Реферат: Психологическое направление в социологии 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Психологическое направление в социологии 2

Рефераты по социологии » Психологическое направление в социологии 2

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Уральский Государственный Технический Университет – УПИ»


Кафедра Бухгалтерского учета анализа и аудита


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Социология

на тему: «Психологическое направление в социологии»


Студент:

Факультета: Заочного .

Специальность: ЭБУ .

Курс: I .

Шифр: .


ПРОВЕРИЛ:


2008 г.

Содержание




Введение

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, из­вержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди дру­гих людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди дру­гих людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между со­бой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мысли­телей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика — наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с из­мерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов — в мудрых, с философским под­текстом советах по различным житейским вопросам.

Одним из направлений социологии является психологическое. Именно ему посвящена данная контрольная работа.

Цель работы – проанализировать особенности психологического направления в социологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- изучить теоретическую литературу по выбранной теме;

- описать процесс возникновения психологического направления;

- рассмотреть разновидности психологического направления;

- изложить заслуги психологического направления;

- охарактеризовать течения психологического направления;

- сделать обобщающие выводы.

Предмет исследования – особенности психологического направления в социологии.

Объект исследования – психологическое направление в социологии.

Методы исследования – изучение теоретической литературы, анализ, сравнение и др.

Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения. Прилагается список использованной литературы.

Материалы работы могут быть использованы студентами при подготовке к практическим и семинарским занятиям.


1. Возникновение психологического направления

Психологическое направление в социологии образовалось в конце XIX – в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения, и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей психологического направления в социологии.

Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего психологического направления – стремление искать ключ к объяснению всех обществ, явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или общества.


2. Разновидности психологического направления

Разновидности психологического направления в социологии выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов.

Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологической эволюционизм. Развитие общества рассматривалось как часть космической эволюции, которая носит направленный характер, т.е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными факторами объявлялось либо желание индивида (голод, жажда), либо «сознание рода», «коллективный телезис», делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов.

Инстинктивизм искал основу общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М.Лацарус, Х.Штейнталь) основной исторической силой объявляли «народный дух», выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках психологического направления разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) – анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и «иррациональности толпы» и др.

Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный общественный факт в том подражании одного индивида другим.

Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в качестве первичных факторов общества рассматривали представления, которые люди составляют друг о друге.

Сконцентрировав внимание не непосредственном взаимодействии индивидов в рамках «первичных групп», Кули отождествил общественные отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием.

Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.


3. Евгений Валентинович Де Роберти – один из представителей

психологического направления

Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де Роберти.

В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают «существенные законы, управляющие нашим поведением». Задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, юриспруденция, политика и т.д. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество.

Значительно позже Де Роберти отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условия и объективные законы общественного развития. Не смотря на то, что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как «основном факторе» социологии. В социальной эволюции Де Роберти четко проявился психологизм.

По мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие – общественные группы – личность – наука – философия – искусство – практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали основой его теории «четырех факторов цивилизации», и им уделялось особое внимание. Человек превращается в разумное существо под «влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания», с этого начинается развитие цивилизации. Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.

По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.


4. Заслуги психологического направления

Заслугой представителей психологического направления являлось то, что они привлекали внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

К тому же успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразные знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.


5. Характеристика течений психологического направления

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм – межличностные взаимодействия.

Психологический эволюционизм.

Сторонники психологического эволюционизма Уорд Л.Ф. и Гидден Ф. считали, что «социальные силы – это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека. Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.


Инстинктивизм.

Основоположник У. Мак-Дуголл, считал, что основа социальной жизни связана с биологическими наследуемыми инстинктами.

Психология народов.

«Психология народов» признает главной силой истории «народный дух» или «дух целого». Основная задача сторонников концепции – это познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов. Основоположники теории – М.Лаирус, В.Вундт.

Групповая психология.

К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.

Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век – век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития – «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.

Теория подражания (интеракционализм).

Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы – это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктами индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений – обновляющая мысль, а закон всемирного повторения – основной закон общественной жизни.

Психоаналитическая ориентация.

К XX веку психоаналитические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.

Основоположники Зигмунд Фрейд полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Это могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Основным у Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.

Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами – одна из основных идей социальной теории психоанализа.

Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.

Другая важная проблема, затронутая в концепции Фрейда – вопрос, что объединяет людей в человечество.

По мнению Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не сексуальной, а превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции Фрейда – найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как это сделать? С одной стороны Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.

Неофрейдизм.

Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от З. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

Функции социального характера Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой – природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общества? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества – коммунитарный социализм.


Заключение

Социология как научное знание возникла в середине XIX в. в Запад­ной Европе. Стремительное развитие буржуазного общества, измене­ние его социальной структуры и механизмов функционирования по­требовали новых знаний, новой общественной науки.

Психологическое направление в социологии образовалось в конце XIX – в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п. стала развиваться психологическая социология.

Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де Роберти.

В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают «существенные законы, управляющие нашим поведением». Задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, юриспруденция, политика и т.д.

Заслугой представителей психологического направления являлось то, что они привлекали внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм – межличностные взаимодействия.

Библиографический список


Дружинина Н.С. Социология. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 365 с.

Кравченко А.Н. Социология. – М.: Просвещение, 1997.- 412 с.

Словарь по социологии. – М.: Просвещение, 1998. – 489 с.

Уваров И.Н. Социальное проектирование и прогнозирование.- М.: Просвещение, 1999.- 216с.

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методика, программы, методы.- М.: Импульс, 1999. – 256 с.

Ярмолина У.А. Социальное проектирование.- М., 1999.- 158с.