Основные
положения
этой теории
были сформулированы
американскими
социологами
Дж . Мидом и Р
. Минтоном , а
также активно
разрабатывались
Т. Парсонсом
. Вот основные
положения
этой теории
.
Ролевая
теория личности
описывает её
социальное
поведение
2-мя основными
понятиями: “
социальный
статус “ и “
социальная
роль “ .
Каждый
человек в
социальной
системе занимает
несколько
позиций . Каждая
из этих позиций
, предполагающая
определённые
права и обязанности
, называется
статусом. Человек
может иметь
несколько
статусов. Но
чаще всего
только один
определяет
его положение
в обществе .
Этот статус
называется
главным или
интегральным.
Часто бывает
так , что главный
статус обусловлен
его должностью
( например , директор
, профессор ) .
Социальный
статус отражается
как во внешнем
поведении и
облике (одежде
, жаргоне ) , так
и во внутренней
позиции ( в
установках
, ценностях ,
ориентациях
) .
Социологи
отличают
предписанные
и приобретённые
статусы . Предписанный
- значит , навязанный
обществом вне
зависимости
от усилий и
заслуг личности
. Он обуславливается
этническим
происхождением
, местом рождения
, семьёй . Приобретённый
( достигнутый
) статус определяется
усилиями самого
человека ( например
, писатель , ген
. секретарь ).
Выделятся
также естественный
и профессионально-
должностной
статусы . Естественный
статус личности
предполагает
существенные
и относительно
устойчивые
характеристики
человека ( мужчины
и женщины , детство
, юность ) . Профессионально
- должностной
- это базисный
статус личности
, для взрослого
человека , чаще
всего , являющийся
основой интегрального
статуса . В нём
фиксируется
социальное
, экономическое
и производственное
положение (
банкир , инженер
, адвокат ) .
Социальный
статус обозначает
конкретное
место , которое
занимает индивид
в данной социальной
системе . Совокупность
требований
, предъявляемых
индивиду обществом
, образует
содержание
социальной
роли . Социальная
роль- это совокупность
действий , которые
должен выполнить
человек , занимающий
данный статус
в социальной
системе . Каждый
статус обычно
включает ряд
ролей .
Одна
из первых попыток
систематизации
ролей была
предпринята
Т .Парсонсом.
Он считал , что
каждая роль
описывается
5 основными
характеристиками
:
эмоциональной
- одни роли
требуют эмоциональной
сдержанности
, другие - раскованности
;
способом
получения -
одни предписываются
, другие завоёвываются
;
масштабом
- часть ролей
сформулирована
и строго ограничена
, другая - размыта
;
нормализацией
- действие в
строго установленных
правилах , либо
произвольно;
мотивацией
- на личную
прибыль , на
общее благо
.
Социальную
роль следует
рассматривать
2-х аспектах
:
ролевого
ожидания
ролевого
исполнения.
Между
ними никогда
не бывает полного
совпадения
. Но каждый из
них имеет большое
значение в
поведении
личности . Наши
роли определяются
прежде всего
тем , чего ожидают
от нас другие
.Эти ожидания
ассоциируются
с статусом,
который имеет
данная личность
.
В
нормальной
структуре
социальной
роли обычно
выделяются
4 элемента :
описание
типа поведения
, соответствующего
данной роли
;
предписание
( требования
) , связанные
с данным поведением
;
оценка
выполнения
предписанной
роли ;
санкции
- социальны
последствия
того или иного
действия в
рамках требований
социальной
системы . Социальные
санкции по
своему характеру
могут быть
моральными
, реализуемыми
непосредственно
социальной
группой через
её поведение
( презрение )
, или юридическими
, политическими
, экологическими
.
Следует
отметить , что
любая роль
не является
чистой моделью
поведения .
Глав-ным связующим
звеном между
ролевыми ожиданиями
и ролевом
поведением
слу-жит характер
индивида . Т
. е . поведение
конкретного
человека не
укладывается
в чистую схему
.
Другие работы по теме:
Социология как наука
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
Социологическое знание. Основные понятия
Социологическое знание. Основные понятия Социология - наука об обществе, об основных законах общественной жизни. Объект социологии - социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Социологические концепции Дюркгейма
Введение Социологические концепции Дюркгейма Заключение Введение Социология возникает в конце 30 – х, начале 40 годов Х1Х в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии ( 1844 год ), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях.
Структура и функции социологии 2
Структура и функции социологии Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы ина уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий.
Объект и предмет социологии 6
Объект и предмет социологии Объект науки: 1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. 2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
Социология в системе гуманитарных наук 2
2. Социология в системе гуманитарных наук В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами: 1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;
Понимающая социология Макса Вебера
Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Разрабатывал концепцию идеальных типов (определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочивания эмпирического материала). Эта концепция служила обоснованием научного плюрализма в социологии.
Генеалогическое древо социологии
1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин. Особое место в цикле социально-гуманитарных дисциплин занимает социология. Ее роль резко возрастает в критические, переходные периоды истории, когда на первый план выступает задача формирования не отвлеченных идеалов, а анализа тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается реальное общественное мнение.
Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии
!1 Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социология как наука
Современная социология - наука о социальных системах (отношениях, процессах, субъектах), их функциях и законах. Предмет и объект; деятельность и взаимодействие социальных систем - общество, организация, семья. Личность, статус, роль - основы предмета.
Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социология как наука. Объект и предмет социологии. Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Вебер
Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину.
Социальная мобильность
Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация отражает ее качества. Отсюда следует, что проблема образовательной стратификации теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Георг Зиммель
Зиммель Георг (1858-1918)- немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914).