Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 - 1822)
Д. Г. Левицкий принадлежал к старинному украинскому роду. Отец художника был потомственным священником и одновременно занимался гравюрой. Именно отец стал первым учителем будущего художника. Позднее, когда в Киеве появился А. П. Антропов, приехавший из Петербурга для росписи только что построенного архитектором Ф.-Б. Растрелли Андреевского собора, Левицкий поступил к нему в ученики.
Занятия, а впоследствии и совместная работа с Антроповым продолжались более десяти лет. После окончания росписи собора Левицкий вместе с учителем отправился в Петербург (1758), а позднее и в Москву (1762), где выполнял росписи Триумфальных ворот, построенных по случаю коронации Екатерины II.
Известность пришла к художнику в 1770 г., когда на выставке в Петербургской АХ публика увидела 6 первоклассных портретов его кисти. Среди них особое внимание привлекал парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769), автора проекта здания АХ и ее первого директора.
За этот портрет Левицкий был удостоен звания академика живописи.
Тогда же ему предложили возглавить портретный класс АХ, руководителем которого он оставался до 1788 г. Созданная художником галерея портретов современников принесла ему заслуженную известность. Появились солидные заказы. Одним из них был заказанный И. И. Бецким портрет П. А. Демидова (1773). Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.
В 1773-77 гг. Левицкий был занят выполнением заказа императрицы Екатерины II, которая поручила ему написать семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Эта портретная галерея объединена общим замыслом: художник представил смолянок танцующими или разыгрывающими театральные сценки. Изображения даны на фоне пейзажей или драпировок, так что каждое из них воспринимается как своеобразная сюжетная картина.
В портрете Е. И. Нелидовой (1773), представленной танцующей, изящество движений раскрывается в грациозном повороте фигуры, а непосредственность и обаяние выражены в задорном блеске карих миндалевидных глаз и лукавой улыбке.
Кроме однофигурных портретов смолянок - Г. И. Алымовой, играющей на арфе (1776), Е. И. Молчановой, сидящей у столика с физическими приборами (1776), А. П. Лев-шиной (1775) и Н. С. Борщовой (1776), показанных танцующими, - Левицкий создал и парные портреты Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772?), Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущовой (1773). Особенно удачен последний портрет, изображающий девочек-подростков, разыгрывающих сцену из комической оперы "Капризы любви, или Нинетта при дворе". Шаловливая десятилетняя Хрущева, исполняющая мужскую роль, и застенчивая Хованская, робко взирающая на своего "кавалера", увидены Левицким во всей непосредственности, проглядывающей сквозь заученные театральные жесты. Единство композиционных приемов, ритмичность движений и тонкое колористическое решение объединяют эту оригинальную портретную сюиту.
Среди официальных парадных портретов, созданных художником, особое место занимает картина "Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия" (1783). В нем в аллегорической форме выражено представление русских просветителей об идеальном монархе. Екатерина II изображена в горностаевой мантии, на фоне колонн и драпировок, возжигающей фимиам из маков перед статуей богини Правосудия. За балюстрадой - морской пейзаж с кораблями, напоминающий о победах русского флота на Черном море; у ног императрицы - орел с лавровой ветвью в клюве, сидящий на огромных фолиантах Свода законов, как бы утверждает роль Екатерины II - законодательницы.
Подобная концепция образа отвечала требованиям классицизма - стиля, господствовавшего в литературе и искусстве конца XVIII в. Его идеалы определяли и характер так называемого львовско-державинского кружка, к которому был близок Левицкий. Передовые мыслители и литераторы Н. А. Львов, Г. Р. Державин, В. В. Капнист оказали на художника большое влияние. В этот период Левицким созданы портреты философа Д. Дидро (1773), находящийся теперь с Женеве, и писателя А. В. Храповицкого (1781).
Мастерски написан портрет Н. А. Львова (конец 1770-х), в личности которого воплотились лучшие черты человека эпохи Просвещения: возвышенный ум, талант, чистота и благородство помыслов. Шедевром Левицкого стал портрет будущей жены Н. А. Львова, дочери обер-прокурора Сената М. А. Дьяковой (1778), блиставшей красотой, обаянием, образованностью. Недаром на обороте холста написаны поэтические строки: "В ней больше очарования, чем смогла передать кисть. И в сердце больше добродетели, чем красоты в лице".
Последний период жизни Левицкого был горек. В результате натянутых отношений с Советом АХ ему пришлось покинуть ее стены, оставить преподавание. Уменьшилось и число заказов. Болезни, бедность и, наконец, слепота привели его к могиле.
Другие работы по теме:
Расчет фундамента
Глубина заложения фундаментов должна приниматься с учетом 1. Назначения и конструктивных особенностей проектируемого сооружения нагрузок и воздействий на его фундаменты
Расчет фундамента
Порядок определения глубины заложения фундаментов, главные факторы и критерии, на нее влияющие. Цель и методика расчета оснований по деформациям. Этапы расчета деформаций основания и осадок фундаментов. Вычисление параметров арматуры подошвы фундамента.
Экзамен 8 семестр Всего- 120 Требования стандарта по дисциплине
«Требованиям к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускника высшей школы», утв. Госкомитетом РФ по высшему образованию от 27 марта 2000 г по циклу «Дисциплины специализации» од. С. Оо: Автоматика и робототехника, согласно которым специалист после изучения дисциплины должен
Классицизм в живописи
Автор: Разное Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению.
