Êîíöåïöèÿ èçó÷åíèÿ êóëüòóðû Ô.Íèöøå
.
Прежде, чем начать рассмотрение непосредственно концепции изучения культуры, мне хотелось бы немного остановиться на самом философе. Обратимся к энциклопедии (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”):
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной личности ("Так говорил Заратустра", "Воля к власти") сочетался у Ницше с романтич. идеалом "человека будущего".
Из этой краткой выдержки трудно представить себе философа, а тем более человека. Однако то, что мы, столетие спустя читаем его работы, мыслим и спорим над ними, несомненно, говорит о незаурядности этого человека. Душевная болезнь, к сожалению, приблизила его смерть, но, по моему мнению, также усилила его индивидуальность. Наверное, Ницше немало задумывался о таком понятии, как культура, если его отношение к ней упомянуто в энциклопедической статье.
Сейчас я приведу цитату самого мыслителя о том времени, в котором он жил. Разве не напоминает она нам, жителям другого века о современности?
“Воды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации снова разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Никогда мир не был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и благостью”.
Так в те времена философ смотрел на культуру. Видя мир во всеобщей спешке и возрастающей быстроте, в прекращении созерцательности и уничтожении простоты, он воспринимал это как симптомы полного истребления и искоренения культуры. По его мнению, даже культурный человек и тот превратился в величайшего врага культуры в своем слепом отрицании общей болезни и препятствии врачам. Мир во власти грубых и злых сил - " эгоизма приобретателей и военной тирании”.
Характеризуя современность как эпоху атомов и атомистического хаоса, Ницше был уверен в необходимости атомистической революции. И здесь он рассматривал мельчайшие, неделимые частицы человеческого общества, то есть человеческий образ с трех известных концепций: как человека Руссо, человека Гете и человека Шопенгауэра. Из них первый образ самый зажигательный, и ему обеспечено широчайшее влияние; второй создан лишь для немногих, именно для созерцательных натур и непонятен для массы. Третий, и наиболее близкий Ницше, ищет в качестве зрителей, самых деятельных людей, ибо лишь таковые в состоянии без вреда взирать на него; созерцательных же он ослабляет, а толпу пугает. По мнению Ницше, этот третий образ и следует взять за основу в деле спасения мира.
Мы должны научиться добровольно обрекать себя на страдание - страдание правдивости - как выражался Ницше, ибо “быстрейшее животное, которое доведет вас до совершенства, и есть страдание”. Счастья нет, есть только героический жизненный путь. Став “порядком злым” и правдивым, сильным в самозабвении во имя своей веры человек совершает этот жизненный путь. Но тут, быть может, ему уготовано разочарование, нечто невыразимое, по сравнению с которым счастье и истина лишь очертания. ”Никогда человек не найдет того, чего он ищет”.
Мыслями о человеке Ницше вводит нас в понимание культуры. Ибо культура, по его мнению, есть “дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой”. Первое посвящение в культуру наступает в момент признания величия какого-нибудь человека и отдания ему своего сердца. Вторая ступень посвящения - переход от внутренних переживаний к оценке внешнего мира: его осознанию и непременному действию - борьбы за культуру. Здесь, однако, следует быть осторожным, ибо существует род “эксплуатируемой и взятой в услужение культуры”. Те силы, которые активнее всего поддерживают культуру, питают при этом задние мысли.
Это, прежде всего, эгоизм приобретателей, которые видят в ней цель и меру. Во-вторых, эгоизм государства, подчиняющего культуру в помощь существующему порядку. В-третьих, лицемеры, использующие внешний лоск для прикрытия скудного и безобразного содержания жизни. В-четвертых, эгоизм науки, разумеющий под культурой содействие науке в деле познания мира в стороне от страдающего человека.
“Сколь усердно все четыре совместно размышляют над тем, как им помочь себе при посредстве культуры, столь же вялы и бездумны они, когда не затронут их интерес”.
Таково мое понимание концепции изучения культуры Фридриха Ницше с использованием цитат самого автора.
Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà:
* Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ Êèðèëëà è Ìåôîäèÿ 97ã. íà CD.
