Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Художник-живописец, теоретик, рисовальщик, создатель фресок, произведений в технике темперной живописи. Представитель русского модерна.
Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным.
В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой.
Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 г. с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в ЦУТР. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в МУЖВЗ. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской В. А. Серова. Кроме того, в 1901 г. он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой.
Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 г. в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924).
Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910). "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным.
На протяжении 1910-х гг. рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916). Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро. Купальщицы", 1917).
Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.
Космологический символизм сказывается в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.
В тяжелые, голодные 1917-1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им "Петроградская мадонна". В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон. За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.
В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.
В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Предметы включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).
Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.
На рубеже 1920-х и 1930-х гг. Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.
Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год. Тревога"(1934). Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 г. приобрела иной смысл, нежели в 1919-м.
Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х гг. произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
Другие работы по теме:
Доказательства
Индуктивное косвенное доказательство. Дедуктивное косвенное доказательство. Прямые доказательства. Ошибка тезиса, аргумента и демонстрации.
Аввакум Петров
Аввакум Петров- протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре.
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
2. работа
Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ects и балльно-рейтинговой системы (брс) оценок текущей успеваемости) (В соответствии с Приказом Ректора №996 от 27. 12. 2006 г.)
Entombed
Предтечей этой шведской группы был проект "Nihilist", существовавший в 1987-1989 годах. Команда выпустила три демки и успешно распалась. Однако, спустя короткий промежуток времени музыканты собрались вновь уже под вывеской "Entombed".
Обоснование и принятие кадровых решений
ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра Информатики и информационного обеспечения КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Тема: Принятие решения в организационно-управленческих задачах.
Структура отитов у детей по данным ЛОР-отделения ПЦ НЦМ-РБ
Макаров.С.Н., Аммосова.Е.П., Петров.И.Ф. Медицинский институт ЯГУ, ПЦ НЦМ-РБ №1 Заболевания ЛОР - органов является наиболее распространенной патологией у детей. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый четвертый ребенок подвергнут заболеваниям ЛОР органов.
Своеобразие повести Андрея Платонова Котлован
Андрей Платонов написал повесть «Котлован» в 1929—1930-х годах. Это были годы великого перелома — сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха — сталинская. По словам У. Черчилля, Сталин «взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием».
Научный подвиг академика Василия Петрова
После изобретения в 1800 г. итальянским ученым А. Вольта первого источника электрического тока – «вольтова столба» – начались исследования химических, тепловых и световых действий электрического тока.
Внутренняя добруджанская революционная организация
(болг. Вътрешна добруджанска революционна организация, рум. Organizaţia Internă Revoluţionară Dobrogeană) - болгарская революционная организация, боровшаяся с политикой румынизации Добруджи. Северная Добруджа вошла в состав Румынии в 1878 г., Южная Добруджа управлялась королевством Румыния в 1919-1940 гг.
Кировоградский областной комитет КП Украины
- орган управления Кировоградской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Кировоградская область образована 10 января 1939 года из частей Киевской, Николаевской, Одесской областей. Центр - г. Кировоград.
Скифы альманах
Сборник «Скифы» - литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде. Выпущен издательством «Скифы». Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение.
Барков, Дмитрий Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография Введение Барко́в Дми́трий Дми́триевич (род. 1972) — советский и российский актёр кино.
Перемена именами
— явление, весьма распространённое между ссылаемыми в Сибирь. Совершается обыкновенно в пути или во время ночлегов на этапах. Сговорившиеся на первой же перекличке отзываются не на свои, а на обменянные имена, и с этого момента Иванов, положим, приговорённый к ссылке на поселение, идёт уже под именем Петрова в каторжные работы, а Петров, приговорённый в каторгу, — под именем Иванова на поселение.
Сарафов, Борис Петров
Введение 1 Семья 2 Молодость 3 Аттентаты и дальнейшая карьера 4 Илинденское восстание 5 Распад ВМРО 6 Убийство Список литературы Введение Борис Петров Сарафов (12 июня 1872, Либяхово, Османская империя — 28 ноября 1907, София, Болгария) — выдающийся болгарский политический деятель, офицер, руководитель ВМОК в 1899—1901 годах.
Список генералов Третьего Болгарского царства
Содержание 1 Список 1.1 А 1.2 Б 1.3 В 1.4 Г 1.5 Д 1.6 Ж 1.7 З 1.8 И 1.9 Й 1.10 К 1.11 Л 1.12 М 1.13 Н 1.14 П 1.15 Р 1.16 С 1.17 Т 1.18 Ф 1.19 Х 1.20 Ц 1.21 Ч 1.22 Ш 1.23 Я 1. Список
Бедный, бедный Павел
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Награды и номинации 4.1 Награды 4.2 Номинации Введение «Бедный, бедный Павел» — российский кинофильм по пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I».
Шраер-Петров, Давид
План Введение 1 Биография 2 Книги 3 Избранные научные публикации Список литературы Введение Давид Петрович Шраер-Петров (настоящее имя — Давид Пейсахович Шраер; англ. David Shrayer-Petrov; род. 1936(1936), Ленинград) — русский поэт, прозаик, мемуарист, эссеист, переводчик; врач и учёный-медик.
Уставная Белозерская грамота
Уставная Белозерская грамота определяет порядок суда и управления Белозерских наместников, и размер пошлин ими получаемых. Условно в этой грамоте можно выделить 4 раздела:
Петров, Георги
Георги Петров Николов , известный под прозвищами Гёрче Троячанец (болг. Георги (Гьорче) Петров, около 1865, село Варош, Прилеп, Македония, Османская империя — 28 июня 1921, София, Болгария) — болгарский революционер и один из руководителей Внутренней македонско-одринской революционной организации.
Аудит основных средств в организации
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «Бухгалтерский учет и аудит» по теме: «Аудит основных средств в организации» Преподаватель: Мамрукова О.И.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Еще учась в четырехклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением увиденного мальчик сделал первые самостоятельные пробы - иконы и пейзажи масляными красками.
Евгений Петров
Петров Евгений Петрович - юмористический писатель и фельетонист. Романы Ильфа и П. в своем сюжетно-композиционном принципе являются своеобразным вариантом так называемого «плутовского романа».
Петров Николай Арнольдович
Николай Петров по праву занимает место в ряду феноменальных пианистов своего поколения. Впервые он заявил о себе в 1962 г., завоевав Серебряную медаль на Первом международном конкурсе им.Вана Клиберна в США.
Георгий Гречко
Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР, доктор физико-математических наук.
Ильф и Петров
Ильф И. и Петров Е., русские советские писатели-сатирики, работавшие совместно.
Памятник А.С. Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А.С.Пушкину.Его создатель-скульптор А.М.Опекушин,архитектор постамента-В.А.Петров.Материал,из которого создана скульптура-гранит,