Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.
Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским. Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка. После получения за конкурсную картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность стажировки в Европе.
В Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно "Чудесный улов рыбы" (1762).
Достоинства и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: "Во всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности... и талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено ему будет упражняться". Явившийся в Академию вслед за своей картиной (она была отправлена в Петербург раньше), Лосенко был послан в Москву, где исполнил известный портрет "первого русского актера" Федора Волкова (1763).
Лосенко не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И. Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение, раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова, был "другом совершенным, великодушным, бескорыстным..."
Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.
Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения студентов Академии.
Летом 1763 года Лосенко вновь уезжает в Париж. Его рисунки на темы античной мифологии отмечены там золотыми медалями. Большое внимание в этот период уделяет художник работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург "одну картину, этюд с натуры колерами, эскиз..." Речь шла о картине "Венера и Адонис" или "Смерть Адониса", этюде "Апостол Андрей Первозванный" и эскизе "Изгнание из храма" (местонахождение неизвестно).
Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака", более выразительную в цвете, чем "Чудесный улов рыбы".
В декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и работает над лучшими антиками для "совершенства рисунку" рисует "из славных... картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах" "упражняется в колерах". Результатом упорного труда явились, как и называл Лосенко, "академические фигуры в величину натурального чело века" - "Авель" (1769, Харьковский художественный музей) и "Каин" (1768).
Лишенные "сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.
Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие произведения: "Каин", "Авель", "Правосудие" (рисунок с работы Рафаэля). В этой оценке - гордость успехами талантливого живописца.
С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной "Владимир и Рогнеда", первым произведением, посвященным отечественной истории. Картина положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и удостоил профессорского звания.
Последняя картина Лосенко - "Прощание Гектора с Андромахой" (1773) - написана на сюжет "Илиады" и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.
Василий Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:
Все живо, что твоя рука изобразила
И будет живо все. доколь продлится свет.
Единого тебя смерть в младости сразила
Единого тебя, Лосенко, с нами нет!
Другие работы по теме:
Баженов В.И.
Биография: детство, юность, творчество за границей, на родине. Архитектурные сооружения Баженова. Проект института благородных девиц. Создание большой модели Кремлёвского дворца. Строительство Царицыно. Дом Пашкова-жемчужина русского зодчества.
Русский классицизм 2
Глава 1. Русский классицизм Корни русского классицизма уходят в эпоху Пeтpа I (годы единовластного правления: 1689—1725). Это эпоха стремительного развития России, расширения и укрепления ее границ, экономического подъема, обеспеченного напряженным трудом, героизмом и жертвами народа. Это эпоха выхода России к Балтийскому морю, закладки русского флота, строительства новой столицы — Петербурга.
Традиції та розвиток народного розпису
Розвиток образотворчого мистецтва в Україні з прадавніх часів і до наших днів. Творчість членів "Товариства пересувних художніх виставок". Cимволіка побутового жанру, настінного (петриківського) розпису у М. Пимоненка, К. Білокур, М. Приймаченко.
Живопись и скульптура XVIII века
Тема: живопись и скульптура XIX века. План: Введение. 1. Развитие живописи 18 века. 2. Скульптура. Список литературы. Приложение. Введение. Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности, выдвинутое потребностями преобразовывающегося русского государства.
Российская культура XVII - XVIII вв.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Петровские реформы и их влияние на образ жизни и мышление российского общества Военная реформа Реформы в экономике Реформы финансов
Живопись 18 века
Классицизмом (от латинского слова “классикус” – “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов.
Культура России в XVIII в 2
Министерство образования Российской Федерации «Российский государственный профессионально-педагогический Университет» Институт социологии
Музеи Петербурга
В Петербурге — около 200 музеев, 40 из которых являются крупными музейными собраниями. Еще в начале XVIII века Петр I начал собирать разные диковины и редкости, купленные им в Европе и Российской империи.
Русская культура первой половины 18 века
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII - середине XIX века. Изменения в социальной структуре общества. Образование, наука и техника, культура, общественная мысль, транспорт, архитектура, сельское хозяйство, промышленность.
Русская живопись второй половины XVIII века
Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова. Преобладание реалистического направления, историческая, пейзажная, бытовая живопись.
