Доклад: «Профориентация
и трудоустройство молодёжи»
В современной России
ослабли роль и значимость трудового воспитания подрастающего поколения. В
развитие данной тенденции привнесли свою лепту и некоторые СМИ: печатные
издания и телеканалы, особенно центральные, часто способствуют потребительскому
отношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к становлению человеческого
достоинства в труде на благо семьи, родного села, города, региона.
Возраст накладывает
отпечаток на представления о перспективной работе. Молодежь, например, в первую
очередь ориентирована на получение специальности для работы в банковской сфере,
маркетинге, рекламе. Питает иллюзии молодое поколение и о возможности сделать
легкую карьеру в юриспруденции и экономической сфере. Увы, наука,
промышленность и сельское хозяйство, строительство и архитектура,
информационные технологии, как показывает практика, – совсем не те сферы, на
которые ориентируется сегодня молодежь. Многие ребята совершенно не
представляют себе, «кем быть» и куда поступать.
Государство гарантирует
молодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации,
социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и моральной
неподготовленности к конкуренции на рынке труда молодым людям достаточно сложно
реализовать данное право. Это обусловлено также такими факторами, как
отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями молодежи к
размеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.
К указанным выше
факторам добавляются и другие, не менее негативные. Дело в том, что переход
российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению
принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. В результате молодежь
оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. В
частности, наблюдается увеличение численности работающих не по специальности
выпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных
заведений.
Сегодня этот процесс
осложнен кризисными явлениями переходного периода. Ситуация, сложившаяся на
рынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями.
Во-первых, производство
испытывает недостаток в специалистах с практическими навыками работы
(производственная практика) в машиностроительной, энергетической,
сельскохозяйственной, медицинской, образовательной и других сферах. Во-вторых,
российское образование излишне теоретизировано, школьные программы не отвечают
требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда. И
в третьих, у выпускников школ часто отсутствует личная мотивация в получении
специальности.
Необходима
государственная воля
Выбор профессии –
важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная
профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на
личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.
Для миллионов молодых
людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Где
сегодняшний российский школьник может получить грамотную профессиональную
консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать
профессиональный путь? Таких примеров очень мало.
А вот в США, на которые
часто ориентируются либералы (представители идейного и
общественно-политического течения, объединяющего сторонников представительного
правления и свободы личности, а в экономике - свободы предпринимательства),
эта работа ведется. Еще в 1994 году Конгресс США принял акт, который был назван
«Школа — работе». В соответствии с этим документом главным национальным
богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные,
обучаемые и гибкие кадры. Этот документ ориентирует специалистов системы образования
на подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере, на объединение
академических и профессионально-технических знаний. Не забыты необходимость
формирования у школьников личных целей и планов собственной карьеры в реальной
экономике, влияние на заблаговременный выбор молодым человеком будущего
рабочего места, а значит и на сокращение безработицы среди молодежи. Особо
указывается в акте важность связи между образовательными учреждениями и
предприятиями.
Говоря о
профориентационной работе в Российской Федерации, что решение проблемы
безработицы стало необходимым.
С одной стороны,
потребность в проведении качественной и крупномасштабной профориентационной
работы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, которые
занимаются трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда и
социального развития от 27 сентября 1996 года было утверждено «Положение о
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской
Федерации».
С другой стороны, межведомственная
разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования
не отвечают за профессиональное самоопределение выпускников и их подготовку к
выбору специальности, обучению и трудоустройству.
Любимая профессия как
условие социальной адаптации
Особую актуальность в
период кризиса приобрела задача создания условий для социально-экономической
адаптации молодежи, ее включения в систему трудовых отношений. Давно назрела
необходимость введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной
школы, обеспечение предпрофильной подготовки школьников.
Результаты опросов
выпускников школ и школьников старших классов свидетельствуют, что участие
школы крайне необходимо в подготовке к взрослой жизни, выбору профессии. Да и
практика показывает, что шансов найти хорошую работу больше у тех, кто еще в
школе интересовался избранной специальностью, участвовал в кружках юных
техников, а также у тех, кто начал работать, будучи еще студентом.
В данной связи важно
формировать у учащихся начальные представления о трудовой деятельности, о
рабочих специальностях. Не последнюю роль в выборе профессии молодым человеком
должна сыграть пропаганда обучения, проводимая в любом техникуме или вузе.
