Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новосибирский Государственный Технический Университет
Кафедра социологии
Анализ статьи по дисциплине «Социология»
«Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности».
Факультет: МА
Группа: Эм-102
Выполнила: Биг С.А.
Преподаватель: Крилоб Н.Б.
Новосибирск 2009
Название статьи «Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности».
Автор статьи Н.Н. Зарубина – доктор философских наук, профессор кафедры социологии МГИМО МИД РФ.
Данная статья взята из журнала «Социс» № 7 (255), 2005.
Цель работы
Целью данной статьи является обозначение пределов социокультурной функциональности денег.
Поскольку функциональность денег не является универсальной и всеобщей (в некоторых сферах социального бытия они оказываются дисфункциональными и деструктивными), проникновение денег в некоторые области социальной жизни либо должно ограничиваться и блокироваться с помощью социокультурных механизмов, либо адаптироваться к специфическим условиям социальности.
Основные задачи, решаемые в работе
Исследование денег как социокультурного феномена включает два базовых подхода: во-первых, анализ денег как экономического и рыночного, внесоциального феномена. Во-вторых, деньги рассматриваются как продукт развития социальных отношений и связей и по существу не столько экономический, сколько социальный феномен. Каждый из названных подходов имеет эвристическую значимость, поскольку раскрывает особую предметную область социологического исследования денег.
Следовательно, основными задачами, решаемыми в данной статье, являются рассмотрение этих двух подходов к исследованию денег, выявление и анализ свойств, функций и особенностей денег.
Так же в данной работе деньги рассматриваются в качестве основы общества и его сути, превращая массу разобщенных индивидов в социальное целое. В связи с этим автор ставит перед собой задачу определить конкретные рамки функциональности и универсальности денег в современном обществе.
Основные методы и способы, с помощью которых автор реализует задачи исследования
Статью автор делит на три раздела. Первый назван «Деньги и социокультурная реальность». Здесь рассматривается необходимость и значимость денег для современного общества, которое осознает себя именно в деньгах. Анализируются высказывания по этому поводу различных других авторов. В этой части статьи решается одна из основных задач, поставленных автором, а именно определяются функции денег, их способности, свойства и особенности. Например, говорится, что деньги формируют универсальные связи между людьми и предметным миром. Они в силу своей абстрактности и универсальности обладают способностью уравнивать людей и связывать их друг с другом. Единственным значимым свойством денег является их количество. Язык денег понятен всем и всегда. Таким образом, деньги в обществе – универсальный эквивалент не только экономических, но и социальных, культурных и прочих ценностей.
Во втором разделе «Деньги как катализатор отчуждения» Н.Н. Зарубина исследует механизм воздействия денег на социальные отношения, а в частности свою точку зрения она противопоставляет позиции американской исследовательницы В. Зелизер. В доказательство она приводит цитаты из работ Карла Маркса и других ученых, таких как С. Московичи и Г. Зиммель.
В последнем разделе «Социокультурные пределы функциональности денег» автор рассматривает проблему генезиса денег, тем самым подводя итоги своего исследования и решая поставленную перед собой и читателями цель.
Основные результаты и выводы, сделанные в работе автором
В ходе своего исследования автор статьи Н.Н. Зарубина рассматривает деньги, отношение людей к деньгам, их роль в социальной жизни и многие другие аспекты. Из основных выводов, сделанных ею в работе, можно привести следующие: благодаря деньгам происходит личное освобождение индивида от массы социальных, моральных, идеологических связей, упрощается путь к удовлетворению любых желаний и потребностей. Одновременно, обладание деньгами позволяет включиться в социальные связи. Они являются универсальным средством социального обмена и социальных взаимоотношений и коммуникации. Но, несмотря на все достоинства денег, они не только отчуждают, но и обладают свойством противопоставлять людей друг другу, сеять недоверие и враждебность.
Моя точка зрения на ту проблему, которая поднимается в работе
Проблема социокультурной функциональности денег, поднимаемая в работе Н.Н Зарубиной, является, на мой взгляд, очень актуальной темой для современного общества. Ведь общество представляет собой сосуществование независимых друг от друга людей, и практически единственная реальная социально-интегрирующая сила заключена в процессах обмена и деньгах как их средстве. С введением рыночных отношений люди получают доступ ко всему, что можно купить за деньги – к товарам и продуктам, информации и услугам.
