Никитин Иван Никитич (ок. 1690-1742)
"Персонных дел мастер", любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня.
Его творчество - начало русской живописи нового времени.
Год рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата - около 1690 года - иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца; только в последние годы определился корпус его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни?
Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он, скорее всего, в Оружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом живописца. Однако даже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью.
Никитин покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей - Иван Никитин.
К тому же времени относятся и первые известные его работы - портреты царевен Прасковьи Иоанновны (1714) и Натальи Алексеевны (до 1716).
По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского "Юрнала": "Его величества половинную персону писал Иван Никитин". Еще одна работа первого периода творчества Никитина - портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), восьмилетней дочери Петра.
В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию, пребывание в которой значительно расширило технические приемы его живописи.
В начале апреля 1720 года братья Никитины вернулись в Петербург, встреченные царской лаской - Иван получил звание гофмалера. Его жизнь теперь тесно связана со двором.
28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.
Никому нет дела до гофмалера. Прекращаются заказы, жалованье выплачивается нерегулярно.
Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты - жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова, изображенного в сложном рокайльном повороте, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща; канцлера Н.И. Головкина, воплощающего образ государственного деятеля.
И неожиданный "Портрет напольного гетмана", одно из самых странных произведений 18 века. Непонятно, кем мог быть человек с простым утомленным лицом, человек воли и действия, написанный с обогнавшей время живописной раскованностью и мастерством. "Напольный" ли это (то есть командующий действующими, "полевыми" войсками) гетман - но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. Или название родилось из старой описи, где картина обозначена "наполно неоконченной", то есть незавершенной, и тогда, может быть, изображен на ней простой казак-малороссиянин?
Портрет решен очень просто. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель, формально - глава Украины. Удивительно, но по-своему символично: мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.
В 1732 году Никитин был арестован Тайной канцелярией по обвинению в особо тяжком государственном преступлении и пять лет провел в одиночной камере Петропавловской крепости в бесконечных допросах и пытках.
Долгое время принято было считать, что после смерти Петра I художник, переехав в Москву, примкнул к старо-русской партии, желавшей вернуть Русь в допетровское время, чем и был вызван его арест. Однако ничто в Никитине не выдает приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейским привычкам - в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги; записками на итальянском языке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. Были ли репрессии последствием неосторожности брата Никитина, Родиона, читавшего с амвона памфлет против Феофана Прокоповича? Или существовали более сложные и скрытые причины? Глухие намеки в материалах следствия позволяют судить о причастности Никитина к оппозиции правлению Анны Иоанновны, имевшей не очень прочные права на престол и постоянно опасавшейся заговоров. Это подтверждается и длительностью следствия и жестокостью наказания: "бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно под караулом".
Воцарившаяся дочь Петра I, Елизавета, велит немедленно "Ивана и Романа Никитиных из ссылки, где они обретаютца, освободить", но приказ достигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дороге персонных дел мастер Иван Никитин.
Другие работы по теме:
Нормирование труда
Установления комплексных норм труда, норм труда на станочных работах, на процессах перемещения сырья, материалов. Норма времени, выработка и оценка влияния факторов. Оценка полноты использования рабочего времени и её влияния на результативность работы.
оценка качества труда
Министерство общего и пофессионального образования РФ Государственный Университет Управления Кафедра «Управление технологиями» Дисциплина «Качество»
Агропромышленная депутатская группа (АПГ)
Агропромышленная депутатская группа (АПГ) Депутатское объединение в составе Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва (январь 2000 – декабрь 2003). Выступает в качестве политического союзника фракции КПРФ.
А. В. Корячко 2010 года
Практика по информатике и информационным технологиям: с 16. 01. 12г по 22. 01. 12г. (группа 522)
Борьба человека и футляра в произведениях А.П.Чехова
Борьба "человека" и "футляра" в произведениях А.П.Чехова Автор: Чехов А.П. С середины 90-х годов XIX века началось массовое рабочее движение, которое уже не затихало до революции 1905 года. В условиях этого пробуждения общественного самосознания открылся новый этап творчества Чехова, когда его гений достиг высшей художественной зрелости.
Краткое содержание Хождение за три моря Афанасия Никитина
В 1458 г. предположительно купец Афанасий Никитин отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (на территории теперешнего Азербайджана). У него с собой путевые грамоты от великого князя тверского Михаила Борисовича и от архиепископа Тверского Геннадия. С ним еще купцы — всего идут на двух судах. Двигаются по Волге, мимо Клязьминского монастыря, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейся во владениях Ивана III.
