специалистов, демонстраций граждан, заседаний парламентов до сих пор. Острота в обсуждении проблем аборта сохраняется, несмотря на то, что эта проблема «стара как мир». Исторически отношение врача к аборту является одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Это объясняется тем, что проблема аборта концентрирует в себе отношения между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания. Рассмотрев проблему аборта на каждом из этих уровней, можно ответить на вопрос, почему она является основной и принципиальной проблемой современной биомедицинской этики. Осуждение уголовного наказания матери и врача было итогом работы XII Пироговского съезда в 1913 году. Тем не менее, на съезде и после него, в обсуждениях его итогов, основная тенденция в российском врачебном мире — моральное неприятие аборта — сохраняется. Так, например, д-р Л. Личкус, выступая на XII Пироговском съезде, говорил: «Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств — симптом болезни современного человечества». Российские врачи с тревогой констатировали образование особого класса «профессионалов-плодоистребителей», нелицеприятно называя их «выкидышных дел мастерами». В первом русском Уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается среди видов смертоубийства. Согласно статьям 1461, 1462 Уложения о наказаниях 1885 года, искусственный аборт карался 4-5 годами каторжных работ, лишением всех прав состояния, ссылкой в Сибирь на поселение. Новое Уголовное Уложение 1903 года смягчает меры пресечения. «Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач — от 1,5 до 6 лет» Динамика юридических санкций — от смертной казни до полной легализации (не только в России, но и в Европе) — естественно ставит вопрос о причинах таких кардинальных перемен, происходящих в течение последних ста лет. Ответ на этот вопрос предполагает выход на уровень социально-политических процессов. Долгое время полагали, что рост числа искусственных выкидышей стимулировали экономические основания — тяжелые материальные условия, нужда, бедность. Но эти аргументы не выдерживали критики уже в предреволюционной России, когда статистика свидетельствовала о практически равном числе абортов среди обеспеченных слоев населения и в малообеспеченных семьях.