В целом для реализации
программ профориентации учащихся, а значит, и профилактики потенциальной
безработицы, следует, предпринять следующее:
Первое. Необходима
разработка государственной базовой программы, которая будет максимально
отражать практическую направленность и профориентацию школьников, предусматривать
специальные факультативные курсы на базе имеющихся профтехучилищ, техникумов,
высших учебных заведений, (а может быть, и на современной базе реального
бизнеса???)
Второе. При создании
межшкольных учебно-производственных мастерских, цехов и комбинатов трудового
обучения и профориентации оснащать их современным оборудованием и
укомплектовывать высококвалифицированными кадрами преподавателей и мастерами
производства. При этом особое внимание обратить на функционирование подобных
учебно-производственных учреждений в сельских районах.
Третье. На курсах
переподготовки при институтах повышения квалификации работников образования
ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.
Несомненно,
профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении
школьников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей,
возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах
развития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому
– исключительно государственной задачей. Ее решение позволит поднять престиж
нашего Отечества как страны высоких технологий, производительности труда, а
значит, и достойного уровня жизни граждан.
Другие работы по теме:
Трудоустройство молодых специалистов
1) Проблема исследования: в наше время очень трудно устроиться на работу студенту по специальности, ведь жизнь современного студента проходит в сложных условиях, в ситуации социально-экономических преобразований. Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере.
Программа исследования Трудоустройство по специальности
Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. В нашем обществе проблемы труда, трудоустройства с каждым днём всё больше углубляются, приобретая сложный, неразрешимый характер и тем более принципиальное значение получает разработка путей решения задач общественной практики.
Пять проблем современной молодежи России
ПЯТЬ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ РОССИИ Молодой человек стоит перед проблемой — стать самостоятельным, занять свое место в жизни. Перед ним стоит множество проблем, которые необходимо
Технологии социальной работы с лицами БОМЖ
Тема 1: Технологии социальной работы с лицами БОМЖ. Проблемы лиц БОМЖ. Учреждения, оказывающие помощь лицам БОМЖ. Этапы оказания помощи лицам без определенного места жительства.
Гонзага, Алоизий
Введение 1 Биография 2 Прославление Гонзага, Алоизий Введение Алоизий Гонзага (итал. Luigi Gonzaga, 9 марта 1568(15680309), Кастельоне-дель-Стивере, Италия — 21 июня 1591, Рим, Италия) — святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена иезуитов, покровитель молодёжи и студентов.
Социальная работа в молодёжных организациях
Современная ситуация в России, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности.
Басня И.А. Крылова Обоз
Басня И.А. Крылова "Обоз" Автор: Крылов И.А. Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.
Будущее страны в наших руках
Автор: Сочинения на свободную тему Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только верить Ф.И. Тютчев 2009 год в России был объявлен Годом молодёжи. С молодёжью связаны надежды любого государства. «Сегодня России остро необходимы хорошо образованные, энергичные люди, умеющие принимать яркие, интересные решения.
Кем быть?
Все работы хороши выбирай на вкус. Значит это общество нуждается в коренной перестройке. И перестраивать его придётся нам, молодым людям. А для этого необходимо учиться. Так может быть стать профессиональным революционером чтобы разорвать этот круг?
Античность 4
Я всегда восхищался людьми, которые многого добились в этой жизни, и всегда задавал им один и тоже вопрос: «А с чего начинался …..?». Им было интересно рассказывать,
Каланта, Ромас
Введение 1 Биография 2 Память 3 Награды Список литературы Введение Ро́мас Каланта (лит. Romas Kalanta; 22 февраля 1953 года, Алитус, Литовская ССР, СССР — 14 мая 1972 года, Каунас, Литовская ССР, СССР) — литовский диссидент. Стал известен после совершённого им акта самосожжения[1].
Коммунистический союз молодёжи Китая
Введение 1 История 2 Организация 3 Первые секретари комсомола Введение Коммунистический союз молодёжи Китая (кит. 中国共产主义青年团, пиньинь Zhōngguу Gтngchǎnzhǔyм Qīngniбntuбn, палл. Чжун-го Гун-чань-чжу-и Цин-нянь-туань; аббревиатура: кит. 共青团, пиньинь Gтngqīngtuбn, палл.
Зинзивер группа
«Зинзивер» — литературная группа и творческое содружество воронежской молодёжи, возникшее 25 декабря 1988 года. Среди членов были Андрей Болин, Рамиль Бесермен, Татьяна Повалюхина, Игорь Подколзин (мон. Лаврентий Задонский), Дмитрий Чугунов, Мария Спасенникова. В собраниях участвовали Алексей Мельников, Татьяна Шепелева, Александр Ефремцов, Алексей Любушкин, Светлана Владимирова.