Никитин И.С.
Тяжелые семейные обстоятельства привели к тому, что Никитин становится содержателем постоялого двора, более десяти лет находясь в общении с представителями разных сословий русского общества.
Хожение за три моря
"Хожение за три моря" - древнерусское произведение в стиле дневниковых записей. Автор - тверской купец Афанасий Никитин - описывает свое путешествие через Дербент и Баку сухим путем в Персию и потом в Индию.
Башня инженера Никитина
Когда встал вопрос о строительстве в Москве нового телевизионного комплекса с башней высотой не менее пятисот метров, Никитин выдвинул в высшей степени смелое предложение — построить башню из бетона. Многим тогда это показалось безумием.
Общекорабельные системы и устройства
Наряду с энергетикой, электроэнергетикой и автоматизированными системами управления, контроля и защиты в послевоенный период интенсивно развивался и комплекс общекорабельных систем и устройств (ОКС и У) кораблей ВМФ.
Директория Совет пяти
Директория Совет пяти ») — коллегия 5 министров Временного правительства — временный чрезвычайный орган верховной власти в России в сентябре — октябре 1917.
Апрельское восстание 1876
Апрельское восстание — национально-освободительное восстание в Болгарии 18 апреля—23 мая 1876. Подготовлялось Болгарским революционным центральным комитетом, находившимся в Джурджу (Румыния), и революционными комитетами в Болгарии. Началось ранее намеченного (на 1 мая 1876) срока, ввиду возникшей из-за предательства опасности ареста руководителей.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Сокольская гимнастика
Сокольская гимнастика — гимнастика, базирующаяся на упражнениях с предметами, упражнения на снарядах, массовые упражнения и пирамиды. Гимнастика впервые появилась Австро-Венгрии, её основателем был профессор Пражского университета Мирослав Тырш (1832—1884). Тырш также является идеологом Сокольского движения, базировавшегося на идеях славянской независимости от Австро-Венгрии.
Афанасий Никитин
Первый россиянин в Индии В 1466 году послы Ширван-шаха возвращались домой ,в Баку ,от двора Великого князя московского Ивана III. С ними отправились несколько русских и бухарских купцов. Услыхав это ,тверской купец Афанасий Никитин тоже захотел попытать торгового счастья в иноземных странах. У Нижнего Новгорода он присоединился к посольскому каравану: вместе плыть было безопаснее.
Батман единица измерения
Батман — старинная азиатская весовая единица, входившая в Русскую систему мер и использовавшаяся в отдельных местностях Российской империи. Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря» упоминает о батмане. В XVI веке был в употреблении, но в торговой книге он не значится. В XVII веке батман является казенной единицей, но только для местностей, населённых инородцами.
Никитин, Иван Никитич
Иван Никитич Никитин (около 1680 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Биография Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.
My birthday
Мой день рождения. Сочинение на английском языке с переводом.
Политический режим и коррупция
Понятие коррупции, степень ее влияния на внутреннюю структуру государства. Основные виды политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Факторы, способствующие массовому распространению коррупции в государстве при различных режимах.
Великие географические открытия 2 Предпосылки описание
Graphics Великие географические открытия Выполнила ученица 5 «а» класса Дорофеева Наталья Graphics Афанасий Никитин Graphics Афанасий Никитин В 1466 году Афанасий Никитин с купцами решил поехать торговать в Ширван. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Снарядив два корабля, Никитин со своими товарищами поплыл в Нижний Новгород, где, дождавшись посла двинулись вниз по Волге.
Автокатализ
Автокатализ, ускорение реакции, обусловленное накоплением конечного или промежуточного продукта, обладающего каталитическим действием в данной реакции.
Никитин Афанасий
Никитин Афанасий (?-1472) первый русский путешественник по Индии, купец. С торговыми целями отправился в 1466 из Твери по Волге до Дербента, пересек Каспий и через Персию достиг Индии. На обратном пути (через 3 года) вернулся через Персию и Черное море.
Афанасий Никитин
Осенью 1466 г. из Москвы на родину возвращался посол Ширванского ханства. Об этом узнал русский купец из Твери Афанасий Никитин. Ханство лежало на юго-западном берегу Каспийского моря и торговало со многими странами Востока.
Полевой Б.Н.
Полевой (настоящая фамилия - Кампов) Борис Николаевич (1908 - 1981). Русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).
Вишняков И.Я.
Великий русский художник, портретист и религиозный живописец времен императрицы Елизаветы Петровны. Был учеником Луиса Каравака, французского живописца, приглашенного Петром I в Россию.