Деньги сами формируют идентичность человека и создают предпосылки для интеграции индивида в общество. Так незнакомые и не имеющие ничего общего между собой люди могут вступать в контакт посредством денег – взаимно полезный и необходимый: из этого, собственно, и состоит вся жизнь в современном обществе. Народная мудрость, гласящая, что счастье не в деньгах, а в их количестве, совершенно точно отражает тот факт, что именно количество денег создает материальные преимущества. Отсутствие денег или их незначительное количество лишают человека определенной социальной позиции, престижа, а нередко – достоинства и уважения окружающих.
Стремящийся к знаниям, к творчеству или к власти, к семейному благополучию или развлечениям - при всем мыслимом разнообразии возможных целей, сначала должен позаботиться о деньгах. Но, несмотря на такую огромную значимость денег, все же существуют социальные ниши, проникновение денег в которые воспринимается как шокирующее, аморальное явление: любовь, брак, семья, государственная и военная служба.
Другие работы по теме:
Деньги, виды денег
Деньги - это товар, который является всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Товар - единство потребительной и меновой стоимости, а
Понятие денег.
2Деньги Самой ранней формой торговли, которая существовала, был 1 Бартер 0. Но у бартера есть множество недостатков. 1 Бартер 0 - это обмен одной вещи или ус-
Понятие денег.
2Деньги Самой ранней формой торговли, которая существовала, был 1 Бартер 0. Но у бартера есть множество недостатков. 1 Бартер 0 - это обмен одной вещи или услуги на другую.
Бартер и деньги
Деньги являются средством, которое делает обмен более простым.
Сущность функции и виды денег
Введение « Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их.
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь В первой главе необходимо определить предмет исследования, а именно - феномен лжи. Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь.
Мой социокультурный образец
Речь идет о построении собственной системы ценностей и морально-нравственных ориентиров, которые будут вести тебя если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, на определенном ее этапе.
Хакеры как феномен информационного пространства
Библиотека 5баллов. Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.
Множественная личность
Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой.
Семейное воспитание как социокультурный феномен
Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания.
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
С. М. Сергеев История русской культуры
России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре императорской России (XVIII начала XX в.)
Уфимцева Н. М. Моу сош 7 Копейск
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения (СО) и его структуры
Человек и деньги
Сочинение-рассуждение Для чего нужны человеку деньги? Вопрос это простой, но ответ на него сложный. Деньги во все времена играли большую роль в социальной жизни. Но люди относятся к ним по-разному. Для кого-то деньги - это счастье, а для кое-кого - средство существования.
Удачная торговля
Автор: Гримм. Мужик продал корову за 7 талеров, но услышал лягушачье «ква» и бросил деньги в воду, чтобы квакушки сами сосчитали, что не 2 талера, а 7. Через некоторое время он шел к городу с мясом заколотой коровы, услышал собачье «дай» и отдал своре все мясо, приказав через 3 дня принести деньги. Не получив денег, предъявил претензии мяснику, тот побил метловищем.
Игра и игрушка в сфере повседневной культуры
Как правило, когда решаются вопросы, связанные с игрой как феноменом культурной жизни, будь то научно-теоретический или обыденный контекст, остаётся в стороне атрибутивный аспект проблемы.
Музей как феномен культуры и его роль в деле культурного туризма
Введение Вторая половина XX столетия отмечена в культуре как время "музейного бума". Статистикой зафиксировано, что темпы прироста музеев в мире в это время составляли в среднем 10 % за пятилетие, то есть, из всего числа существующих в мире музеев половина создана в течение последних пятидесяти лет.
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Цеховик
— подпольный предприниматель в СССР в период до конца 1980-х годов. Феномен подпольности заключался в том, что официально было невозможно ни организовать предприятие, ни продавать произведённую продукцию. Поэтому цеховики нашли выход — официальной государственной структурой производилась подпольная продукция и неофициальной теневой структурой эта продукция продавалась.
Классики, неоклассики, кейнсианство даты
Процент в трактовке Дж.М. Кейнса и "классиков" Классики. Процент является фактором, который приводит в равновесие желание инвестировать и готовность сберегать. Также процент рассматривается как вознаграждение за воздержание от использования текущего богатства. Процент стремится к уровню, при котором совокупный спрос на капитал на этом рынке при данной норме процента равен совокупному капиталу, притекающему на рынок при этой же норме процента.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Wiki как движок обычного сайта
Не секрет, что на настоящий момент традиционные cms переживают что-то типа кризиса. Новых технологий как бы и нет, новых направлений - тоже. В основном, cms тихо совершенствуются и "наращивают мясо" функциональности.
Классификация чрезвычайных ситуаций 4
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС Название П о к а з а т е л и Количество пострадавших, чел Нарушение условий жизнедеятель - ности, чел Материальный ущерб, тыс. мин. разм. оплаты труда