Коммунистический союз молодёжи Западной Украины
, КСМЗУ (укр. Комуністична спілка молоді Західної України, польск. Komunistyczny Związek Młodzieży Zachodniej Ukrainy, KZMZU) — политическая молодёжная организация Западной Украины. КСМЗУ работал под руководством Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ). Пребывал в подполье.
Лонго, Луиджи
Введение 1 Личная жизнь 2 Биография 3 Награды Список литературы Введение Луиджи Лонго (итал. Luigi Longo, 15 марта 1900, Фубине, провинция Алессандрия — 16 октября 1980, Рим), деятель итальянского и международного рабочего движения.
Зелёная лампа
«Зелёная книга» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д.
Тупамарос
Введение 1 Исторический контекст 2 Радикализация молодёжи в Уругвае 3 Появление Тупамарос 4 История Список литературы Введение Тупамарос или Движение национального освобождения (исп. Tupamaros, Movimiento de Liberaciуn Nacional) — леворадикальная уругвайская организация, первой в мире начавшая в 60-70-х гг. применять тактику городской герильи[1].
Институт истории СО РАН
Введение 1 История ИИ СО РАН 2 Кадры 3 Проекты и исследования 4 Структура института 5 Адрес Введение Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) — научно-исследовательское учреждение в сфере исторической науки в составе Сибирского отделения РАН Российской академии наук.
Латвийское отделение АКМ
Введение 1 Интересные факты Список литературы Введение Латвийское отделение АКМ — зарегистрированное общественно-политическое движение в Латвии[]. Является региональным отделением всесоюзной организации Авангард красной молодёжи. Имеет отделение в Риге.
Глинкова гвардия
Гли́нкова гва́рдия (словацк. Hlinkova garda — Глинкова Гарда) (HG) — полувоенная организация Словацкой Народной Партии в 1938—1945, своё наименование получила в честь Андрея Глинки.
Занд, Карл Людвиг
Карл Людвиг Занд (нем. Karl Ludwig Sand; 5 октября 1795 — 20 мая 1820) — убийца Коцебу. Изучал богословие в Тюбингене; в 1815 вступил волонтёром в число баварских вольных стрелков. После заключения мира продолжал научные занятия в Эрлангене и Йене, увлекаясь господствовавшими тогда в среде молодёжи политическими идеями; принадлежал к числу устроителей Вартбургского празднества.
Государственная молодёжная политика в Российской Федерации
План Введение 1 Развитие молодёжной политики в России за 15 лет 2 Молодёжная политика в России сегодня Список литературы Введение Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. [1] Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Рабочий молодёжный союз
Рабочий молодёжный союз , болг. Работнически младежки съюз, произносится ремс) — молодёжная организация, объединяющая трудовую молодёжь Болгарии. Его члены назывались ремсисты.
Молодёжный отряд
Молодёжный отря́д , в СССР и Российской Федерации формирование молодых людей из числа студентов, как правило, для заработка в летнее (или иное каникулярное) время (Студенческий строительный отряд). Также встречаются отряды по специализациям — Оперативный комсомольский отряд и др.
Сераковский, Сигизмунд Игнатьевич
Сигизмунд Игнатьевич Сераковский Зы́гмунт Серако́вский (польск. Zygmunt Sierakowski); 18 (30) мая 1826, с. Лисовое Луцкого уезда Волынской губернии (теперь Маневичский район Волынской области, Украина) — 15 (27) июня 1863) — капитан русского Генерального штаба, участник польского восстания 1863—1864 годов.
Смоле, Янко
Янко Смоле (словен. Janko Smole; 2 июня 1921, Любляна, Королевство Югославия — 11 июня 2010, Любляна, Словения) — югославский и словенский политический деятель, председатель Исполнительного веча Социалистической республики Словения (1965—1967), федеральный секретарь финансов СФРЮ (1967—1974).
Эйберн, Мартин
Мартин Эйберн (англ. Martin Abern, настоящая фамилия — Абрамович, впоследствии Абрамовиц; 2 декабря 1898, Бессарабская губерния — 1949) — американский общественно-политический деятель марксистского толка, один из лидеров молодёжного коммунистического движения и основателей троцкистского движения в США.
Гувернёр, Ливия
Ливия Маргарита Гувернёр Камеро (исп. Livia Margarita Gouverneur Camero, 15 июля 1941 — 1 ноября 1961) — венесуэльская революционерка, участница борьбы против диктаторских режимов в стране, символ леворадикальной молодёжи Венесуэлы.