Основные черты русского барокко
Характеристика стиля русского барокко. Трансформация общества под влиянием нового стиля. Искусство первой половины XVIII века - архитектура, скульптура, живопись, литература, военное искусство.
Культура козацької доби та українського бароко
Православна церква як чинник культурного процесу в Україні XVI-XVIII ст. Брестська церковна унія та братський рух (школи, академії). Гуманістичні ідеї в історичних піснях та думах. Церковна архітектура козацької доби, українське бароко Малої Русі.
Историческая живопись
Особенности исторического жанра в системе российской живописи. Великие представители исторического жанра живописи, их вклад в развитие данного направления и известные работы. Развитие жанровой и пейзажной живописи, их представители и популярность.
Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко
Русская литература 18 столетия развивалась и крепла, выражая и пафос невиданного до того грациозного государственного строительства, и идеи общественного долга, и растущий интерес к человеческой личности. Эти её особенности определили прогрессивный характер изобразительного искусства той поры.
Харьковский художественный музей
Основание коллекции Харьковского художественного музея известным ученым и общественным деятелем Каразиным. Рост города как экономического и культурного центра, становление местной художественной школы. Принцип экспозиционно-выставочной деятельности.
Искусство передвижников в Русском музее
История основания и развития союза товарищества передвижных художественных выставок, "передвижничество" как огромное явление русской культуры. Особенности портрета второй половины XVIII в., представители передвижников-портретистов и их известные работы.
Искусство второй половины XVIII века
Основание Академии художеств (1757), первого и отныне крупнейшего художественного центра, определило пути русского искусства на протяжении всей второй половины столетия.
Живописец Иван Петрович Аргунов
Творчество И.П. Аргунова — члена династии крепостных архитекторов, живописцев и мастеров. Особенности судьбы крепостного художника, развитие таланта, иконопись. Главное призвание Аргунова, картина "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме".
Соколов, Пётр Иванович художник
Пётр Иванович Соколов (1753—1791) — исторический живописец. Родился крепостным человеком княгини Голицыной и, будучи отпущен ею на волю, десяти лет от роду поступил в число воспитанников Императорской академии художеств.
Акимов, Иван Акимович
Ива́н Аки́мович Аки́мов (22 мая (2 июня) 1755, Санкт-Петербург — 15 (27) мая 1814, Санкт-Петербург), российский живописец, представитель классицизма.
1737 год
— невисокосный год, начинающийся во вторник по григорианскому календарю. События Открыт театр Сан-Карло (Teatro San Carlo) — оперный театр в Неаполе.
Аргунов, Иван Петрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Галерея 4 Источники Введение Ива́н Петро́вич Аргуно́в (1729—1802, Москва) — русский живописец, портретист.
Культура 18 века России 2
Культура XVIII века России Содержание Введение Общая оценка русской культуры XVIII века Просвещение Театр Литература Живопись Музыка Архитектура Заключение
Блеск Петербурга
Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное, меняющееся порой до неузнаваемости. Смотришь на старинные рисунки и фотографии, на которых изображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот в судьбе города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом, увековеченным
Княгиня Ольга 3
Контрольная работа по отечественной истории Задание №1. Анализ деятельности исторической личности Личность: княгиня Ольга Период правления 945 – 957 г.г.
Баженов Василий Иванович
В России XVIII века архитектура была, пожалуй, наиболее процветающим видом искусства, что особенно ярко воплотилось в творчестве Василия Ивановича Баженова, хотя осуществить ему удалось ничтожно малую часть своих грандиозных замыслов.
Архітектура і образотворче мистецтво України XVII - XVIII ст
Реферат на тему: Архітектура і образотворче мистецтво України XVII – XVIII ст.” Розглядаючи розвиток образотворчого мистецтва і архітектури на Україні в XVI – XVIII ст., треба відмітити, що він відбувався у особливих історичних умовах. Період польського панування, напади татар, період визвольної війни, приєднання українських земель до Росії в наслідок Переяславської ради, період Руїни, коли українські землі входили до складу різних держав – все це зумовило особливості розвитку української архітектури та образотворчого мистецтва XVI – XVIII ст.