Сибирский Государственный Университет
Путей Сообщения
Социологическое
Исследованиетема: Негативное влияние социальных сетей на молодежь
выполнила:
студентка группыСКС-211
Ковалева Вероника Юрьевна
проверила:
доцент, канд. социол. наук
Кашник Ольга Ильинична
Новосибирск 2009
Программа социологического
исследования.
I. Теоретическая часть.
Описание проблемной ситуации
Известный британский психолог и биолог Арик Сигман в недавнем выпуске журнала Biologist весьма негативно высказался о влиянии на здоровье человека, которое оказывают популярные социальные сети. Доктор Сигман признает, что подобные веб-сервисы приносят много пользы, делая более насыщенной социальную жизнь людей. Однако, будучи созданными для поддержания и обогащения социальных связей, сети вроде Facebook или хорошо знакомых отечественным пользователям «Одноклассников» и «ВКонтакте» в итоге замещают живое общение виртуальным. В своей статье «Всегда на связи: биологическое влияние социальных сетей» ученый предостерегает от чрезмерного увлечения интернет общением, отмечая опасность того, что недостаток живых контактов может негативно повлиять на функционирование иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления. В перспективе, согласно доктору Сигману, возможно возникновение куда более серьезных проблем со здоровьем: рака, сердечнососудистых заболеваний, слабоумия.
По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна, и распространение её связано с низкой культурой общества. С данной проблемой нужно бороться не только обществу, каждый человек должен сам осознавать большой вред социальных сетей и стараться не поддаваться их влиянию. Поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть негативное влияние социальных сетей на молодёжь, т.к. молодёжь является основой нашего общества.
Проблема исследования
Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении места социальных сетей в жизни современной молодёжи и их влияния на развитие личности.
Цель исследования
Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени в нашем городе.
Задачи исследования:
Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.
Выявить причины «зависания» на подобных сайтах.
Подтвердить гипотезу снижения уровня здоровья молодежи из-за провождения большого количества времени перед монитором компьютера с нерабочей целью
Проверить гипотезу торможения развития людей как личностей из-за большой роли «сетей» в их жизни
Объект исследования:
Молодёжь в возрасте 15 – 20 лет.
Предмет исследования:
Социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, ICQ)
Логический анализ
Негативное влияние социальных сетей на молодежь
Негативный – оказывающий дурное влияние, не несущий пользы.
Влияние — в логике социально-психологической науки это и процесс, и результат (в рамках ряда подходов влияние не подпадает под категорию процессов, а рассматривается лишь как результат процесса воздействия) существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т. д., а также поведенческой активности человека при взаимодействии в условиях совместной деятельности и общения.
Социальная сеть- множество акторов (социальных объектов) и определенное на нем множество отношений.
В данном контексте – интернет-сообщество
Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.
Гипотеза исследования
Мы считаем, что данная вредная привычка глубоко укоренилась среди молодежи в нашей стране. Большинство случаев регистрации в социальных сетях молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, найти старых друзей и всегда быть «в контакте», и постепенно это приводит к попаданию в зависимость, приводит к торможению развития человека как личности, «зомбированию», ухода из реального мира в виртуальный. Кроме того, проведение долгого времени возле компьютера с развлекательной целью отрицательно влияет на здоровье.
Расчет выборочной совокупности.
В нашем исследовании генеральной совокупностью является вся молодежь в возрасте от 15 до 20 лет. Выборочная совокупность равна 26 человек : 10 муж. пола и 16 жен. Респондентамиявляются все пользователи персонального компьютера с подключением к сети Интернет. Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных. Данным исследованием мы хотим обратить внимание общества на данную проблему.
Дорогой друг!
Я, студентка II-курса СГУПСА, убедительно прошу уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Прошу отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантирую. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать.
Заранее благодарим!
В настоящее время Вы:
учитесь
учитесь и работаете
работаете и не учитесь
занимаетесь чем-нибудь другим (укажите)_____________________
Где вы учитесь/работаете (укажите Вашу должность/место учебы)? __________________________________________
Хотели бы Вы сменить место учебы/работы?
да, хотел(а) бы перейти
нет, не имею такого желания - переходите к вопр 6
не задумывался над этим - переходите к вопр 6
Если у Вас имеется желание сменить место учебы/работы, то чем это вызвано?
(укажите)__________________________________________
Как Вы оцениваете свои отношения:
Вполне хорошие | Сносные | Плохие | Трудно сказать | |
А) С товарищами по работе (учебе) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Б) С непосредственным руководителем | 1 | 2 | 3 | 4 |
А что, по Вашему мнению, характеризует отношения коллектива к Вам в целом?
полная доброжелательность и взаимопомощь
отношения в основном хорошие
отношения в основном безразличные
чаще всего отношения напряженные, недоброжелательные
Испытываете ли вы недостаток в общении?
да
нет
Сколько человек проживает в Вашей семье, включая Вас?
я живу один
двое
3 и более
Зарегистрированы ли вы в какой-либо социальной сети? Если «да», то укажите в какой (каких)? _________________________________________________
Сколько времени в день вы проводите в интернете?
Более 5 часов
1-3 часов
Не больше часа
Мой интернет работает круглосуточно
Как часто вы посещаете социальной сети?
Ежедневно
Раз в 2-3 дня
Раз в неделю
Раз в месяц
Сколько времени вы проводите в социальных сетях?
Более 5 часов
4-5 часов
1-3 часов
Не больше часа
С какой целью вы посещаете социальной сети?
Общаюсь с друзьями, выкладываю фотографии видео
Узнаю домашние задания
Узнаю, что нового у друзей
Смотрю видео, качаю музыку
Пишу заметки, дневники, блоги, веду ЖЖ
Другое _________________________________________
Вы предпочитаете виртуальное общение реальному?
да
нет
Как Вы относитесь к людям, «живущим в сети»?
не осуждаю
не обращаю внимания
выражаю недовольство
сам(а) живу в сети
Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время (выберете не более трех ответов):
смотрю телевизор, слушаю радио
читаю газеты, журналы
посещаю музеи, выставки, хожу в театр
общаюсь с друзьями и знакомыми
хожу в бар, ресторан, на дискотеку
занимаюсь своим хобби
сижу в интернете
другое (напишите) ________________________________________
Известны ли Вам какие-либо случаи ухода человека с головой из реального мира в виртуальный? Если «да», то укажите, что Вам известно. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь несколько вопросов о Вас лично:
Ваш пол?
мужской
женский
Ваш возраст?
15-16
17-18
19-20
Ваше образование?
неполное среднее
полное среднее
среднее специальное
незаконченное высшее
Ваше семейное положение?
женат (замужем)
холост (не замужем)
живу в гражданском браке
Благодарим Вас за участие в исследовании!
Вопрос№ | Вариант ответа | Кол-во ответов | Процентное отношение | Общее процентное соотношение | ||
школьн. | студ. | школьн. | студ. | |||
1. | 1) | 8 | 8 | |||
2) | 4 | 4 | ||||
3) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
4) | 2 | 0 | 0% | |||
2. | указано | 16 | 10 | 100% | 100% | |
3. | 1) | 0 | 2 | |||
2) | 10 | 14 | 100% | |||
3) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
4. | указано | 0 | 2 | 0% | ||
не указано | 10 | 14 | 100% | |||
5. | А1 | 8 | 14 | 0% | 0% | |
А2 | 0 | 1 | ||||
А3 | 1 | 2 | ||||
Б1 | 8 | 15 | ||||
Б2 | 1 | 1 | ||||
Б3 | 0 | 1 | 0% | |||
6. | 1) | 4 | 6 | |||
2) | 8 | 7 | ||||
3) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
4) | 1 | 0 | 0% | |||
7. | 1) | 0 | 0 | 0% | 0% | 0% |
2) | 10 | 16 | 100% | 100% | 100% | |
8. | а) | 4 | 2 | |||
б) | 9 | 1 | ||||
в) | 2 | 1 | ||||
9. | указано (ВК, icq, одноклассники) | 10 | 16 | 100% | 100% | 100% |
не указано | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
10 | 1 | 7 | 8 | |||
2 | 3 | 1 | ||||
3 | 2 | 0 | 0% | |||
4 | 1 | 0 | 0% | |||
11. | 1) | 10 | 16 | |||
2) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
3) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
4) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
12. | 1) | 1 | 3 | 100% | ||
2) | 7 | 5 | ||||
3) | 5 | 5 | 0% | |||
4) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
13. | выбрали больше 3 пунктов | 8 | 8 | |||
выбрали меньше | 3 | 7 | ||||
14. | 1) | 10 | 15 | |||
2) | 0 | 1 | 0% | |||
15. | 1) | 8 | 9 | |||
2) | 7 | 2 | ||||
3) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
4) | 0 | 0 | 0% | 0% | ||
16. | Выбрали вариант 7 (сижу в интернете) | 10 | 16 | |||
Выбрали варианты 2, 3, 6 | 1 | 4 | ||||
17. | ответили | 2 | 2 | |||
Не ответили | 8 | 14 |
Результаты исследования
Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы:
- Наша гипотеза о том, что «залипание» в сети глубоко укоренились среди молодёжи, оказалось верной. Большинство опрошенных проводят в социальных сетях более допустимой нормы.
Целью пребывания «В Контакте» - самой популярной социальной сети – в целом является желание провести время, пообщаться с друзьями, найти новых знакомых, поделиться информацией, фото, видео и т.п.
Хотя при этом только один опрошенный ответил, что предпочитает виртуальное общение реальному, большинство опрошенных по вечерам находятся в сети (наблюдение).
Наша гипотеза, в соответствии, с которой человек, проводя свободное время в сети, вместо посещения театров, выставок, музеев, чтения, занятия хобби подтвердилась: только 5 опрошенных упомянули эти пункты в своих ответах.
На степень зависимости от «сетей» возраст не влияет: как школьники, так и студенты проводят много времени перед монитором.
Степень зависимости от интернета показана следующими показателями:
- «ВКонтакте» зарегистрированы 100% опрошенных
- Все опрошенные появляются в «сетях» ежедневно
- Как и предполагалось ранее, большинство респондентов проводят в социальных сетях и перед компьютером в целом более 4 часов в день, негативным последствием чего является вред здоровью.
II Процедурная часть
10.11.09 – составление и размножение образца.
15.11.09 –20.11.09 – проведение анкетирования.
21.11.09 – оформление программы, анализ анкет и группировка полученных данных.
7.12.09 – оформление выводов исследования, подготовка программы и выводов к защите.