* Íèöøå Ô. Èçáðàííûå ïðîèçâåäåíèÿ. Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1993.
Работу выполнила:
студентка 3 курса Географ. Ф-та отд. “Менеджмент в соц. Сфере”
Туник Мария.
Другие работы по теме:
Сверхчеловек по Ницше
Сущность сверхчеловека. Причины возникновения концепции. Роль сверхчеловека в жизни человека.Рациональное зерно в концепции сверхчеловека.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Ф. В. Ницше об эстетике
В конце 19 в. в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философствования. С отрицанием и пересмотром классических эстетических ценностей выступил Ф. Ницше.
Философия сверхчеловека по Ницше
Сверхчеловек по Ницше. В одной из своих работ “Так говорил Заратустра”, Ницше приводит весьма любопытный пример, суть которого в следующем. В некоем городе (название и время действия не суть важно, в первоисточнике не указываются) есть две высоких башни. Между ними натянут канат, высоко-высоко над улицами города.
Биография Ницше
Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах.
Философия жизни Ф.Ницше
В период последней четверти XIX в. возникло и постепенно усиливалось влиятельное течение, получившее название «философия жизни», основы которой были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии и А. Бергсоном во Франции.
Философия Ницше 5
Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной.[1] Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума.
Великие философы
Фридрих Вильгельм Ницше Фридрих Вильгельм Ницше — немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.
Биография Ф.Ницше и его вклад в этику
Поволжская академия Государственной службы имени П.А.Столыпина. Биография Ф.Ницше и его вклад в этику. Работу выполнил: Студент 1-го курса Очнойной формы обучения
О позиции Ницше по отношению к гедонизму
Ницше - материалист, интенсивно сосредоточенный на творческой способности человека преобразовывать материальный мир гением искусства. Нематериальное счастье в творческом взаимодействии с материей. Деятельность интеллекта.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Атеизм и нигилизм
В "Веселой науке" Ницше замечает, что "величайшее из новых событий - что "Бог умер" и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия - начинает уже бросать на Европу свои первые тени...
Последний философ
Не случайно сегодня наследие Ницше так соблазняет его толкователей от самых разных идеологий - от национал-социалистов до постмодернистов. Но все они берут от автора "Заратустры" только то, что им выгодно.
Переплетение интеллекта и чувств
Интеллигентный человек всегда неприкаян душой, так как, к сожалению, постоянно не вписывается ни в то время, в котором существует, ни в то окружение, с которым общается. Поэтому он и отыскивает в философии Ницше - нити переплетения.
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Конец легенды
Современные исследователи возвращают доброе имя Фридриху Ницше.
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Сверхчеловек и порядок рангов
Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния.
Критика морали
Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок.
Эстетика силы в философии Ницше
Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше.
Проблемы религии в “философии жизни”
В первой половине XX в. “философия жизни” являлась крупным философским течением на Западе. Она оказала значительное влияние на умонастроения и мировоззрение европейской интеллигенции.
Политико-правовое учение Ф. Ницше
Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил.
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Печаль и радость в стихотворении Александра Блока Незнакомка
Стихотворение «Незнакомка» написано в 1906 году. К этому времени поэт поменял свое мировоззрение, и тема любви стала изображаться несколько иначе, чем раньше в его творчестве. В начале века Блок, как и многие поэты того времени, увлекся философией Ф. Ницше, которая трактует развитие истории и цивилизации в цикличности.
Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое как Ф. Ницше
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое "как" (Ф. Ницше) Автор: Сочинения на свободную тему Я абсолютно согласна с высказывание Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»” Автор поднимает одну из важнейших человеческих проблем - проблему смысла жизни.
Фридрих Ницше — Воля к власти
Эту книгу окутывает какая-то страшная тайна. По масштабам лжи и небылиц, нагроможденных вокруг «Воли к власти», эта книга удерживает пальму первенства, по крайней мере, в XX веке.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
по Экономике, бухгалтерский учет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕФТЕЮГАНСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ СПО « ЗЛАТОУСТОВКИЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По специальности: