Мстислав Валерианович Добужинский
Годы жизни: 1875 - 1957
Мстислав Добужинский родился в Новгороде, отрочество провел в Вильнюсе,
где закончил гимназию и куда потом неоднократно приезжал. Помнил о своем
происхождении из древнего литовского рода и фамилию возводил к названию деревни
Дабужяй под Укмярге.
Живописец, график, художник театра, ведущий участник творческого
объединения "Мир искусства". Участвует в выставках с 1902 г. Одним из
первых оценил талант М. К. Чюрлениса. В 1924 г. при содействии Ю. Балтрушайтиса
принял литовское гражданство и уехал из России. В 1925 г. работал для Рижского
театра, в 1926 - 1929 гг. - для парижского театра Н. Ф. Балиева "Летучая
мышь". С 1929 г. ведущий художник Государственного театра (Каунас). В 1935
г, с труппой театра уезжает в Англию. С 1939 г. в США; умер в Нью-Йорке.
В эмиграции выступал с лекциями, писал статьи, очерки, мемуары. В
архиве художника в Рукописном отделе Литовской национальной библиотеки им. М.
Мажвидаса сохранились стихи, - редкие опыты, начиная с 1903 г., и множество
вариантов стихотворений, написанных в 1920 - 1922 гг. в имении княгини Марии
Дмитриевны Гагариной Холомки близ Прохорова Псковской области. Здесь под
руководством сначала художника Бориса Петровича Попова (зятя Александра Бенуа),
затем Корнея Чуковского и Добужинского, действовала колония петроградского Дома
искусства (В. Ф. Ходасевич, В. А. Пяст, Е. И. Замятин, О. Э. Мандельштам, М. М.
Зощенко, М. Л. Слонимский и другие).
Эти стихотворения должны были составить сборник "Тайны",
несколько набросков содержания которого сохранилось (РО ЛНБ; ф. 30, оп. 1, ед.
хр. 2181). Перу Добужинского принадлежит также несколько стихотворений "на
случай" и рифмованных писем родственникам и друзьям.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта russia.rin/
Другие работы по теме:
Русское искусство XIX начала XX века
Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 1900 года. Художественный мир Петербурга и Москвы: судьба антитезы
К проблеме сходства в литературном портрете
Статья посвящена осмыслению проблемы сходства в литературном портрете как жанре мемуарной прозы. Автор акцентирует внимание на том, что анализируемый жанр подчиняется законам, во многом совпадающим с законами создания его в живописи, поэтому при анализе литературного портрета использован опыт исследователей портрета в визуальном искусстве.
Ремизов автобиографическое пространство
Ремизов родился 24 июня (6 июля) 1877 года, его родители были представителями двух московских купеческих родов: Ремизовых и Найденовых. Мать, Мария Александровна Найденова, принадлежала к богатому купеческому роду, была женщиной образованной и одаренной. Но, по ряду обстоятельств она вышла замуж за многодетного вдовца Михаила Алексеевича Ремизова, человека интересного, хотя не обладавшего ни общественным положением, ни воспитанием Найденовых.
О визуальной поэтике В. Набокова
"Очарованность пространством" (Женетт 1998, 1: 279) - одна из особенностей литературы модернизма. Речь идет не только о художественном пространстве произведения, но о пространственности самого текста, его вертикальном измерении - о "пространстве книги".
Русский модерн
Содержание. Абрамцево и Талашкино 4 Эпоха модерна 5 Орнамент модерна 5 Неорусский стиль 6 Архитектура модерна. 7 Готика и модерн 8 Происхождение стиля модерн 11
Сапунов
В общих трудах по истории русского искусства самое большее — признается его умение как декоратора приноравливаться к требованиям театра, а в натюрмортах передавать материальность предметов.
"Мир искусства"
О "Мире искусства" написано настолько много, что любое описание стиля и метода мастеров обречено на тривиальность.
Культура России XIX века 2
Культура России XIX века Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи.
Сатира и юмор в изобразительном искусстве
Обращение русского человека к юмору, сарказму, сатире в горестные минуты жизни. Карикатура как веселый, забавный рисунок, целью которого является представление в смешном виде какой-то личности или явления. История карикатуры в России, изготовление лубков.
"Серебряный век" в русском искусстве
Стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в.. Новая концепция искусства. Художественные направления и представители течений. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства.
Художник-иллюстратор детской книги В.А. Милашевский
Сказочное разноцветье Владимира Милашевского. Иллюстрации к произведениям классиков мировой литературы и советских писателей. Детский художник. "Конек-горбунок", "Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что", "Синяя свита наизнанку сшита".
Творческие объединения художников XIX-XX веков
Явление русской художественной культуры объединение художников "Мир искусства". Литературно-художественный альманах "Мир искусства". Полемика с академически-салонным искусством. Нигилистический скептицизм "мирискусников" по отношению к фальшивой жизни.
Пять мифов Петербурга
Во все времена Петербург строился с оглядкой - на "золотой век", на определенную идею, концепцию. Он всегда пытался воплотить некий идеал, лежавший чаще в прошлом чем в будущем.
Творчество Марка Шагала
Гастиловичская средняя школа Творчество Марка Шагала и его оценка (реферат) Руководитель__________________ Выполнил(а)___________________ Гастиловичи, 2001
Великий график Добужинский М.В.
Введение. Обзор литературы. Добужинский вступил в искусство в период величайших сдвигов в социальной жизни, науки, философии, культуре. Его творчество навсегда остается связанным с глубоким переломом в сознании человека, совершившимся под влиянием этих перемен.
Шагал Марк живописец и график
Выходец из России, с 1922 за рубежом. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. ("Над городом", 1914-18; витражи, иллюстрации).
Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века
История зарубежной гравюры. Ее становление и особенности развития в России. Понятие, сущность и виды гравюры. Основные приемы и принципы художественного оформления книги. Художественные и технологические особенности печатной гравюры 20-х гг. ХХ века.
Объединение "Мир искусства"
Деятельность модернистского журнала "Мир искусства", предпосылки возникновения и роль Дягилева в его создании, а также концепция, принципы издания, анализ роли и значения в культурной жизни России. История создания объединения художников "Мир искусства".
Развитие русской живописи
Формирование классицизма в русском искусстве ХVIII века. Характерные черты классицизма в живописи: строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии.
Культурология
Формы духовной культуры в процессе перехода от мифотворчества к религии. Причины поздних противоречий русской культуры. Ассимиляция (обрусение) византийской культуры. Основные научные открытия русских ученых ХІХ века. Богема "серебряного века".
Русское искусство конца XIX–начала XX века
Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.
Искусство экслибриса
Экслибрис (от лат. Ex libris - из книги), книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Живопись второй половины ХІХ века
Особенности развития русского изобразительного искусства во второй половине ХІХ века. Ознакомление с живописными работами представителей течения критического реализма. Описание картины И. Репина из народовольнического цикла "Отказ от исповеди".
Русско-испанские взаимоотношения в начале XX века
История российско-испанских дипломатических отношений. Изучение комплекса взаимоотношений Испании и России в 1900-1918 годах. Особенности периода, предшествовавшего первой мировой войне и в период войны. Русско-испанские культурные связи в начале XX века.
Жизнь и творчество Михаила Врубеля
Искусство Врубеля, как поэзия Лермонтова, находит отклик у молодых. В духовном развитии подростков бывает "Лермонтовский" период. А те, кто восприимчив к живописи, в это время открывают для себя Врубеля.
Марк Шагал
За свою более чем десятивековую историю Витебск стал Родиной многих выдающихся людей - деятелей науки и культуры, политиков, военачальников и банкиров. Однако никто из них не прославил его так, как это сделал Марк Шагал.
Добужинский Мстислав Валерианович
Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит к замечательной плеяде мастеров, объединившихся в конце XIX — начале XX века вокруг общества "Мир искусства".