Дмитрий Левицкий – первый портретный живописец
Дмитрий Григорьевич Левицкий принадлежит к числу людей, прославивших русское искусство. «Один из известнейших русских художников, бывший... в свое время первым портретным живописцем» – так отозвался о нем президент Академии художеств А. Оленин в 1824 году, спустя два года после смерти мастера.
Художник Дмитрий Левицкий
Text Text Graphics 1783г, холст, масло,1780-е. Холст, масло. 110х77 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 1783г, холст, масло,1780-е. Холст, масло. 110х77 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Русское изобразительное искусство XVIII века
РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой.
Шпора по культурологии
До середины 17в была иконопись. Последний Росс. Иконописец Симон Ушаков («Спас», «Богородица») В 18 веке возникает парсука- промежуточный этап Росс. живописи. Настоящий портрет в Росс. возникает в 18в. Никитин- был из крепостных, писал портреты. Рокотов, Левицкий, Баровицкий. 1Парадная живопись( персонаж изображен в парадной одежде).
Русская живопись второй половины XVIII века
Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова. Преобладание реалистического направления, историческая, пейзажная, бытовая живопись.
Анализ творчества Д.Г. Левицкого
Краткая биография и общая характеристика основных периодов творчества выдающегося русского художника XVIII в. - Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822), а также анализ его основных произведений. Особенности возникновения жанра - "портрет в роли".
История фото в России
История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии.
Соколов, Пётр Иванович художник
Пётр Иванович Соколов (1753—1791) — исторический живописец. Родился крепостным человеком княгини Голицыной и, будучи отпущен ею на волю, десяти лет от роду поступил в число воспитанников Императорской академии художеств.
Сиверс, Яков Ефимович
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Увековечивание памяти Введение Я́ков Ефи́мович Си́верс (Яков-Иоганн Сиверс) (19 августа 1731(17310819) — 23 июля 1808) — русский политический деятель, новгородский губернатор, чрезвычайный посол в Польше, действительный статский советник, один из членов-учредителей Вольного экономического общества.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Угрюмов, Григорий Иванович
Введение 1 Биография 2 Галерея картин Список литературы Введение Григо́рий Ива́нович Угрю́мов (30 апреля (11 мая) 1764, Москва — 16 (28) марта 1823, Санкт-Петербург)[1] — исторический живописец и портретист; представитель классицизма.
Антропов, Алексей Петрович
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Введение Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716—1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.
Нелидова, Екатерина Ивановна
Введение 1 Биография 1.1 Фаворитка 1.2 Отставка Список литературы Введение Екатери́на Ива́новна Нели́дова (1756—1839, Санкт-Петербург) — дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова, фаворитка Павла I, двоюродная тетка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой.
Костюмированный бал 1903 года
Введение 1 Хронология 2 Костюмы 3 В культуре Список литературы Введение Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником.
Смольный институт
Содержание 1 Институт благородных девиц 2 Воспитанницы Института благородных девиц 3 1917 год 4 Резиденция партийного руководства 5 Постсоветский период
Ганнибал, Иван Абрамович
Иван Абрамович Ганнибал (5 июня 1735, Карьякюла, близ Ревеля (ныне Таллина) — 12 октября 1801, Санкт-Петербург) — русский военачальник, крупный военный деятель России последней четверти XVIII века, главнокомандующий Черноморским флотом, взял штурмом Наварин, основал город Херсон.
Аксёнов, Всеволод Николаевич
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии Список литературы Введение Всеволод Николаевич Аксёнов (6 (19) апреля 1902[1], Москва — 29 марта 1960, Москва), мастер художественного слова, драматический артист, лауреат Сталинской премии первой степени (1948),заслуженный артист РСФСР (1947)
Украинская интеллигенция на Соловках
Введение 1 План Введение 2 Персоналии, о которых рассказывает С. Пидгайный 2.1 1. Те, чьи имена не значатся в истории 2.2 2. Государтвенные и партийные деятели советской Украины
Ляоянское сражение
Ляоянское сражение 1904 года, сражение между русской Маньчжурской армией и тремя японскими армиями во время русско-японской войны 1904-1905. Произошло 11(24) августа — 21 августа (3 сентября) в р-не г. Ляоян (юго-вост. часть Маньчжурии).
Синклер, Малькольм
Малькольм Синклер (швед. Sinclair Malcolm; 1691(1691) — 17 июня 1739) — шведский граф, майор. Биография Принадлежал к шотландскому роду, представители которого обосновались в Швеции в XVII веке.
Малороссия историография
Интерес к изучению малорусской истории стал пробуждаться среди малороссов во второй половине XVIII века. Попытки изложения малорусской истории были, впрочем, и раньше, но они носили только летописный характер. Таковы летописи Самовидца, Самоила Величка , Григория Грабянки . Толчок к изучению истории Малороссии дали события, связанные с последними годами гетманства Разумовского , началом управления Малороссией Румянцева и екатерининской комиссией для составления нового уложения.
Моделирование информационной системы оценки качества образования
Информационная система оценки качества образования В ходе создания информационной системы оценки качества образования была разработана законченная концепция и работающий прототип информационной системы, поддерживающий осуществление основных видов деятельности по оценке качества образования.
Каталитический этюд
Современные успехи биохимии заставили по-иному взглянуть на многие процессы живого мира, где, как оказалось, властвуют истинные “короли” в мире катализаторов - ферменты.
Антропов А.П.
Главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии Художеств, был предпоследним ревизором иконописания при Святейшем Синоде, учитель знаменитого Левицкого, ученик Андрея Матвеева (Кобылина).